Анатолий Лядов — талантливый композитор и выдающийся дирижер, известный своими знаменитыми симфоническими поэмами, среди которых «Баба-Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора», и многие другие.
Ранние годы
Анатолий Лядов — родившийся в Петербурге 12 мая 1855 года — был членом творческой интеллигентной семьи. Дед мальчика, Николай Григорьевич, играл в оркестре, а отец руководил в Императорской опере, которая часто звучала на ведущих сценах страны.
Анатолий получил хорошее образование, и уже в восемь лет владел навыками игры на скрипке и фортепиано. В 1870 году по совету и настоянию отца он поступил в Петербургскую консерваторию и начал посещать оперу и балет.
Во время учебы молодой человек обучался под руководством Николая Андреевича Римского-Корсакова, именно у него он начал заниматься написанием своих собственных произведений. Позже он присоединился к «Беляевскому кружку». С этого момента началась новая, свободная жизнь, и Лядов все реже появлялся в учебном заведении, в итоге его отчислили. Даже поддержка отца и деда не помогла ему изменить это решение.
Тем не менее, в 1878 году он сумел окончить консерваторию, и позже, благодаря поддержке мецената Митрофана Беляева, ему удалось стать преподавателем там. Среди его талантливых учеников были Сергей Прокофьев и Михаил Гнесин.
Творчество
Пока учился в Петербургской консерватории, учитель стремился заниматься сочинением, но из-за своей врожденной лени и медлительности творческий процесс шел очень медленно.
Тем не менее, необыкновенное воображение и отличные технические навыки позволили создать замечательные произведения: «Про старину», «Арабески» и «Бирюльки» для фортепиано.
Во время проведения мероприятия под названием «Беляевские пятницы» были прозвучаны произведения, которые очень понравились Модесту Мусоргскому. Некоторые критики высказывали отрицательные мнения о них в газетах и журналах. В ответ композитор начал развивать свои навыки, создавая экспромты и этюды, оттачивая свое мастерство в жанре пасторали и часто прибегая к помощи прелюдии и гротеска.
Помимо переложений и аранжировок, Лядов выпустил несколько сборников песен. Его популярность значительно выросла после выпуска музыкальной пьесы «Музыкальная табакерка» и фольклорных симфонических поэм «Скорбная песнь» и «Волшебное озеро».
С 1990 года начали появляться на сценах спектакли под названиями «Русские сказки» и «Сильфиды», которые запомнились зрителям благодаря музыке Анатолия Лядова и были поставлены неоднократно в течение нескольких лет.
Семья
Будучи известной личностью, Анатолий Лядов предпочел не распространяться о своей личной жизни, поэтому только близкие родственники знали о его браке с Надеждой Толкачевой, помещицей. После приобретения имения Полыновка в Боровичском уезде Новгородской губернии, он продолжал творить и создавать новые великолепные произведения. В это время семья его жены, богатые люди, воспитывали его сыновей.
Смерть
Со временем здоровье композитора стало ухудшаться, и он уехал из Петербурга, чтобы жить на своём имении. Врачи обнаружили у музыканта множество заболеваний и порекомендовали ему пройти лечение на минеральных водах. После тяжелого переживания из-за потери близкого друга и ухода сына в армию, композитор заболел, а затем, в 1914 году, скончался от сердечного приступа.
Сначала музыкант был похоронен на Новодевичьем кладбище, но потом его останки перенесли на территорию Александро-Невской лавры.
С целью сохранения памяти о великом музыканте были выпущены почтовые марки с его изображением, а одна из улиц в Боровичах была названа в его честь.