Антон Дельвиг – знаменитый русский поэт, литературный критик и издатель, чье творчество оказало значительное воздействие на развитие романтической поэзии в начале XIX века. Он является одним из главных представителей этого литературного течения и ключевой фигурой периода. Благодаря своему таланту и образованию, полученному в Царскосельском лицее, Дельвиг создал множество произведений, которые были высоко оценены как его современниками, так и последующими поколениями. Его близкая дружба с Александром Пушкиным и их взаимное влияние на творчество друг друга также играют важную роль в его биографии.
Детство
Антон Антонович Дельвиг родился в Москве в семье генерал-майора, происходившего из прибалтийских немецких аристократов. Он был полностью ассимилирован с русской культурой, и даже не говорил по-немецки. Его отец, также по имени Антон Антонович Дельвиг (1773—1828), служил в Астраханском полку и достиг звания генерал-майора к 1816 году. Его мать, Любовь Матвеевна (1777—1859), была потомком статского советника Матвея Андреевича Красильникова, директора Ассигнационного банка в Москве, и внучкой известного российского астронома А. Д. Красильникова.
В 1811 году Дельвиг поступил учиться в Царскосельский лицей, где его учебные успехи были не самыми лучшими, и он занимал последнее место среди однокурсников. Именно в этом учебном заведении он получил от Пушкина описание как «талантливый, но ленивый ученик».
Занятия литературой он начал еще в ранние годы, и уже к 1814 году его стихи были опубликованы в журнале «Вестник Европы» под названием «На взятие Парижа», вышедшим под псевдонимом Русский.
Он закончил учебу в лицее в 1817 году с первой выпускной работой, написав стихотворение «Шесть лет», которое было издано, получило музыкальное сопровождение и было исполнено его одноклассниками несколько раз. Позже он работал в Департаменте горных и соляных дел, а затем перешел работать в канцелярию Министерства финансов. С 1821 по 1825 годы он работал в Императорской публичной библиотеке в должности помощника библиотекаря (И. А. Крылова).
Творчество и дружба с Пушкиным
Стихи Антона Дельвига находили свой путь к читателям через страницы различных изданий: «Русский музей» в 1815 году, «Новости литературы», «Литературные листки» издаваемые Ф. В. Булгариным, «Благонамеренный», «Соревнователь просвещения», а также через многочисленные альманахи в 1820-е годы.
Последнее свидание Дельвига с Пушкиным перед его отъездом из Петербурга в Москву состоялось 10 августа 1830 года. Решив сопровождать поэта до Царского Села, Дельвиг отправился в путь пешком. 17 ноября он отправил из Петербурга письмо Пушкину, которое тот прочитал только 6 декабря.
Дельвиг был склонен к лени как в учебе, так и в служебной жизни, и не часто писал. Возможно, его нежелание работать, а также полнота фигуры, могли быть причиной такого образа жизни.
Несмотря на это, его жизнь была наполнена различными увлечениями, в том числе он нашел вдохновение в С. Д. Пономарёва, что побудило его к созданию нескольких стихотворений. Творчество Дельвига развивалось в двух направлениях: с одной стороны, он стремился к античности, пиша стихи в стиле древних авторов и идиллии, похожие на творчество Феокрита; с другой стороны — он черпал вдохновение из русской народной поэзии и создавал произведения в духе народной лирической песни, отличавшиеся добродушием и задумчивостью.
Его поэзия отразила эпоху романтизма, однако она проявила уникальное личное звучание и особый стиль, способный передать глубокие чувства и настроения поэта. Дельвиг оставил заметный след в русской литературе, и его творчество по-прежнему вдохновляет новые поколения любителей поэзии.
Личная жизнь
Антон Антонович Дельвиг в своем жизненном пути испытал не только успехи, но и разочарования в любви. Его первая возлюбленная, Софья Дмитриевна Пономарева, женщина из высшего общества, стала для него символом недостижимой мечты. Она окружала себя литературным кремом Петербурга, но не откликнулась на чувства Антона. Это отверженное чувство заставило его утешаться творчеством, где каждая строка стиха отражала его горячее сердце.
Судьба свела его с благородной дочерью тайного советника, Софьей Михайловной Салтыковой, их любовь столкнулась с препятствиями подобно сюжету романа, так как сердце Софьи уже занимал Петр Каховский, которого её отец не одобрял. Этот любовный треугольник, полный страсти и несчастливых судеб, стал источником вдохновения для новых стихов Дельвига.
Брак Антона и Софьи в 1825 году после долгих колебаний её отца открыл новую главу в жизни поэта. Их дом стал центром общения талантливых людей того времени, среди гостей были Василий Жуковский и Александр Пушкин. Софья, играя на фортепиано и декламируя стихи, стала душой этого литературного салона, а её брак с Дельвигом стал образцом союза двух любящих сердец, соединённых общими интересами.
Несмотря на все трудности, дочь Елизаветы, Екатерина, стала символом надежды и продолжения рода Дельвигов. Она являлась светом в темном периоде жизни своего отца, что является доказательством того, что даже в самые темные моменты жизни можно найти луч света.
Сюжет Антона Дельвига и Софьи Салтыковой напоминает нам, что великие чувства могут быть источником вдохновения для творчества, но также могут привести к глубоким разочарованиям. Их любовь, выраженная в стихах и музыке, сохранится в памяти потомков как напоминание о том, что истинное искусство возникает не только из вдохновения, но и из пережитых страданий.
Смерть
Прекращение работы «Литературной газеты», созданной Антоном Дельвигом, было вызвано клеветой литератора и публициста Фаддея Булгарина. Потеря этого издания сильно повлияла на поэта, погрузив его в глубокую грусть. Кроме того, на его эмоциональное состояние повлияла угроза со стороны директора жандармов, Александра Бенкендорфа, о возможной ссылке в Сибирь, что в условиях той эпохи имело катастрофические последствия.
Здоровье Дельвига стало ухудшаться, и он все чаще страдал от болезней. К сожалению, его жизнь оборвалась из-за осложнений после тифа. Преждевременная смерть поэта, ему было всего лишь 32 года, глубоко потрясла его друзей-лицеистов. Место последнего покоя Антона Антоновича Дельвига находится в Некрополе мастеров искусств Санкт-Петербурга, где его могила продолжает привлекать внимание поклонников его таланта и истории русской культуры. Образ поэта увековечен в учебной литературе и изданиях, рассказывающих о богатой истории Царскосельского лицея, продолжая вдохновлять будущие поколения на изучение его наследия и вклада в русскую литературу.