Анка-пулеметчица — биография и история персонажа в Чапаеве

Анка, которая была пулеметчицей, — это выдуманный персонаж из фильма «Чапаев», созданного режиссерами Васильевыми. Сюжет ленты основан на романе Дмитрия Фурманова, а роль смелой и сильной женщины, Анки, успешно исполнила молодая актриса Варвара Мясникова.

В ноябре 1986 года на Новокунцевском кладбище в Москве прошли похороны Марии Поповой, которой было 86 лет. Церемония прошла с воинскими почестями, с выстрелами в честь покойной. На похоронах присутствовали ее дочь и делегация кино- и театральных артистов. Это еще более удивительно, так как усопшая не была известной актрисой или певицей, а просто «исполняла роль», которую ей дали по приказу Сталина.

У многих киногероев есть свои прототипы, и Попова стала одной из них, став прототипом легендарной Анки-пулеметчицы из фильма «Чапаев». Этот фильм вошел в сотню лучших шедевров мирового кино.

История рождения героини

Сценарий этого фильма был написан супругой Фурманова по имени Анна. Но режиссеры внесли свои изменения в исходный сценарий и сняли историческую ленту о смелом командире красной армии — Василии Чапаеве. Первым этот фильм посмотрел Иосиф Сталин, который не одобрил отсутствие женских персонажей среди главных героев — Фурманов, Чапаев, Петька. Он считал, что присутствие женского образа необходимо, а еще лучше — наличие "романтической" линии.

Братья Георгий и Сергей Васильевы, режиссеры фильма «Чапаев», срочно приступили к переработке сценария, учитывая все пожелания вождя. Не прошло и много времени, как лента вышла на экраны страны в привычном для зрителей виде. Появление Анки-пулеметчицы в фильме сделало её народной героиней. Несколько женщин претендовали на роль прототипа Анки за много лет существования фильма, но критики утверждают, что режиссеры создавали этот образ, ориентируясь на биографию реального человека – простой санитарки Марии Поповой.

Персонаж Анки стал совокупным. Его описывали не только с Поповой, но и с других женщин, которые реально участвовали в 25-й дивизии Чапаева. Режиссеры пришлось встречаться с ними, брать интервью, по мелочам собирать самые яркие сцены с мест военных действий. Героиню назвали Анной в честь жены писателя Фурманова – Анны Фурмановой (до замужества Стешенко).

Так же как и Мария Попова, Анна в Первую мировую войну служила медсестрой. Именно в годы войны она нашла любовь, вышла замуж за своего первого мужа Дмитрия Фурманова.

Сын Анны Фурмановой от второго брака утверждал, что Анка – это сборный образ, и говорить, что кто-то конкретно был ее прототипом, по меньшей мере некорректно. Однако после премьеры картины именно Марию Попову стали воспринимать как настоящую Анку, так по крайней мере писалось во всех советских изданиях.

Судьба персонажа

Художественное произведение погружает зрителя в далекий Урал, в 1919 году. Василию Чапаеву, командиру 25-й дивизии, и его солдатам удается прорваться в тыл белогвардейской армии. После боя солдаты отдыхают, но командиру нужно скорректировать планы для будущих сражений. В это время в дивизии появляется новый комиссар — Дмитрий Фурманов.

Командир и новый замполит не могут найти общий язык, между ними возникают конфликты. Однако по мере развития событий они понимают, что у них одна цель, и их отношения меняются.

Перед выступлением на фронт подкрепление прибыло в дивизию, в их числе оказалась молодая девушка по имени Анка. Между ней и ординарцем комдива Петькой возникли романтические отношения. Девушка работала на иваново-вознесенской ткацкой фабрике до призыва в армию, когда тысячи ткачей отправились на фронт. Петьке поручили обучить девушку обращаться с пулеметом.

Когда молодой боец увидел очаровательную девушку, его сердце застучало, и он решил начать ухаживать за ней. Во время тренировок Петька каждый раз пытается обнять девушку, которая ему нравится. Но девушка оказалась не такой уж скромной, она отвечает, что не каждый солдат достоин ее внимания, а только тот, кто может проявить храбрость и перед врагом. Петька в восторге от того, как девушка защищает себя, и решил доказать ей, что у него достаточно храбрости не только для нее, но и чтобы покорить настоящего "языка".

Этот эпизод может показаться незначительным, однако он прекрасно демонстрирует навыки героини собираться в трудную минуту. Она не теряется и смогла дать отпор белогвардейцам. После последнего боя отряд иссяк, и Чапаев принимает решение отправить Анку с Петькой в штаб дивизии с донесением. Анка выполняет задание, но Петька решает не покидать комдива и погибает.

Образ Анки-пулеметчицы

Образ девушки-героини часто встречается в литературе и изобразительном искусстве. Виктор Пелевин, в своей книге «Чапаев и пустота», опубликованной в 1996 году, использовал образ героини Гражданской войны. Он придумал сделать ее племянницей легендарного комдива Василия Чапаева, которая вынуждена была выйти замуж за его ординарцевого друга Петьку Анку.

Помимо этого, героями фильма «Чапаев» было сложено множество анекдотов и высказываний, которые стали популярными цитатами среди народа.

В 90-х годах Наталья Ступишина была вдохновлена смелым образом Анки-пулеметчицы и приняла псевдоним "Анка". Она восхищалась этим персонажем из фильма "Чапаев" и создала свою собственную концертную программу, посвященную Гражданской войне.

Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий