Андрей Эшпай — биография и личная жизнь режиссера

Андрей Андреевич Эшпай — известный советский и российский сценарист, режиссер и продюсер, который был удостоен звания Заслуженного деятеля искусств России в 2005 году. Он является сыном известного композитора Андрея Яковлевича Эшпая.

Андрей пришел к кинематографии под влиянием своего отца, который написал такие хиты, как "Москвичи", "А снег идет" и "Два берега". Конечно, Андрей Яковлевич надеялся, что его сын будет таким же талантливым композитором, как и он, но Андрею не пошла музыка. Отец увидел, что сыну больше подходит кинематография, и дал ему право выбора профессии, о чем не пожалел ни разу.

Детство и юность

18 апреля 1956 года в столице родился мальчик в семье известного советского композитора марийского происхождения Андрея Яковлевича Эшпая. В их доме часто собирались творческие люди: музыканты, писатели, режиссеры и сценаристы, создавая особую атмосферу.

Андрей не увлекся музыкой, но кинематография всегда вызывала у него яркий интерес. В школе он был известен как заводила и часто организовывал шалости, на которые педагоги закрывали глаза.

После получения аттестата, Эшпай поступил на факультет театральной режиссуры в Московском государственном институте культуры. В начале учебы он проявил себя как талантливый студент, и его выделяли преподаватели. Он всегда стремился к успеху во всех своих начинаниях.

После окончания МГИКа он поступил во Всероссийский институт кинематографии. Его дипломной работой стал фильм "Звана", который был награжден на фестивале студенческого кино.

В дальнейшем, имея два диплома, он начал снимать свои собственные фильмы. Одной из его первых известных работ был короткометражный фильм "Когда играли Баха", выпущенный в 1983 году.

Кинематограф

На стартовом этапе творческого пути кинематографиста заложила основу картина под названием «Когда звучала музыка Баха». Через пять лет появилась полнометражная работа под названием «Шут», которая, несмотря на свою сложность, была однозначно признана талантливой. В ней режиссер затронул острую проблему людей с психологическими расстройствами, ставших жертвами социальной несправедливости. Фильм получил множество положительных отзывов, и под влиянием успеха создатель продолжил развиваться профессионально. Вскоре Эшпай представил несколько лент различной тематики, которые были тепло встречены зрителями.

Новой большой работой стал фильм «Униженные и оскорбленные», основанный на романе Федора Достоевского. Прием фильма был разнообразным, но в целом он был хорошо принят. Во многом успех этого картины зависел от таланта Никиты Михалкова, который исполнил главную роль. В 2000 году был выпущен фильм «Цветущий холм среди пустого поля», первый в истории российского кинематографа, снятый на цифровую технику и перенесенный на пленку. Работа режиссера на этом фильме была оценена очень высоко: он был удостоен премии «Ника».

Эксперты отмечают, что у Эшпая есть удивительный талант легко и естественно передавать сложные персонажи и социальные взаимодействия. Сериал "Дети Арбата" завоевал огромную популярность у зрителей, так что у создателя появилась потребность в съемках продолжения. Продюсеры не могли определить, кого выбрать для руководства съемками, и в итоге выбрали из кандидатов Сергея Урсуляка, Александра Прошкина и Ивана Дыховичного. В конечном итоге, выбор пал на Андрея Андреевича, из-за его мастерства в создании полутонов и подтекстов, а также владения психологическими нюансами.

Изначально роль Саши Панкратова должна была сыграть Даниил Страхов, но отрицательное обаяние актера решили использовать для создания образа Юрия Шарока — не самого положительного сотрудника НКВД.

При выборе актера для роли Сталина возникло много сомнений. В итоге роль досталась Максиму Суханову, который, казалось бы, не подходил ни по возрасту, ни по комплекции. Однако после нескольких серий Эшпай убедился, что с выбором не ошибся – зрители восприняли "отца народов" как настоящего.

Яркой работой Андрея Эшпая стала картина "Многоточие", рассказывающая о событиях репрессивного 1937 года. Помимо талантливой режиссерской составляющей зрители высоко оценили актерскую игру Евгении Симоновой, Чулпан Хаматовой, Евгении Цыгановой и Инги Оболдиной.

Фильм «Событие» — это экранизация произведения Владимира Набокова, рассказывающая о трагических событиях, произошедших в определенной семье. Сюжет закручивается вокруг возвращения из тюрьмы человека, который несколько лет назад пытался убить всех своих родственников. В создании проекта приняли участие те же актеры, что и в предыдущем фильме «Многоточии».

В начале 2000-х Эшпай начал преподавать и создал собственную режиссерскую мастерскую при ВГИКе. В 2010-м году он начал сотрудничать с Школой кино, где проводил мастер-классы для начинающих режиссеров. Андрею Андреевичу удается успешно сочетать работу на съемочной площадке с просветительскими лекциями для нового поколения кинематографистов.

В 2010 году вышел мистический фильм «Элизиум», автором которого является интересный режиссер. На фестивале «Киношок» этот фильм был награжден за лучшую операторскую работу. Сюжет фильма основан на мифической истории двух великих русских поэтов Максимилиана Волошина и Николая Гумилева. Согласно легенде, Волошин изобрел поэтессу Черубину де Габриак, в которую влюбился Гумилев, их любовные истории привели к дуэли из-за убеждения Николая в искренности своих чувств.

Говоря о картине в интервью, Эшпай подчеркнул, что она не описывает конкретные судьбы персонажей, а передает дух той эпохи. По мнению художника, это было время грандиозных изменений, в которое поэты и художники стремились создать великие произведения, которые войдут в историю и станут символами того времени. Все это происходило во время Первой мировой войны, когда творческие люди вынуждены были проживать на пределе своих возможностей.

Идет повествование в многосерийном проекте «Взрослые дочери», рассказывающем о современной эпохе. Здесь рассказывается история семьи, в которой отец – капитан милиции – вынужден был воспитывать шестерых дочерей в одиночку из-за финансовых трудностей. Чтобы заработать деньги, мужчине пришлось совершить преступление, инсценировав покушение на состоятельного предпринимателя. После этого он вынужден был долго скрываться вдали от семьи, и в этот период умерла его супруга, родив сына. Мальчик оказался в приемной семье, а дочери не могли простить отца за всю сложившуюся ситуацию.

Помимо фильмов, режиссер снял несколько документальных картин, среди которых самыми известными стали «Киностудия им. Горького. 90 лет. Вехи», «Река времен» и «Русское море».

Весной 2017 года Андрей Эшпай возглавил жюри ХХIII кинофестиваля "Литература и кино". Совместно с ним в жюри вошли Татьяна Догилева, Сергей Юриздицкий, Владислав Отрошенко и Алексей Шелыгин.

Того же года в Башмет-центре прошел цикл творческих мероприятий "Musica con Text", где приняли участие выдающиеся литераторы и музыканты страны. Программа концерта включала симфонические произведения Эшпая-старшего, а также произведения Анны Ахматовой и Николая Гумилева.

Первый вечер был посвящен творчеству Андрея Яковлевича Эшпая. Симфонии композитора исполнила его дочь Мария, а поэтическую часть взяла на себя супруга режиссера, Евгения Симонова. По предложению сына музыканта в программу было включено знаменитое произведение Анны Ахматовой "Реквием".

В 2008 году сценарист высказал свою общественную позицию, присоединившись к открытому письму о освобождении Светланы Бахминой, бывшего менеджера компании «ЮКОС».

Личная жизнь

Режиссер был в браке дважды, и оба раза его женами были известные отечественные актрисы. Первая жена Эшпая — Лариса Удовиченко, известная ролью Маньки-облигации в сериале «Место встречи изменить нельзя». По словам прессы, брак распался из-за славы Ларисы, вызвавшей ревность у Эшпая. У них не было детей, поэтому развод прошел довольно мирно. В интервью актриса говорит о бывшем муже положительно, даже сравнивая его с писателем Антоном Чеховым.

Режиссер встретил свою вторую жену, Евгению Симонову, во время съемок фильма «Когда играли Баха». Он сразу увлекся талантливой и очаровательной актрисой. В то время как у нее уже была дочь от предыдущего брака, это не помешало им начать новые отношения. Молодая пара жила вместе и воспитывала дочь актрисы, а затем родилась их собственная дочь Маша. И только после этого они решили официально зарегистрировать свои отношения.

Зоя следует примеру своих родителей и после окончания ГИТИСа сыграла несколько ролей. Ее можно увидеть в сериалах «Склифосовский» и «Метод», а также в фильмах Эшпая «Иван Грозный» и «Многоточие». Ее младшая сестра Мария также строит актерскую карьеру под фамилией Эшпай-Симонова, но ее главное увлечение – музыка, она отлично играет на фортепиано.

Часто упрекают Андрея Андреевича в том, что он постоянно в своих картинах показывает членов своей семьи. На это режиссер отвечает спокойно: никто, кроме него, не будет заботиться о своих родственниках, а если у него есть такая возможность, почему бы и нет.

Из социальных сетей можно узнать о личной жизни кинематографиста, однако у него нет личных страниц на популярных платформах. Фотографии и новости о жизни Эшпая можно найти в аккаунтах актеров, задействованных в его проектах. В комментариях коллеги всегда благодарят создателя за полученный опыт и за увлекательную работу.

В настоящее время

Один из недавних творений режиссера – это сериал «Скажи правду», который вышел на экраны в 2019 году. И в этом проекте не обошлось без семейных связей: сценарий написала Анастасия Вяземская — дочь известного телеведущего и профессора МГИМО Юрия Вяземского, который является братом актрисы Евгении Симоновой.

В актерском составе картины приняли участие супруга режиссера и падчерица по имени Зоя. Также в этом фильме, рассказывающем о подозрении в измене, сыграли Павел Трубинер, Аглая Шиловская, Гоша Куценко и Виктория Исакова.

Режиссерская фильмография

  • 1983 — Время игры Баха
  • 1988 — Шутник
  • 1991 — Оскорбленные и униженные
  • 2001 — Цветущее ущелье посреди пустыни
  • 2004 — Дети с Арбатской улицы
  • 2006 — Много точек
  • 2009 — Иван Грозный. Часть 1
  • 2014 — «Куприн. Впотьмах»
  • 2015 — Дочери взрослых
  • 2016 — Перформанс
  • 2019 — Скажи мне правду
Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий