Анатолий Папанов был очень любим публикой. Он сыграл множество ролей в кино и на театральных сценах. Однако остается ощущение недосказанности, какой-то незавершенности в его жизни. Похоже, что он мог еще много сказать, что-то очень важное, но не смог, просто не успел. Ушел.
Большой успех пришел к актеру после съемок в фильме «Живые и мертвые», хотя в его кинокарьере было и другие успешные проекты.
Детство и юность
Анатолий Папанов родился 31 октября 1922 года в Вязьме, недалеко от Смоленска. Его отец, Дмитрий Папанов, был военным, а мать, Елена Росковская, работала модисткой. Они были людьми интеллигентными и глубоко верующими, и передавали свою веру своим детям. Мама была полькой, которая сменила католичество на православие и работала в ателье по пошиву платьев и шляпок для женщин. Родители не одобряли многие явления, происходившие в стране в то время.
Толик очень любил своих родителей, особенно тянулся к отцу и старался быть похожим на него во всем. Дмитрий Папанов обладал отличными театральными навыками, он участвовал в постановках в гарнизонном театре, который руководила актриса Лучезарская. Она была бывшей звездой императорского театра и женой командира гарнизона в Вязьме. Старший Папанов часто выступал в любительских спектаклях, и он часто брал своего сына и дочь с собой, когда нужно было присутствие детей на сцене.
В 1930 году семья Папановых переехала в Москву и была заселена в квартиру на улице Малые Кочки. Анатолия отправили учиться в школу, но у него не было никакого интереса к учебе. Он постоянно вытворял какие-то шалости, лучшей оценкой для него была тройка.
После того как он с трудом закончил школу, ему и в голову не приходило идти учиться в институт, потому что с такими оценками в вузе ему не место. После окончания школы Папанов нашел работу литейщика на заводской ремонтной мастерской, и вечерами он ходил на занятия в театральную студию на заводе «Каучук». Основы актерского мастерства Анатолий учился у актеров Московского театра им.Вахтангова, а студией руководил Василий Куза, которого Папанов всегда считал своим самым важным учителем.
Однажды приятель Анатолия предложил ему пройти прослушивание в Театре рабочей молодежи. Папанов поначалу сомневался в своих способностях, но все же согласился. Комиссия выявила в нем актерский талант и дала ему шанс. Анатолий быстро влился в коллектив, стал одним из лидирующих артистов и мечтал о том, чтобы стать профессиональным актером.
Война
Совсем скоро пришлось забыть о своих мечтах, ведь война началась. Еще с первых дней Папанов отправился на фронт. Три месяца он обучался работе с зенитными орудиями, а затем оказался на передовой вместе с другими новобранцами. Всю свою жизнь он не мог забыть ужасы той войны, где однажды почти вся его рота погибла, и его спасло чудо. Под Харьковом он получил тяжелое ранение, ампутировали два пальца ноги, и он получил третью группу инвалидности.
Однако не спеша отправляться в тыл, вместе с коллективом, который сам создал, Папанов объездил множество фронтовых госпиталей. Артисты старались поддержать боевых товарищей своими выступлениями, читая стихи, петь песни, играя сценки и получая шквал аплодисментов от благодарных зрителей. Именно тогда у него возникла мысль о его предназначении. Вернувшись в Москву, Анатолий Папанов принял решение осуществить свою мечту – стать артистом.
Театр
Когда он прибыл в ГИТИС, вступительные экзамены уже прошли. В тот год вуз не набрал нужное количество студентов, и у Анатолия появился шанс поступить. Он попал на прием к ректору Михаилу Тарханову, который попросил настойчивого молодого человека продемонстрировать свои способности прямо сейчас. Папанов прочел стих, который очень понравился Тарханову. После короткого интервью Анатолий Папанов был принят в вуз на второй курс.
Сначала Папанов не выделялся среди своих однокурсников, но уже с первой репетиции проявил себя с лучшей стороны. Учителя одобрительно отзывались о его таланте. В 1946 году Анатолий получил диплом вуза и сразу же получил приглашения в лучшие театры Москвы. Его приглашали в МХАТ, в Малый театр и в другие, но он отказался. Вместе с женой и товарищами по учебе он отправился в Литву, где пробыл всего два года.
В 1948 году Папанов с женой получили приглашение от Андрея Гончарова в Театр сатиры. Они вернулись в столицу и на сцене этого театра Анатолий сначала играл эпизоды или второстепенные роли. Его первая значимая роль пришлась на 1954 год, когда его позвали заменить больного актера.
После премьеры этого спектакля, режиссеры наконец-то увидели, какой талант скрыт в этом актере. Однако прошло еще три года, прежде чем ему доверили роль главного героя. Успех этой постановки был ошеломляющим, у артиста появились свои поклонники, которые «ходили на представление с Папановым». Его Киса Воробьянинов перестал быть комическим и смешным. В исполнении Папанова он приобрел глубину и трагизм, и зрители уже совершенно по-другому относились к этому персонажу.
В 1962 году Папанов был выбран для роли в спектакле «Дом, в котором ломаются сердца», основанном на произведении Бернарда Шоу. Это достаточно сложная пьеса, и не многим режиссерам удается успешно поставить ее на сцене. Однако артисты Театра сатиры справились с этой задачей, и даже сняли телевизионную версию этого спектакля. Анатолию Папанову пришлось воплотить образ Мангана. Театральная биография этого артиста очень насыщена, он принимал участие во многих спектаклях, которые получили высокую оценку зрителей и критиков.
Анатолий Папанов также попробовал себя в качестве режиссера. В 1987 году он поставил спектакль «Последние» по пьесе Максима Горького на сцене своего театра.
Фильмы
Выдающийся артист Анатолий Папанов не сразу добился успеха, как в театре, так и в кинематографе. В начале своей карьеры он замирал перед камерой, не в силах даже пошевелиться или заговорить. Этот своеобразный гипноз не позволял ему раскрывать свой актерский талант, поэтому он получал только второстепенные роли.
Фильмом-дебютом для Папанова в кино стала картина «Ленин в Октябре», которая вышла до начала Великой Отечественной войны. Через два года после этого актер сыграл в фильме «Подкидыш». Однако настоящий успех пришел к Папанову гораздо позже, когда ему удалось раскрыть свой талант в фильмах «Приходите завтра…», «Человек идет за солнцем» и «Яблоко раздора».
В 1963 году режиссер Александр Столпер предложил Папанову роль генерала Федора Серпилина в фильме «Живые и мертвые», но актер сильно сомневался в своих способностях и отказывался от этой работы.
Сила воли режиссера победила, и буквально на следующий день после выхода фильма всем стало ясно, что он не ошибся. Папанов получил широкую известность, картина побила все рекорды посещаемости кинотеатров, количество зрителей перевалило за сорок один миллион. Фотография актера в роли Серпилина украсила обложку «Советского экрана» и почтовую марку, выпущенную в 1966 году. Эта работа была удостоена премии Первого всесоюзного кинофестиваля как лучшая мужская роль.
Режиссеры начали активно предлагать Анатолию Папанову роли в своих фильмах, и он соглашался в большинстве случаев. Некоторые предложения он отклонял из-за работы в театре. Так появились такие фильмы, как "Стежки-дорожки", "Родная кровь", "Дети Дон Кихота" и "Дайте жалобную книгу". Он также сыграл главные роли в фильмах "Возмездие" и "Наш дом".
Эльдар Рязанов пригласил Анатолия Папанова сыграть в комедии "Берегись автомобиля", где его партнерами стали другие талантливые советские актеры.
Затем произошли съемки в «Белорусском вокзале», «12 стульях» и «Джентльменах удачи», в которых проявился как драматический, так и комический талант артиста во всей своей яркости.
В фильмографии Анатолия Папанова есть две картины, которые очень популярны среди зрителей. Первая – комедия «Бриллиантовая рука», где Папанов сыграл контрабандиста Лёлика. Худсовет негативно отнесся к этой ленте, но зато зрители были от нее просто в восторге. Многие выражения папановского героя стали народными, их цитируют и по сей день. После выхода этой картины Папанов был узнаваем везде, куда бы ни пошел.
Вторая работа была названа "Холодное лето пятьдесят третьего", и именно она показала всем мощь драматического таланта Анатолия Папанова. Его персонаж – политический заключенный Копалыч, покорил не только зрителей, но и критиков. Очень жаль, что сам актер не дождался выхода фильма на большие экраны.
Анатолия Папанова также помнят как мастера озвучивания. Его голос звучал в самых любимых советских мультфильмах – "Паровозик из Ромашкова", "Рикки-Тикки-Тави", "Золотой мальчик".
Однако, слава пришла к Папанову после озвучивания Волка в мультфильме «Ну, погоди!». Вместе с ним работала Клара Румянова, которой принадлежит голос Зайца. После выхода мультфильма на экраны, он быстро завоевал сердца не только детей, но и взрослых. Дети писали Папанову множество писем, а сам актер всегда говорил, что его Волк далек от злодейства, ему просто не везет.
Личная жизнь
Анатолий Папанов нашел счастье в личной жизни. Он вступил в брак с Надеждой Каратаевой, актрисой, с которой учился в ГИТИСе, 20 мая 1945 года. Оба они пережили войну — она служила медсестрой, он был фронтовиком. Их брак длился более четырех десятилетий, наполненный любовью и уважением друг к другу. Они умели разрешать конфликты мирно, без скандалов, и их отношения были прочны до самой смерти Надежды.
В 1954 году у супругов родилась дочь по имени Елена, которая стала наследницей семейного имущества. С 1976 года она работает в театре имени Ермоловой и продолжает служить там по сей день. У неё две дочери – Мария и Надежда, которые уже сами стали матерями. На данный момент у Анатолия Папанова есть уже трое правнуков.
Смерть
Анатолий Папанов внезапно покинул нас. Это произошло 5 августа 1987 года, сразу после возвращения из Карелии, где завершились съемки фильма «Холодное лето пятьдесят третьего…». У него появилось свободное время, и актеру захотелось отправиться в Ригу, где в то время гастролировала его жена со своим театром.
Папанов решил принять душ после дороги, но в это время в доме не было горячей воды. Он принял холодный душ, который и вызвал сбой в работе сердца. У Папанова начался сердечный приступ, который привел к его кончине. В это время артист был дома один, без медицинской помощи. Его тело обнаружили только через несколько дней.
Даже точную дату смерти пришлось устанавливать судебным медицинским экспертам.
Анатолия Папанова похоронили на Новодевичьем кладбище. Несколько дней спустя скончался его друг и коллега — Андрей Миронов, который заменял Папанова во время гастрольного тура Театра сатиры.
Мемориал был установлен на могиле в 1992 году скульптором Д.Народицким и архитектором Ю.Воскресенским.
Избранная фильмография
- 1937 — Ленин в Октябре
- 1952 — Композитор Глинка
- 1961 — Человек ниоткуда
- 1962 — Яблоко раздора
- 1963 — Порожний рейс
- 1964 — Живые и мёртвые
- 1965 — Зелёный огонёк
- 1965 — Мать и мачеха
- 1966 — В городе С.
- 1967 — Возмездие
- 1968 — Виринея
- 1968 — В тринадцатом часу ночи
- 1969 — Семейное счастье
- 1970 — Сохранившие огонь
- 1970 — Любовь Яровая
- 1973 — Дача
- 1973 — Дела сердечные
- 1974 — Одиножды один
- 1975 — Одиннадцать надежд
- 1976 — 12 стульев
- 1976 — Мама, я жив
- 1978 — Всё решает мгновение
- 1979 — Инженер Графтио
- 1982 — Отцы и деды
- 1984 — Время желаний
- В 1987 году наступило Холодное лето пятьдесят третьего…
- Все фильмы с участием Анатолия Папанова
- Собрание интервью с известным актером
- Биография на Википедии