Андрей Рублев — биография иконописца, жизнь и смерть

Имя Андрея Рублева символизирует священное наследие Руси, его непостижимое искусство живописи, отражающее душу русского народа, его сущность и природу. Разглядывая образы, созданные мастером своей кистью, мы осознаем, насколько повседневная жизнь полна суеты, как трудно найти современному человеку покой и гармонию в окружающем мире. Его картины наполняют нашу душу мудростью, чистотой и духовностью, которых так не хватает нам сегодня. Его творения излучают спокойствие, любовь и доброту, они вдохновляют нас надеждой на возрождение нравственных сил человека, они убеждают нас, что человек готов пожертвовать собой во имя возвышенных целей.

Детство

Историки сходятся во мнении, что год рождения Андрея Рублева приходится на 1360 год. Место его рождения предположительно находится на территории Московского княжества, но также есть источники, указывающие на то, что знаменитый иконописец родился в Великом Новгороде. Почти нет информации о его родителях, детстве и юности. Исследователи и историки предполагают, что фамилию Рублев он мог унаследовать от своих родственников — ремесленников.

Свое имя художник получил после принятия монашеского пострига в Андрониковом мужском монастыре. Мирское имя художника остается тайной. Однако все исследователи сходятся во мнении, что отец Андрея звался Иваном, поскольку на одной из икон его работы четко видна подпись: "Андрей Иванов, сын Рублев".

Иконопись

История жизни Андрея Рублева начинается в 1405 году, когда его имя впервые упоминается в исторических хрониках. Согласно этим записям, Прохор-старец и Феофан Грек, прибывшие из Кафы, сотрудничали с чернецом Рублевым над росписью Благовещенского собора в Московском кремле. Молодому художнику довелось работать с опытными мастерами, поскольку с детства он отличался умением создавать славянские христианские иконы.

Феофан Грек использовал уникальный стиль письма, который стал известен как живописная скоропись. Его техника нанесения мазков была точной и четкой, что придавало его работам величие, а изображения святых на иконах и фресках выглядели сурово и гениально. Андрею Рублеву повезло учиться у такого великого мастера, и хотя он не стал полностью копировать стиль Грека, он взял из него лучшее, добавил свое видение, и в результате его святые выглядят менее сурово и драматично.

Работы Рублева отличаются спокойствием, гармонией и ясностью. Искусствоведы обращают внимание на его палитру, которая напоминает ясный солнечный день — золотистые поля, небесные васильки, алые зорьки и бирюзовая гладь реки.

К сожалению, роспись в Благовещенском соборе не дошла до наших дней, но в иконостасе сохранилось семь икон, приписываемых Рублеву. Искусствоведы утверждают, что фигуры архангела Михаила и апостола Петра принадлежат его кисти. Его стиль можно увидеть в изображениях святых Георгия и Дмитрия, а также в иконах, рассказывающих о ключевых событиях в истории христианской церкви.

Фреску "Преображение" также считают произведением Рублева, о чем свидетельствует палитра цветов, использованная великим иконописцем. Иисус изображен в круге, вокруг него в полукруге разместились апостолы. Андрей видел в круге идеальную геометрическую форму, и такой стиль прослеживается в его работах последних лет.

В начале XV века Андрей Рублев и его коллега Даниил Черный принялись за украшение Успенского собора возле Звенигорода. По-видимому, приглашение на роспись передал им князь Юрий Звенигородский, который был крестником Сергия Радонежского.

Сохранившиеся фрески до сегодняшнего дня явно отражают стиль Рублева, особенно в изображениях святых Лавры и Флора. Остальные работы были выполнены художниками из творческой группы, которая была вдохновлена мастерством Рублева. Один из фресковых циклов авторства художника и получил название "Звенигородский цикл".

Икона «Спаситель» представляет собой новые традиции, которые развились во время расцвета иконописного искусства. Среди ранних работ художника можно выделить иллюстрации к «Евангелию Хитрову», в которых он изобразил символы евангелистов и их миниатюры. Особенно удачно получился евангелист Матфей, изображенный в виде ангела. В центре иконы снова можно увидеть традиционный круг Рублева, в котором изображен ангелоподобный юноша.

В хрониках 1408 года впервые упоминается имя великого иконописца, из чего следует, что Андрей Рублев и Даниил Черный приступили к раскрашиванию Владимирской церкви.

Их кисти оживили стены Успенского собора, который был сооружен задолго до вторжения монголо-татар. Фрески с изображением Страшного суда украшают западную часть храма и своды. Труды Рублева в Владимире считаются его самыми знаменитыми. Теперь это не просто набор отдельных полотен, а цельное произведение искусства. Многие ученые приходят к выводу, что именно Рублев создал «Владимирскую Богоматерь».

Приглядевшись к изображению пророка Даниила, ангела, указывающего на Страшный суд, апостола Петра и праведников, следующих за ним, а также ангелов, вострубающих о спасении души, можно понять, что Андрей Рублев в своей картине Апокалипсиса видел именно это. Он не стремился напугать или навязать свое видение, как византийские иконописцы, он лишь передал свое понимание Страшного суда, который может быть милосердным и давать надежду на спасение. К концу 1408 года Русь была атакована войском татар, возглавляемым ханом Едигеем. Войска пронеслись разрушительным походом через Переславль, Серпухов, Нижний Новгород и Ростов, приблизившись к Москве. Троицкий монастырь был полностью уничтожен, а в 1410 году разрушен Успенский собор во Владимире.

В течение двадцати лет ни в одном документе не упоминалось имя Рублева. Можно предположить, что Андроников монастырь стал убежищем для Рублева. В 1422 году началось восстановление Троице-Сергиев монастыря, и именно в это время имя Рублева всплыло в исторических документах в третий раз.

Усыпальницу Сергия Радонежского когда-то украшал деревянный храм, который после пожара был заменен каменным. Этот храм нужно было расписать, и по приглашению игумена Никона за это взялся Рублев. В результате Троицкий собор получил икону, которая, по мнению искусствоведов, стала вершиной мастерства великого художника Андрея Рублева.

Название «Троица» дано ею. Художник использовал свой любимый круг, но теперь он окружен фигурами ангелов. Сегодня исследователи творчества Андрея Рублева с уверенностью могут сказать, что он автор икон «Спас», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел», связанных с «Звенигородским чином». Они выставлены в Государственной Третьяковской галерее. Остальные работы, ранее приписываемые «рублевскому» стилю, выполнены не самим Рублевым, а его последователями.

Личная жизнь

Ещё в молодости Рублёв решил стать монахом, отказавшись от семейной жизни – жены, детей. Всю свою жизнь он посвятил служению Богу, и своим творчеством прославлял Его имя. Нет информации о родственниках Андрея, поэтому невозможно узнать, был ли он единственным ребёнком в семье, или у него было много братьев и сестёр.

Художник великого сердца перестал биться 17 октября 1428 года. Причиной его кончины стала чума, которая в то время бушевала в Москве. Он ушел из жизни в Андрониковом монастыре, где весной того же года начал писать фрески Спасского собора. К сожалению, его четвертая работа не дошла до наших дней.

Вскоре после смерти Андрея ушел из жизни и его верный друг и соратник Даниил Черный, который тесно сотрудничал с ним. Легенды гласят, что перед смертью Черный видел во сне Рублева, зовущего его к себе в рай. Рублев предстал перед Даниилом очень спокойным и радостным.

Андрей Рублев был похоронен в колокольне Спасского собора, который стал его местом поклонения. В 1988 году православная церковь причислила иконописца к святым, и теперь 17 июля отмечается его память. В 90-е годы археологи нашли мощи возле старого алтаря Спасского собора, которые, как считали ученые, принадлежали Рублеву, но позже выяснилось, что это не так.

Историки спорят о дате смерти Рублева. В некоторых источниках указывается, что он умер в январе 1430 года. По словам архитектора Петра Барановского, это произошло 29 января. Он утверждал, что именно эта дата была указана на могильной плите художника, пока ее не потеряли. Память о знаменитом иконописце увековечена в Музее древнерусского искусства, который был основан архитектором Барановским и носит его имя.

В 40-х годах прошлого века около Спасо-Андроникова монастыря был учрежден заповедник. Жители Владимира почитают память великого художника — в самом начале парка им. Пушкина стоит памятник Рублеву. Его имя носит один из кратеров планеты Меркурий, и в разные годы выпускались памятные монеты и почтовые марки с его изображением.

В 1966 году режиссер Андрей Тарковский снял фильм под названием «Андрей Рублев». Изначально лента называлась «Страсти по Андрею», но затем название было изменено. Фильм состоит из 8 новелл, каждая из которых рассказывает о жизни в средневековье через глаза великого художника. Главную роль в этом фильме сыграл актер Анатолий Солоницын.

Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий