Андрей Боголюбский — биография, жизнь и убийство князя

Андрей Боголюбский всегда занимал особое место в истории России как великий князь. Он утвердил суверенитет Северо-Восточной Руси и стал первым великороссом, оставив свой след в истории.

Известный историк В. О. Ключевский также высказывал свое уважение к Андрею Боголюбскому, признавая его первым великороссийским князем. Вклад этого правителя в Русь имеет большое значение для нашего государства.

Несмотря на высокую оценку личности и деятельности Андрея Боголюбского, современные историки могут иметь сомнения относительно его родословной. Настоящим «великороссом» этого князя можно назвать только с большой натяжкой. Достаточно вспомнить о родственниках князя с обеих сторон – материнской и отцовской.

Однако стоит помнить, что правители всех рангов всегда стремились к заключению полезных «государственных» браков. Эти союзы строились не на любви, а на расчете, и часто способствовали укреплению государства или отдельного княжества.

Информация о родословной князя

В древности молодые не осмеливались противиться такому выгодному союзу. Поэтому нет смысла упрекать князей или монархов в «нечистоте» крови. Вспомним Боголюбского, у которого также была смешанная кровь. Прапрабабушка великого князя была женой Ярослава Мудрого, шведкой Ингигерд. Прабабушка князя, жена Всеволода Ярославича, по происхождению была дочерью греческого монарха.

Бабушка первого великоросского князя была дочерью Харальда Гида, короля англо-саксов. Его дедом был великий Владимир Мономах, у которого кровь была наполовину греческой.

Родители Андрея Боголюбского — Юрий Долгорукий и дочь половецкого хана Аепы — были его самыми близкими родственниками. Также как и сам Боголюбский, князь Юрий Долгорукий имел в своей крови англо-саксонские корни. Это смешение кровей не могло не повлиять на внешность князя Андрея. Скульптура Михаила Герасимова, изображающая князя, дает нам представление о его происхождении.

Хотя она может быть приблизительной, ярко выраженные черты и "монгольское веко" говорят сами за себя. Герасимов признал, что в процессе работы над скульптурой он ожидал уловить внешние признаки смешения кровей князя. Он считал, что ярко-выраженные черты Боголюбского были результатом его художественного воображения, основанного на глубоком изучении исследовательского материала.

Следует отметить, что происхождение Боголюбского было настолько многонациональным, что сам по себе. Однако это никоим образом не помешало ему стать выдающимся русским правителем и превратить Владимиро-Суздальское княжество в нечто уникальное. Боголюбский выступил настоящим кумиром — во время его правления весь установленный порядок просто обрушился. Киевское княжество перестало существовать. Инициатором таких революционных действий был сам великий князь, который отличался необычным умом и таким же амбициями.

Для многих из наших соотечественников роль Андрея Боголюбского в русской истории неоценима. Выдающиеся скулы, раскосые глаза и не очень большая часть русской крови никоим образом не помешали этому государственному деятелю быть настоящим русским человеком, патриотом и гражданином своей страны.

Как была перенесена русская столица

Среди русских князей Боголюбский был первым, кто не стремился к «золотому» киевскому престолу. Ему хотелось править там, где он родился, и Андрей достиг этого. Историки утверждают, что Андрей родился в 1110 году и провел детство в Ростово-Суздальской земле. Он всегда относился к этим местам с особым теплом и нежностью, считая их своей родиной.

В 45 лет его отец, Юрий Долгорукий, посадил сына на княжеский трон в Вышгороде, под Киевом. Боголюбский не мог противиться отцовской воле и отправился в Вышгород.

Он быстро осознал, что совершил серьезную ошибку. Жизнь на Юге Руси совсем не привлекала его, богатое южное княжество казалось ему чужим и унылым. Андрей ослушался своего строгого отца и вернулся на родину. Он уехал из Вышгорода, привезя с собой чудотворную икону Святой Богородицы, которая была привезена из Константинополя в Киев.

Существует легенда об этой чудотворной иконе. Когда Андрей вернулся на родину из южных земель, ему явился во сне пророческий образ. Сама Богородица явилась князю и приказала правителю найти место для иконы в городе Владимир-на-Клязьме. Сновидец точно выполнил указание Божьей Матери. Пророческий сон произвел большое впечатление на князя.

В том месте, где произошло откровение, князь позднее основал город Боголюбов. Именно этот город стал его резиденцией. Позже его стали называть Боголюбским.

Через два года после смерти отца Андрея, Юрий Долгорукий, Боголюбский принял решение о переносе столицы отчего княжества. Таким образом, столицей вместо Суздаля стал Владимир, город, построенный великим дедом Андрея – Мономахом.

Андрей считал, что новая столица должна быть самым прекрасным городом в России. При усилиях этого князя во Владимире были построены здания удивительной красоты. Две из них до сих пор существуют. Это Золотые ворота города и Успенский собор. Одно здание оказалось устойчивым к времени.

Его считают настоящим чудом древнерусской архитектуры. Это храм Покрова-на-Нерли, который расположен недалеко от города Владимира. В настоящее время этот храм внесен в список культурного наследия ЮНЕСКО.

В своей жизни Боголюбский был обладателем непререкаемого авторитета на Руси. Он являлся настоящим диктатором, чья воля выполнялась как в Киеве, так и в Новгороде. Только 18 лет длилось правление Андрея Боголюбского в качестве великого князя. За это короткое время он сделал Владимиро-Суздальское княжество новым политическим центром древнерусского государства. Именно этот центр впоследствии стал основой, вокруг которой сошлись потомки восточнославянских племен, объединившись в единую нацию великороссов.

В наше время Московский патриарх является главой Русской церкви, что уже давно стало привычным для многих. Однако исторически такой порядок не всегда существовал. Раньше Киевский митрополит руководил нашей церковью. Но это положение дел не устраивало многих русских князей, которые нуждались в собственном митрополите.

Андрей Боголюбский также разделял эту точку зрения и понимал, кто из церковных деятелей мог стать главой русской церкви. Ростовский епископ Федор был великолепной кандидатурой на эту должность, и он пользовался поддержкой великого князя Андрея.

Однако Киевский митрополит имел свое собственное мнение на этот счет, так как не желал лишиться своего влияния и отказался благословить Федора. Между митрополитом и епископом начались серьезные разногласия. Федор, оскорбленный и лишенный благословения, перестал подчиняться Киевскому митрополиту. Ростовский епископ выступил перед великороссийской паствой как независимый владыка.

Все это привело к тому, что прихожане встали в великое смятение. Даже простые люди, не обладавшие грамотностью, хорошо знали церковную иерархию и осознавали, что Федор нарушает основные принципы веры. Народ не поддержал бунтаря-епископа, не желал подчиняться ему. В ответ Федор решил принудить паству к покорности силой.

Многие священники, монахи и обычные верующие попали под его карающую руку. Епископ приказал своим помощникам подвергать непослушную паству страшным мучениям. Непокорные люди теряли головы, лишались языка, выжигали глаза и рвали бороды.

Долгое время Боголюбский игнорировал поступки своего любимого подданный. Однако, когда восстание в княжестве начало выходить из-под контроля, ему пришлось принять решительные меры. Следует отметить, что в этой ситуации Боголюбский проявил себя довольно двулично. Именно он втянул Федора в борьбу за церковную власть. Но когда епископу нужна была поддержка, князь оставил его на произвол судьбы.

Только вмешательство Боголюбского пресекло беспредел "митрополита", не признанного. Он пожертвовал своим любимцем, выдав его Киевскому митрополиту. Глава русской церкви поступил с Федором так же, как тот со своей паствой. Епископу отрубили правую руку, выкололи глаза, извлекли язык. Киевский митрополит одолел епископа, но это не принесло ему ни покоя, ни умиротворения.

Ученые полагают, что история повторяется, идет по виткам. Борьба церковников за высшую власть не прекращается. Прошло много веков, и теперь Украинская церковь стремится освободиться от Московской патриархии.

Как Боголюбский разгромил Киев

Нельзя рассматривать князя Андрея как скромного и богобоязненного человека, который заботился только о благе государства и его подданных. Он больше всего ценил силу и власть, ради которых он не раз нарушал законы, как божественные, так и человеческие. Он всегда старался уменьшить значение Киева, чтобы возвысить родной Владимир за его счет, и не стеснялся использовать для этого все возможные средства. В 1169 году конфликт между двумя мощными княжествами достиг своего пика. Андрей собрал огромную армию из 11 союзников и осадил Киев.

Жители столицы Украины всегда были известны как «жидкие» на расправу. В случае осады их города, они поступали мудро и просто — сдавались в плен на милость победителя. В этот раз их город выдержал осаду всего три дня. Если б киевляне заранее знали, что их ожидает, они бы пытались выдержать до последнего, хотя силы были не в их пользу.

Когда жители Киева сдались, объединенные войска Боголюбского в течение двух дней разграбили и опустошили местных жителей, не было пощады ни для кого. Дети, женщины, старики оказались полностью под контролем объединенной дружины. Победители вывозили целыми телегами иконы, предметы, колокола из церквей и монастырей.

Войско, пьяное от легкой победы, даже не пощадило Киево-Печерскую лавру. Общерусскую святыню подожгли. С киевлянами обращались, как с враждебными иностранцами, что стало началом конца Киева.

Через 12 месяцев, Андрей совершил аналогичный поход на свободный Новгород. Однако непоколебимые северяне, помня о судьбе киевлян, отразили нападение суздальцев. Многие воины из собранного войска Боголюбского оказались в плену. Количество пленных было настолько велико, что практичным новгородцам пришлось продавать их за гроши.

Осажденному Новгороду помогла не только отвага воинов и жителей, но и заступничество иконы Пресвятой Богородицы. Впоследствии эту икону назвали Знаменской, она является одной из основных святынь Руси.

Причина смерти

Во времена жизни Андрея Боголюбского его могущество, сила и авторитет были неоспоримыми. Однако даже ему не удавалось установить стабильный порядок на Русской земле. Князь отличался двумя крайне неприглядными качествами — гордыней и жестокостью. Эти черты характера очень не нравились его подчиненным, и в конечном итоге они стали причиной преждевременной смерти князя.

Андрей разместил свой княжеский двор в Боголюбове, где местные бояре Кучковичи пользовались особым расположением у правителя. Однако даже своим фаворитам Андрей никогда не проявлял снисходительности. Когда один из этого семейства совершил проступок, князь приказал его казнить. Остальные бояре встревожились, помня участь епископа Федора, и теперь наступила очередь фаворитов Кучковичей. Летом 1174 года тайное боярское собрание вынесло заочный смертный приговор Андрею.

Разогрев себя несколькими рюмками вина, двадцать заговорщиков ворвались в спальню князя, что привело к трагическим событиям. В темной комнате они по ошибке атаковали одного из своих, приняв его за Андрея, и ранили его. После этого они нашли князя и казнили его, нанеся ему множество ударов копьями, мечами и саблями. Раненый, но живой, Андрей полз по лестнице вниз, пытаясь найти помощь, но вернувшиеся бояре отсекли ему левую руку, от чего князь скончался. Петр Кучкович, родственник ранее казненного боярина, стал инициатором пытки над умирающим.

Русские историки всегда уважали великого князя Андрея Боголюбского. Он являлся основателем суверенитета Северо-Восточной Руси и первым великороссом, выступившим на историческую сцену.

Первым князем Великороссии был Андрей Боголюбский, по мнению известного историка В. О. Ключевского. Именно Андрей Юрьевич стал основателем государственного суверенитета Северо-Восточной Руси. Время его правления и его труды имеют особое значение для нашего государства.

Несмотря на признание личности Андрея Боголюбского и его деятельности, современные историки могут высказать сомнения по поводу его родословной. Назвать его настоящим "великороссом" можно только с большой натяжкой, учитывая родственников с обеих сторон – материнской и отцовской.

Однако не следует забывать и о постоянном стремлении правителей всех уровней к заключению «государственных» браков. Эти рациональные союзы не основаны на любви, а на выгоде, и часто способствовали укреплению государства или отдельного княжества.

Андрей Боголюбский — первый князь-великоросс

В шестидесятых годах прошлого века ученые-археологи внесли ясность в исторический рассказ. Изучение останков Андрея Боголюбского выявило, что у него отсутствовала левая рука, а не правая. Видимо, Петр Кучкович был опытным бойцом. Его меч в буквальном смысле отсек левое плечо Андрея вместе с лопаткой.

Книга от Сергея Цветкова под названием «Последняя война Российской империи» рассказывает о том, как государства Европы скатились к огромной войне, а также о ходе событий на главных фронтах: Западном, Восточном, Турецком, Балканском — от начала и до самого конца. Книга представляет войну с разных сторон: и сверху (планы, стратегия, проведение больших операций), и изнутри, из окопов — глазами обычных участников битв. В книге содержатся уникальные планы боевых действий (16-полосная цветная вкладка).

Книга «Последняя война Российской империи» является одной из немногих в отечественной и зарубежной литературе, которая так полно исследует историю и так широко освещает этот период.

Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий