Анна Павлова – известная балерина, которая работала в Мариинском театре с 1906 по 1910 год. Она была признана величайшей балериной 20-го века. Самым значительным ее достижением считается танец под названием «Умирающий лебедь», который удавалось повторить только Майе Плисецкой.
Ещё при жизни Анна Павлова стала легендой. Она была не только самой высокооплачиваемой балериной своего времени, но и источником вдохновения для многих. Ее талант вызывал восторг, в ее честь устраивались королевские приемы, и даже кондитеры называли свои торты ее именем. Она стала объектом стихов и прозы, и ее изображали на портретах.
По словам балетного критика Андрея Левинсона, искусство Павловой рождалось и умирало вместе с ней, и чтобы танцевать как она, нужно было просто быть Павловой. Ее творчество прославило русский балет во всем мире, ведь ей удалось вдохнуть новую жизнь в уже известные балетные партии и оживить почти забытый классический балет.
Детство
История рождения балерины полна тайн и загадок. По официальной версии, она появилась на свет 12 февраля 1881 года в Преображенском военном госпитале в Петербурге. Ее отец, Матвей Павлов, был простым крестьянином, служившим в Преображенском полку, а мать, Любовь Павлова, работала прачкой. Однако существует и вторая версия, согласно которой отцом девочки был банкир-еврей Лазарь Поляков, а ее мать работала у него горничной. Поляков не признал отцовство из-за своего высокого положения, но разрешил присвоить девочке отчество "Лазаревна".
Анна родилась преждевременно, была очень хрупкой и болезненной. Ее ранние годы прошли в Петербурге, а затем мама переехала с ней в Лигово, где жила бабушка по отцовской линии. Анна окрепла на свежем северном воздухе, перестала болеть так часто. Мама стала брать ее с собой в Петербург.
Во время одной из поездок в город Аня побывала в театре на балете «Спящая красавица». Рядом с ней в ложе сидели другие дети, которые рассеянно смотрели на происходящее на сцене. В отличие от них, Павлова не сводила глаз с артистов, наблюдала за каждым их движением, и когда спектакль закончился, заявила, что мечтает танцевать так же, как принцесса Аврора.
Мама внимательно выслушала свою дочь и решила, что ее фигура подходит для балета. Она решила отвести Анну в балетную школу, где в это время проводили вступительные экзамены. В этот раз ее не приняли, но девочка не сдалась и продолжала пытаться, пока наконец, в 1891 году, ей не удалось достичь своей цели.
Анна всегда мечтала стать лучшей во всем, и для этого она не жалела ни сил, ни времени, тренируясь каждый день по восемь часов. Вскоре ее пригласили выступить перед членами царской семьи, а через семь лет она успешно окончила Императорское театральное училище, получив диплом с отличием.
Балет
Анна Павлова начала свою творческую биографию в 1899 году, когда ее приняли в Мариинский театр. Вначале ей доверяли маленькие роли, но она была задействована в нескольких постановках, созданных Мариусом Петипа. Самыми известными из них были «Камарго» и «Тщетная предосторожность». Спустя некоторое время имя молодой балерины появилось наряду с другими артистками, исполнявшими па-де-труа и па-де-де в постановках «Пахита» и «Корсар». После этого ей было присвоено звание «балерина», и у нее появилась постоянная сценическая пара.
Михаил Фокин был партнером Анны Павловой на протяжении некоторого времени, прежде чем стать её хореографом. В их сотрудничестве значительными стали работы, такие как "Умирающий лебедь" и "Виноградная лоза", которые Фокин поставил специально для неё.
Эти танцы сделали Павлову чрезвычайно популярной, и с 1908 года её жизнь стала сплошной серией гастролей. Она выступала в спектаклях "Клеопатра" и "Сильфида", представляя их на "Русских сезонах" во Франции, а затем отправилась в Бельгию, Германию, Англию и другие страны Европы. Художник Валентин Серов создал портрет Павловой, который позднее стал эмблемой фестиваля, организованного антрепренером Сергеем Дягилевым.
В 1910 году Анна Павлова покинула Мариинский театр и начала работать на основе отдельных договоров, которые заключала перед каждым выступлением. Она выступала в главной роли балета "Жизель", который был поставлен в Лондоне, а затем в течение месяца выступала в театре Метрополитен-опера в Нью-Йорке.
Также Анна Павлова и американский танцор Адольф Больм организовали свою собственную труппу, которая позже представила балеты "Привал кавалерии" Армсгеймера, "Волшебную флейту" Моцарта и второй акт балета "Лебединое озеро" Чайковского.
Через некоторое время Анна начала выступать с собственными номерами, которые можно сравнить по художественной ценности с шедеврами Фокина – «Танцем семи покрывал» и «Умирающим лебедем». Значительным было также то, что сила искусства Павловой действовала вдохновляюще не только на коллег и почитателей балета, но и на людей, абсолютно не связанных с миром искусства – кулинаров. Имя балерины было дано воздушному десерту, включавшему безе в форме балетной пачки и свежие фрукты.
В 20-е годы прошлого века имя Анны Павловой и ее труппы стало известно далеко за пределами европейских стран благодаря стараниям русско-американского продюсера, который организовал им гастрольный тур по Соединенным Штатам и выступления в экзотической Индии.
Павлова стала настоящей легендой, ее успех был поразителен — все мировые государства ждали и приглашали ее. С 1922 по 1929 годы балерина посетила Китай, Японию, Австралию, Египет и Новую Зеландию, выступая на лучших сценах этих стран. Она активно поддерживала танцевальные школы, где ставила оценки студенткам. Анна помогла Тамаре Тумановой, прославленной балерине, актрисе и хореографу, пробиться на большую сцену и прославиться с труппой Русского балета в Монте-Карло.
Личная жизнь
В своей профессиональной карьере Анна Павлова достигла невероятных успехов, но её личная жизнь оставалась неудовлетворительной. Балерина отвергала постоянные ухаживания своих поклонников и отказывалась от их подарков. Она стремилась быть независимой и не давала никаких надежд на легкие, непринужденные отношения. Единственный человек, который смог приблизиться к ней, был богатый аристократ Виктор Дандре. Он был членом дворянского класса, обладал обширными знаниями искусства и смог растопить сердце Павловой своим умелым ухаживанием.
Его общественное положение было довольно высоким, так как он был статским советником, и не мог иметь серьезных отношений с балериной. Анна влюбилась в него, поэтому она согласилась жить в арендованной квартире, которую ей предоставил Виктор. Квартира находилась в одном из центральных районов Петербурга, и в ней был большой танцевальный зал. Взамен Дадре попросил ее сопровождать его на общественных мероприятиях.
Анна была привязана к Виктору, хотя отлично знала, что он никогда не женится на ней. Павлова решила разорвать отношения с ним, отказаться от роскоши и уйти на свободу из золотой клетки. Одиночество наступило, и оно угнетало балерину. Когда она больше не могла терпеть одиночество, она встретила Михаила Фокина, который поставил для нее "Умирающего лебедя". Отчаявшаяся звезда получила новый импульс, ожила, и Михаил стал ее близким другом, хотя их было не так уж и много.
Полностью восстановить себя Павлова смогла только благодаря заграничным гастролям. Именно в это время появились ее новые знакомые, среди которых были французский композитор Камиль Сен-Санс и самый известный актер немого кинематографа – Чарли Чаплин. Между Анной и Чарли возник роман, который остался платоническим и впоследствии перерос в настоящую дружбу, протянувшуюся на много лет.
Когда Павлова стала всемирно известной и ее богатство позволяло ей постоянно проживать за границей, она могла бы спокойно наслаждаться жизнью. Но личного счастья у нее все еще не было. Чаще и чаще она вспоминала о Викторе Дандре, который остался в России.
До нее дошли слухи, что Виктор находится в трудном материальном положении, что из-за долгов его посадили в тюрьму. Неприятности, которые переживал ее возлюбленный, заставили Павлову отказаться от сотрудничества с бывшими коллегами и заключить новый, очень перспективный контракт с иностранным агентством «Брафф».
Когда нужная сумма была заработана, балерина расплатилась по долгам Виктора и забрала его к себе в Париж. Дандре сразу же согласился на приглашение. Некоторые источники утверждают, что в 1911 году они тайно поженились.
Величественное имение в Великобритании, собственная труппа и театр в Лондоне – все это досталось балерине. Виктор бережно заботился о домашних делах, чтобы она могла целиком посвятить себя танцу.
Время, как известно, меняет не только людей, но и их чувства. Со временем Анна поняла, что больше не испытывает к Виктору чувства, и его присутствие начало раздражать. Конфликты в доме стали обычным явлением. Но Дандре оставался терпеливым и любящим, благодаря ему Анна чувствовала себя спасенной.
Он не собирался бросать свою психически неустойчивую жену и брал на себя организационные вопросы, управлял труппой. И так продолжалось до 1931 года, когда внезапно скончалась Павлова.
Смерть
Принявшая весь мир, Анна Павлова испытывала тоску по родной земле. Она мечтала вернуться в свой родной город и продемонстрировать свои лучшие танцевальные номера соотечественникам. Но судьба не была благосклонна к ее мечте. В январе 1931 года балерина отправилась в гастрольное турне в Гаагу. Спустившись с поезда, она почувствовала себя ужасно.
Прибыв в отель, Анна решила, что простудилась, но ее коллеги утверждали, что во время поездки поезд резко тормознул, и балерина пострадала при падении кофра.
Врач был вызван и обнаружил, что легкие знаменитой балерины заполнены жидкостью. Он рекомендовал немедленную операцию, но его словам не поверили. Доктор решил проконсультироваться с другим специалистом, врачом, который лечил королеву Нидерландов. Но и его заключение было тем же – наличие жидкости в легких и необходимость операции как можно скорее.
Балерине установили дренажную трубку, но упустили ценное время. Анна ушла в нирвану и, пробудившись, не произнесла ни слова, ее взгляд остановился на своем костюме, в котором она исполняла роль Лебедя.
Анна Павлова скончалась 23 января 1931 года от плеврита. Многочисленные поклонники балерины не могли поверить в реальность этой утраты, осознав, что легендарная «Лебедь» больше не восстанцует на сцене, не подарит им радость встречи с русским балетом. С годами история смерти Павловой претерпела изменения, но это уже не имело значения, так как она ушла из жизни.
Поклонники решили, что тело Павловой должно быть похоронено на знаменитом кладбище Пер-Лашез, где покоится известная танцовщица Мария Тальони. Но Виктор тщательно следил за исполнением последней воли своей супруги. Павлова хотела, чтобы ее кремировали согласно древнеиндейскому обряду.
Память
Уход великой балерины был большой потерей не только для её родины, но и для всего мира. Прошло уже много лет с момента её ухода из этого мира, но память о ней продолжает жить: известные хореографы и танцоры посвящают свои танцы ей.
Молдавский режиссер Эмиль Лотяну создал биографический фильм о жизни Анны Павловой. Её жизни посвящено множество книг, написанных Андреем Соколовым-Каминским и Верой Красовской.