Анатолий Зверев был известным советским художником, который работал в стиле модернизма и авангарда. Его произведения хранятся в публичных галереях и частных коллекциях по всему миру.
Судьба недолго позволила Анатолию Звереву проявить свой талант – он ушел из жизни в возрасте всего 55 лет. За свою краткую творческую жизнь художник создал множество портретов женщин, в каждом из которых запечатлены особенности реальных моделей.
Детство и юность
Художник родился 3 ноября 1931 года в столичном районе Сокольники. Большая семья, переехавшая из деревни, жила очень скромно: отец был инвалидом и получал пенсию, а матери приходилось работать техничкой на скромную зарплату.
Покинув обычную школу в 15 лет, Толя решил заняться изучением живописи. Сразу после войны он поступил в художественное ремесленное училище Дмитрия Лопатникова, которое располагалось на Преображенке. Зверев, его первый учитель, всегда вызывал у него теплые чувства и уважение.
После службы два года во флоте, молодой человек стал студентом другого художественного учебного заведения. Однако отношения с преподавателями оставляли желать лучшего: Анатолий постоянно критиковал существующую систему образования и несколько раз даже хотел покинуть учебное заведение. В конце концов, он бросил учебу и начал самостоятельно заниматься творчеством.
Творчество
Термин «классический Зверев» обозначает оригинальный подход, впечатляющий множеством хаотических мазков, сливающихся в согласованный образ. Творения художника неповторимы и легко узнаваемы даже людьми без специальных знаний.
Как-то раз Анатолий был нанят в Сокольнический парк, где находился детский городок, чтобы работать художником-оформителем. В какой-то праздник его попросили украсить этот городок, дав на это очень мало времени. Анатолий нашел краску и кисти, и начал быстро украшать фанерные щиты. Время торопило, и вместо кистей он взял веник у местной уборщицы и продолжил работу. Его творение вызвало много обсуждений среди знающих людей, и некоторые даже подумали, что он копирует американского художника Джексона Поллока.
В 1957 году картины Зверева были представлены на Молодежной выставке в Москве, в рамках фестиваля молодежи и студентов. Через два года его произведения были опубликованы в журнале «Жизнь», а позже три акварельных рисунка были приобретены музеем современного искусства в Нью-Йорке. Для художника одним из самых важных моментов стал отзыв Роберта Фалька, который сказал: «Берегите Зверева, каждое его прикосновение драгоценно».
Творчество Анатолия стало чрезвычайно популярным среди дипломатического сообщества. Представители западных стран интуитивно почувствовали, что у необычного «зверевского» языка, привнесшего новизну в модернизм и авангард, большое будущее. Живописец часто получал заказы на портреты супругов и возлюбленных. Именно при Звереве возникло понятие «дип-арт», которое означает высокую оценку его творчества среди иностранных дипломатов.
Не смотря на достаточное количество высокооплачиваемых заказов, Анатолий Тимофеевич вел скромный образ жизни. Художник-бродяга не имел постоянного жилища или собственной мастерской. В то время, когда большинство его знакомых уже успели приобрести недвижимость, машины и другие атрибуты уважаемой жизни, Зверев продолжал скитаться. С годами его стремление к бродяжнической жизни только усиливалось. Он считал, что богатство и комфорт лишают свободы и заставляют творческого человека жить по общественным правилам.
Одной из основных проблем было его увлечение спиртным, о котором знали все. Некоторые люди из окружения пользовались этим, но были и те, кто пытался помочь. Сам Анатолий Тимофеевич оправдывал эту привычку своим нестабильным положением в обществе.
Художник решил жить отдельно со своей матерью, но проводил там крайне мало времени, предпочитая ночевать у друзей или даже под открытым небом. Он любил поесть хорошо, особенно жареное мясо и грибовый суп, но за столом всегда требовалась бутылка спиртного. Среди своих друзей он был известен как весельчак, который умел поднять настроение любому.
Зверев очень восхищался Ван Гогом, Леонардо да Винчи и Рембрандтом. Он практически не читал литературу, за исключением трактатов да Винчи.
За свою короткую творческую жизнь художник создал более 30 тысяч картин. Считается, что сам Пикассо называл его "великим русским художником".
Анатолий Тимофеевич ушел из жизни 9 декабря 1986 года, пребывая в Свиблово. Это место он никогда не любил и даже пророчески называл его «Гиблово». Причиной его кончины стал тяжелый похмельный синдром, который творец не успел снять алкоголем.
Сотни поклонников талантливого художника собрались, чтобы проводить его в последний путь. Очевидцы рассказывали, что на похоронах присутствовало множество известных личностей, одетых в роскошные наряды. Этот день показал, как важен был Зверев для жизни столицы.
Подделки работ
Существует поговорка: «Талантливых не подделывают, подделывают талантливых». Сразу после смерти автора начали появляться подделки, так как спрос на его творчество значительно увеличился. Проблему с нечестными художниками долго не могли решить, но затем нашлось решение. Был открыт музей Зверева, где посетители могут ознакомиться с оригинальными, эталонными работами художника.