Анри Матисс — известный французский художник, скульптор, лидер течения «фовизм». Славился своими постоянными поисками передачи эмоций с помощью цвета и формы.
У каждого талантливого художника постоянный поиск себя, формирование личного стиля — необходимое условие для его развития. Рано или поздно все великие художники находят собственные уникальные приемы, отличающие только их манеру. Их вдохновляет личное понимание роли живописи и восприятие окружающего мира. Однако, в каждом правиле есть исключения, подтверждающие его.
Одним из таких исключений является художник Анри Матисс. Его творчество не поддается узким рамкам какого-либо определенного направления, он нарушал ограничения, стремился в неизведанные дали, которые никто до него не исследовал. Вся жизнь этого знаменитого художника — неустанное стремление максимально эффектно и гармонично выразить свое видение мира на полотне. Он изменял свои инструменты, приемы, менялся сам. Анри Матисс попробовал себя в различных направлениях и оставил яркий след в каждом из них.
Детство
Будущий известный художник родился в небольшом городке Ле-Като-Камбрези на севере Франции 31 декабря 1869 года. Полное имя художника – Анри Эмиль Бенуа Матисс. Его отец, Эмиль Ипполит Матисс, был богатым торговцем зерном и надеялся, что его первенец в будущем возглавит семейный бизнес. Однако эти надежды остались невыполненными, возможно, мальчик унаследовал свой художественный талант от матери, Элоизы Анны Жерар, которая в свободное время увлекалась росписью керамических изделий и любила экспериментировать с новыми рисунками и образами. Через три года у них родился второй сын – Эмиль Огюст.
Анри получил хорошее образование, закончил школу и затем лицей. После этого он отправился в Париж, чтобы поступить в Школу юридических наук и изучать юриспруденцию. Отец был против отъезда сына, но упрямый Анри поступил по-своему.
В 1888 году после завершения учебы в учебном заведении, он получил специальность и право на работу. После возвращения в Сен-Кантен, молодой человек начал свою трудовую карьеру как клерк у присяжного поверенного.
Вероятно, если бы судьба не вмешалась, Матисс мог бы остаться простым клерком. В 1889 году ему сделали операцию по удалению аппендицита. Во время долгого восстановления после операции, его мама принесла все необходимое для рисования, чтобы он не скучал в больнице. Матисс начал активно копировать открытки, и у него это получалось неплохо. Через два месяца после окончания лечения молодой человек понял, чем хочет заниматься в жизни.
Живопись
Анри был так захвачен новым занятием, что он решил ходить на занятия в школе рисунка Кантен де ля Тур, где обучали будущих художников для текстильной промышленности. Ему было непросто, так как отец категорически противился выбору сына. В 1891 году Матисс оставил идею стать юристом, переехал в Париж и начал учиться в Академии Жюлиана. Его учителем стал Виллиам Бугро, известный мастер салонного искусства. Анри усердно готовился к поступлению в Школу изящных искусств, но ему так и не удалось пройти в нее.
В 1893 году Матисс продолжил свое обучение в Школе декоративных искусств, где познакомился с молодым Альбером Марке, который впоследствии стал известным художником. Через два года они оба успешно сдали вступительные экзамены в Школу изящных искусств и поступили учиться к Гюставу Моро.
В начале своего творческого пути Матисс интересовался современным искусством, а позже его привлекло японское искусство. Моро был страстным поклонником символизма, поэтому его ученики проводили много времени в Лувре, изучая «игру цвета». Анри пытался изучать классику живописи, копируя известные полотна. Учитель вдохновлял своих учеников «мечтать о цвете», и именно с этого момента Анри стал одержим поиском подходящего оттенка, чтобы точно передать эмоции.
Первые работы Матисса отличаются уникальным сочетанием идей Гюстава Моро и элементов, использованных другими художниками. Например, картина «Бутылка схидама» стала очень противоречивой. Художник подражал Шардену темными оттенками, а от Мане унаследовал широкие мазки и смесь черного и серебристого цвета. Спустя некоторое время сам Матисс скажет, что он чисто интуитивно воспринимал экспрессивную сторону цвета. Если он рисовал осенний пейзаж, то не обращал внимания на то, какой цвет лучше использовать, он руководствовался только своими чувствами, наблюдениями и опытом.
Не так уж долго классики стали показаться художнику унылыми, и он проявил интерес к импрессионистам, особенно к Винсенту Ван Гогу. Ранние работы Матисса отличались тусклыми цветами, но с течением времени они становились все ярче. Его увлечение импрессионизмом завершилось поиском собственного неповторимого стиля. Первые работы начинающего художника были представлены публике уже в 1896 году.
Он провел свою первую персональную выставку, которая, к сожалению, не впечатлила ценителей искусства. Матисс решил уехать из Парижа куда-нибудь на север страны. Там он впервые попробовал новую технику – точечный мазок. Именно в это время появилась его первая картина, которая была признана настоящим шедевром – «Роскошь, покой и наслаждение». Но эта манера письма так и не стала для него основной.
Настоящий революционный поворот в творческой биографии Художника Матисса произошел в 1905 году. Вместе с его друзьями он создал абсолютно новое направление в искусстве живописи, которое получило название «фовизм». Этот стиль характеризовался яркостью и буйством красок, которые поразили любого ценителя искусства. Осенью того же года была организована выставка, на которой Матисс представил два своих полотна – «Открытое окно» и «Женщина в шляпе».
Художники были подвергнуты огромной волне негодования, посетителям выставки казалось невозможным такое пренебрежение к традициям изобразительного искусства. Основателей этого стиля прозвали фовистами, что можно перевести как дикарями.
Вопреки отрицательным отзывам и осуждению, Матисс все же стал достаточно популярным и заработал неплохие деньги. Его картины пользовались спросом среди поклонников его творчества и быстро разлетались. Например, картина "Женщина в шляпе" настолько понравилась американской писательнице Гертруде Стайн, что она купила ее во время выставки. Картина "Радость жизни", созданная в 1906 году, оказалась в коллекции знаменитого ценителя искусства Лео Стайна.
Вскоре в жизни Матисса произошло удивительное событие: он встретил Пабло Пикассо, тогда еще малоизвестного художника. Они быстро подружились и сохраняли эту дружбу на протяжении всей жизни, соревнуясь друг с другом в мастерстве. Пикассо считал, что если один из них умрет, для другого это будет невосполнимая потеря. Второму просто не с кем будет обсудить множество творческих вопросов.
Среди наиболее известных произведений художника можно выделить картины под названием «Музыка» и «Танец». Они были созданы специально для русского мецената Сергея Щукина, который украсил свой московский дом этими произведениями. Анри Матисс хотел, чтобы его эскизы вызывали у зрителя чувство покоя и облегчения. Он лично присутствовал на этапе установки своих работ, даже приехав в Москву, где его встретили с великим уважением и восторгом. Сам художник был восхищен старинными иконами в доме Щукина и не переставал удивляться простоте русских.
Благодаря щедрому гонорару от российского мецената, художник смог отправиться в увлекательное путешествие, после которого принялся за создание нового произведения. По возвращению домой, он представил свою новую картину под названием «Голубая обнаженная». Впечатления от поездки на восток сказались на его творчестве, внесли новые элементы и вдохновили на работу с гравюрами на дереве, керамикой и литографией.
Восхищенный Востоком, Анри продолжал свои путешествия. Он посетил Африку, и в частности Марокко, затем отправился в Америку и Европу. В то время его творчество постепенно отходило от фовизма, приобретая тонкость, особую глубину и связь с природой.
В годы Второй мировой войны Матисс заболел. У него была диагностирована онкология, и ему сделали операцию. Художник потерял возможность ходить, но его творческая душа требовала выражения, и он начал работать в новом направлении – декупаж. Теперь художник уже не создавал картины, а компоновал их из кусочков окрашенной бумаги.
Конец творческого пути Анри Матисса оказался заслуженно впечатляющим. Он приступил к созданию амбициозного проекта — дизайна женского монастыря в Вансе. По одной из версий, ему предлагалось заниматься только редактированием витражных набросков, но Матисс проявил удивительный энтузиазм и реализовал полный комплекс работ. Сам художник считал этот проект лучшим своим творением, своеобразным символом, посланным судьбой на закате его творческого пути.
Личная жизнь
За свою жизнь Анри Матисс испытывал нежные чувства к трем женщинам. В 1894 году он стал отцом, столкнувшись с радостью отцовства. Его отношения с моделью Каролиной Жобло привели к появлению на свет дочери Маргариты. Однако они не закончились браком.
Официальной женой талантливого художника была Амели Парейр, которую он встретил на свадьбе своего друга. Девушка была подругой невесты, и по счастливой случайности Матисс оказался рядом с ней. Амели влюбилась в художника с первого взгляда. Стоит отметить, что и он был заинтересован этой милой девушкой и не переставал заботиться о ней. Амели была первой из всех близких людей художника, кто не сомневался в его таланте.
Перед свадьбой Анри откровенно признался возлюбленной, что работа для него занимает главное место в жизни. Даже во время медового месяца они поехали в Лондон, чтобы художник изучал творчество Уильяма Тернера.
Позже его жена родила двух сыновей, Жана-Жерара и Пьера. К тому времени у них уже была дочь Маргарита. Жена и дочь стали его вдохновением и моделями на протяжении многих лет. Именно Амели он посвятил одно из своих знаменитых полотен — «Зеленая полоса», созданное в 1905 году.
Современники назвали этот портрет «уродливым». Они считали, что холст был слишком ярким и правдивым.
В 1930-х годах популярность Анри Матисса достигла своего пика, и он больше не мог обходиться без помощи. В это время художник со своей семьей осел в Ницце. Однажды в их дом пришла очаровательная эмигрантка из России, Лидия Делекторская, которую Матисс взял себе в секретари.
Его жене показалось, что девушка не представляет никакой угрозы для их брака, поскольку Анри никогда не интересовался блондинками, а предпочитал брюнеток. Однако все изменилось в одночасье. Однажды художник случайно увидел девушку в спальне своей жены и начал изображать ее портрет.
По прошествии некоторого времени Амели и ее супруг решили развестись, инициатором этого решения стала Амели. На ее место быстро пришла Лидия, но их отношения не были официально зарегистрированы. Известно только, что Лидия была последней моделью талантливого художника, а остальные детали были скрыты.
Что было основой их отношений – любовь или только совместная работа, оставалось тайной. Матисс создал множество картин и рисунков с изображением Лидии, но самой известной из его работ стала «Одалиска. Голубая гармония».
Смерть
Художник стал жертвой микроинсульта 1 ноября 1954 года, после чего его сердце прекратило работу 3 ноября.
Существует предание, что перед своей смертью Лилия заглянула к Анри в спальню и сказала, что в другой раз он бы попросил у неё карандаш и бумагу, на что Матисс, улыбнувшись, сказал: «Дайте мне карандаш и бумагу».
Память
- Меркурии название кратера присвоили в честь Анри Матисса, который также стал именем одного из персонажей фильмов о Джеймсе Бонде. В фильме "Полночь в Париже" его образ воплотил на экране Ив-Антуан Спото, а в "Прожить жизнь с Пикассо" — актер Джосс Акленд.
- Одно из полотен художника, "Les coucous, tapis bleu et rose", было куплено частным коллекционером на аукционе в 2009 году за 32 миллиона евро.