Андрей Алексеевич Петров посвятил себя актерской профессии, создав запоминающиеся образы как в театре, так и в кино. Его жизнь — яркий пример преданности театру. Театр Советской Армии стал для него местом, где он постоянно совершенствовал свое мастерство. Получив эстафетную палочку от своих родителей, которые были связаны с зарождением театра, он с достоинством нес ее сквозь всю жизнь.
Детские годы
В семье артистов театра произошло радостное событие за двенадцать дней до наступления нового 1920 года — родился сын по имени Андрей. Это случилось в городе Саратове, и счастливыми родителями стали Александра Андреевна Шмидт и Алексей Митрофанович Петров.
Так как родители часто выезжали в провинциальные места, то воспитание ребенка полностью легло на плечи его бабушки с отцовской стороны. В городе Саратове Андрей поступил в первый класс школы-семилетки.
Театральная деятельность родителей
Родители были известны в театральных кругах, особенно отец — Алексей Митрофанович. В 1908 году в двадцать лет он стал учеником МХТ, где проучился три года. Полученные знания активно применял в практике, принимая участие в спектаклях. Многие театральные специалисты отмечали выступление Алексея Петрова.
Её отличала правдивость жизни и нескрываемый оптимизм, будь то пьесы А. Н. Островского или произведения современников — Тренева или Афиногенова. Многие критики предрекали ей большое будущее. Однако, приглашение в столицу пришлось ждать долгое время. Только в 1932 году супруги были приняты в труппу начинающего ЦТКА — театра Красной Армии. Позже он сочетал работу в театре с административной деятельностью, возглавив в 1934 году техникум, при нём.
Столичные университеты
Сын Андрей вместе со своими родителями отправился «завоевывать» столицу. Поскольку переезд произошел в начале сентября 1932 года, то Андрей сразу пошел в шестой класс средней школы номер десять. Через четыре года его отец внезапно умер, и мальчик получил пенсию персонального значения.
Это были небольшие деньги, но до окончания его образования они помогали решать семейные финансовые проблемы. Он не закончил среднюю школу, а в начале десятого класса он поступил на второй курс театральной студии «родительского» театра. Май 1939 года стал временем ее окончания и быстрым включением его в труппу.
Армейские будни
Пора вернуться к службе на Родине. В августе 1940 года Андрей Петров вступил в ряды армии. Но его «творческая карьера» не была прервана, так как он служил в качестве «актёра-красноармейца».
Сначала он пришел в Ташкент и был принят в окружной армейский театр, затем он перешел в московскую команду ЦТКА. После демобилизации в начале лета 1946 года, он сразу же углубился в работу своего родного театра и работал в нем до конца своей жизни.
Актер с большой буквы
Его талант и потенциал завораживали его поклонников, он был уникальным актером с богатым театральным опытом. Андрей Петров обладал разносторонним творческим видением, что всегда оценивалось в театральном мире. Его актерская мастерство было результатом его генетического наследия. В один момент он мог превратиться из беспечного Прохора Храпова в мечтательного Мишу Бальзаминова, а затем в мужественного генерал-майора Панфилова из военной повести Александра Бека.
Какой театральный артист не мечтает осуществить свою режиссерскую концепцию того или иного произведения? Андрей Петров не стал исключением, и ему довелось руководить творческим процессом на различных театральных площадках. В своём родном театре ему посчастливилось поставить "Чужое место" Ставицкого и "Изюминку на солнце" Лорейн Хэнсберри.
Особенно интересна последняя работа, так как это была первая пьеса негритянского автора, поставленная на Бродвее. В 1961 году в Санкт-Петербурге он поразил местных театралов пьесой молдаванина Иона Друцэ "Каса мааре" на сцене Ленсовета. А через два года уже на легендарной сцене МХАТа он поставил "Друзья и годы" Леонида Зорина, рассказывая о поколении людей, на чьи судьбы повлияли трагические события 30-60-х годов в истории Советского государства.
Кинокалейдоскоп
Фильмография Андрея Петрова впечатляет своим разнообразием и включает почти сорок работ. Он с успехом воплотил на экране разнообразных персонажей. Особенно стоит отметить его знаковые роли. В частности, в 1949 году Иван Пырьев предложил ему роль Васи Тузова в своей комедии «Кубанские казаки». А через год его ждал большой успех.
На экраны страны вышла лента «Донецкие шахтёры» режиссера Леонида Лукова, повествующая историю о смелых советских шахтерах. Петров сыграл роль молодого навалоотбойщика Василия Орлова, который активно принимал участие во внедрении передовых методов труда на шахте. Его коллегами по съемочной площадке были легенды кино — Борис Чирков и Василий Меркурьев. Картина была очень популярна у Сталина, и многие участники проекта были удостоены Сталинской премии, включая и Андрея Петрова.
В 1958 году его можно было увидеть в кинофильме «Шли солдаты…» режиссера Леонида Трауберга. Фильм рассказывал о событиях Первой Мировой войны и наступающей революции. Андрей сыграл главную роль – солдата Ильи Сорокина, который оказался в водовороте трагических событий вместе с другими героями. Его партнерами на съемочной площадке были Сергей Бондарчук и Эльза Леждей.
Телевизионная премьера фильма «Адъютанта его превосходительства» Евгения Ташкова произошла в 1969 году. Фильм о повседневной жизни разведчика во время Гражданской войны получил огромный успех у зрителей. Зрителям запомнился не только мужественный Кольцов (Юрий Соломин), но и образ красного командира Сиротина, который был тонко сыгран Петровым.
В 1981 году известный кинорежиссер Никита Михалков пригласил Петрова на главную роль Юрия Ляпина в своем фильме "Родня". Персонаж Петрова — главный инженер рыбзавода. Начало попыток сельской женщины обустроить личную жизнь своей дочери в незнакомом городе связано с встречей главной героини (Нонна Мордюкова) с этим немолодым, но милым и искренним человеком в поезде.
Последним фильмом, в котором снялся Анатолий Бобровский, стала картина 1988 года «Не угодила наша власть?». Этот фильм был своеобразной комедией и гротеском, основанным на простом бытовом анекдоте. Петрову была поручена главная роль Павла Полубояринова в этой ленте. Он блестяще исполнил роль хитроватого жильца коммуналки, который решил переставить дверь в своей комнате, чтобы «урвать» у соседей часть жилплощади.
Личная жизнь
В плане семьи Андрей последовал примеру своих родителей. Его супруга, Татьяна Ленникова, была актрисой МХАТа и моложе него на пять лет (1924-1993). Они прожили вместе более сорока лет и пережили тяжелую утрату — потерю своего новорожденного ребенка. Однако судьба не подарила им больше детей.
Татьяна сыграла множество ярких ролей в кино. Она запомнилась зрителям в роли отважной литовской партизанки в военной драме "Марите", учительницы истории в фильме "Аттестат зрелости" и матери главной героини в драме Игоря Таланкина "Дневные звезды" о поэтессе, чей талант расцвел во время блокады.
Девятого июля 1990 года актер ушел из жизни и был похоронен на Кунцевском кладбище в Москве. Там же находится могила его любимой супруги.
Избранная фильмография
- 1945 — Фильм "Иван Грозный"
- 1948 — Лента "Поезд отправляется на восток"
- 1949 — Картина "Кубанские казаки"
- 1950 — Фильм "Донецкие шахтёры"
- 1962 — Художественный фильм "Двое в степи"
- 1973 — Кинолента "Вечный зов"
- 1978 — Фильм "Кот в мешке"
- 1987 — Художественная картина "Мио, мой Мио"