Анатолий Луначарский – известный советский общественный и политический деятель, а также публицист, который написал множество критических статей. Он занимал пост первого наркома просвещения РСФСР с 1917 по 1929 год и был ярым сторонником революции.
Анатолий Луначарский – яркая и уникальная личность с выраженным чувством справедливости, известный своим талантом оратора и публициста. Его роль в реализации революции и в последующих изменениях в стране была значительной.
Он занимал должность народного комиссара просвещения более десяти лет. Наследие Луначарского остается актуальным и в современном мире, оставляя потомкам богатое наследие.
Ранние годы
11 ноября 1875 года в Полтаве, в то время входившей в состав Российской империи, появился на свет будущий искусствовед. Отец мальчика был неизвестен, и мальчик воспитывался отчимом по фамилии Луначарский. Интересно, что и отчим Анатолия был незаконнорожденным ребенком, а его настоящим отцом оказался состоятельный помещик по фамилии Чарнолусский.
В подростковом возрасте гимназист по имени Анатолий увлекся марксистской идеологией. Он также основал тайное сообщество студентов, разделявших его социал-демократические взгляды, и в него вступило около двухсот единомышленников. Молодые люди занимались агитацией против самодержавия среди рабочих и крестьян. Однако эта деятельность привлекла внимание органов власти, и у Луначарского начались проблемы с учебой. Из-за плохой оценки за поведение он не смог продолжить образование в петербургских и московских вузах.
В Цюрихе Анатолий начал учиться в университете, где он изучал математику, естественные науки и философию. Ведущим его наставником был известный швейцарский профессор и философ Р. Авенариус.
Швейцария в то время была местом убежища для русских революционеров, и поэтому Анатолий быстро нашел единомышленников. Он вступил в марксистскую организацию «Освобождение труда», где уже были такие известные имена, как Вера Засулич, Павел Аксельрод, Петр Лавров и Лев Дейч. Важным для его политических и философских взглядов стал Георгий Плеханов, известный как "светоч русского марксизма".
В конце 1890-х годов Луначарский вернулся в Москву и присоединился к работе по восстановлению комитета РДСП, разгромленного многочисленными арестами. Анатолий постоянно подвергался задержаниям, обыскам и допросам, однако не отступал от своих убеждений. Он продолжал пропагандировать революцию и публиковать критические статьи в нескольких российских журналах. Первая теоретическая работа автора под названием «Основы позитивной эстетики» вышла в свет в 1904 году.
Общественно-политическая работа
В 1904 году Луначарский столкнулся с новой волной полицейских преследований. Чтобы избежать ареста, он уехал в Женеву, где его уже ждали Владимир Ульянов и его товарищи. Ленин возглавлял группу активистов, планировавших запустить выпуск новых большевистских газет в Европе.
Вскоре в РДСП возникли серьезные разногласия, и партия начала разваливаться. Анатолий долго не мог определиться, на чью сторону ему занять. Сначала он склонялся к меньшевикам и поддерживал их умеренные взгляды, но позже Ленин сумел убедить его вступить в ряды большевиков.
Луначарский вызывал благоприятные чувства у вождя революции. Ленину нравился этот пылкий, талантливый и чрезвычайно ответственный молодой человек. Самыми ценными качествами активиста Ленин считал его безусловную преданность общему делу и уникальное образование. Анатолий был знаком не только с марксистской философией и естественными науками, но также отлично владел пятью европейскими языками.
В 1905 году по указанию Ленина молодой человек вернулся в Россию, которая уже вспыхнула революционным огнем. В то время, когда по всей стране бушевали восстания и бунты, он проводил агитационную работу и писал статьи для большевистской газеты «Новая жизнь». Также автор написал серию теоретических работ, которые стали основой культурной политики СССР. Он уделял особое внимание вопросам пролетарской эстетики, с целью объединения рабочих и удовлетворения их особого художественного вкуса.
После провала первой революции деятель изменил свои взгляды. Он стал все больше отдаляться от большевиков, разрабатывая свою собственную концепцию, сливая марксизм и христианство. Луначарский представлял бога как всеобщую сущность, создание которой можно достичь коллективным трудом. Среди «богостроителей» были такие известные личности, как М. Горький, В. Базаров и В. Богданов. Все эти новые идеи вызывали бурное недовольство Ленина и его сторонников, которые считали, что «богостроительство» абсолютно несовместимо с марксистскими идеалами.
Через четыре года, по прибытии на Капри, Анатолий Васильевич создал антипартийное сообщество с названием «Вперед» и организовал образовательные курсы для изгнанных из России большевиков. Участники группы выступали против умеренных методов борьбы с самодержавием и пропагандировали отказ от переговоров с Государственной думой. В ходе Первой мировой войны, публицист постепенно отказался от идей богостроительства и снова примкнул к большевикам.
Революция 1917 года
Февральские события призвали всех к активной борьбе с существующим режимом. Весной 1917 года революционер вернулся в Россию, оставив семью в Швейцарии. На родине готовился Первый Съезд Советов, где Луначарский стал депутатом. На новой должности он активно занимался вопросами образования и культуры.
Предшествуя Октябрьской революции, политик и его сторонники проводили крупномасштабные демонстрации. Зарубежные СМИ описывали его как великолепного оратора, способного убедить толпы в необходимости установления советской власти.
Во время Второго съезда советов, который состоялся 26 октября, Луначарский прочитал текст Ленина под названием "Рабочим, солдатам и крестьянам!", возвещающий о победе великой революции.
На посту народного комиссара просвещения
Анатолий Васильевич работал 20 часов в сутки, вкладывая огромные внутренние ресурсы. После обстрела Стен Кремля большевиками политик попросил отставки в знак протеста против разрушения главной культурной ценности Москвы. Однако заявление об увольнении было отклонено немедленно.
У наркома просвещения было множество задач, но основной проблемой в то время была неграмотность населения. Луначарский возглавил Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотности в стране. К концу 1920-х годов усилиями политика и его помощников удалось провести обучение грамоте среди 10 миллионов жителей молодой страны.
В период Гражданской войны вопрос образования не остался без внимания. Несмотря на голод и разруху, практически все учебные заведения продолжали функционировать, принимая всех желающих. Это было заслугой народного комиссара. Интересно, что в 1920 году СССР посетил писатель Герберт Уэллс, который удивился высокому уровню образования по сравнению с царским временем.
Власть, которая пришла к власти, начала удалять памятники, которые напоминали о царской России. Вместо них появлялись новые конструкции, которые впечатляли своими размерами, но не художественным вкусом. Луначарский, хоть и играл роль пропагандиста, но никогда не поддерживал идею "выселения классиков из современности" и "разрушения старого мира". Он убежден, что для развития культуры в новом государстве необходимо уважать наследие царской эпохи.
Министру культуры удалось уговорить своих коллег о необходимости сохранения и развития императорских театров. Кроме этого, он содействовал изданию нескольких произведений русских классиков, чью память пытались уничтожить активные участники революции.
Луначарский поддерживал развитие новых направлений в искусстве, хотя это было непросто. В то же время Анатолий Васильевич верил, что пролетарскую культуру можно распространять исключительно с помощью реализма.
Влияние на советское искусство
Благодаря способности Луначарского выслушивать собеседников, он сумел привлечь на свою сторону многих представителей мира науки и искусства. Нарком установил контакты с Академией наук и достиг сотрудничества ведущих ученых с Наркоматом просвещения. Известны случаи, когда политик поддерживал опальных писателей, отказывающихся проявлять лояльность к новой власти. Например, он организовал зарубежную поездку для требующего срочного лечения Александра Блока и спас от казни ненавидящего новый режим Ивана Бунина.
В период после революции Луначарский все еще мог поддерживать разнообразие в искусстве, но в дальнейшем культурная политика в Советском Союзе становилась все более жесткой. По своему характеру Анатолий Васильевич отличался от Владимира Ленина своей большей демократичностью и утонченностью. Однажды вождь даже сказал:
«Люблю этого человека, в нем есть французский блеск и легкомыслие».
Нельзя не отметить участие наркома в высылке за рубеж интеллигенции и массовых репрессиях среди университетских преподавателей. Однако среди писателей и художников Луначарский продолжал пользоваться авторитетом, и многие даже считали его лучшим министром просвещения за всю историю России.
Личная жизнь
Он был женат дважды, первая его жена — писательница Анна Малиновская, они воспитали сына Анатолия. В дальнейшем молодой человек стал журналистом, ушел на фронт добровольцем и погиб в 1943 году под Новороссийском.
Во второй раз революционер создал семью с актрисой Натальей Розенер, автором книги мемуаров «Память сердца». В этом браке у них не было общих детей, Луначарский занимался воспитанием дочери Натальи от её первого брака.
Известно, что у политика была неофициальная дочь Галина, которая была рождена в отношениях с балериной Надеждой Надеждиной.
Последние годы и смерть
Великий перелом произошел в 1929 году для многих выдающихся личностей, и Анатолий Луначарский не остался в стороне. После 12 лет работы на посту наркома просвещения он был отправлен в отставку, заменил его более лояльный к Сталину А. Бубнов. Сразу же после вступления в должность новый руководитель начал борьбу с либерализмом и свободомыслием в искусстве.
После ухода с политической сцены Луначарский связал свою биографию с научной деятельностью. Он писал публицистические статьи и возглавлял Ученый комитет при ЦИКе Советского Союза. Год спустя после отставки с поста народного комиссара Луначарский был избран академиком.
В 1930-х годах стало очевидно, что Анатолий Иванович не соответствует сталинскому режиму, который становился все более тоталитарным и кровожадным с каждым годом. Ему предъявили обвинения в сотрудничестве с троцкистами за определенные высказывания, однако дело было скоро приостановлено из-за недостатка доказательств.
В периодической печати появились статьи, содержащие разгромные аргументы, в которых публицист обвинялся в отклонении от большевистских взглядов на искусство и культуру. В 1920-е годы Владимир Галактионович Короленко предупреждал о возможных репрессиях в отношении Луначарского, но тогда успешному политику было очень сложно поверить в это.
В 1933 году его назначили послом Советского Союза в Испании. Однако он провел там всего недолго — 26 декабря того же года скончался от тяжелого заболевания.