Талантливая актриса театра и кино Антонина Николаевна Шуранова оставила незабываемое впечатление своими интеллигентными и строгими героинями, которые прославились благодаря её таланту и сильному внутреннему характеру. Её голос сразу же узнавался зрителями, погружая их в мир любимых персонажей, даже если грим скрывал её настоящую внешность. Особенно любимой стала её роль Марьи Болконской в "Войне и мире". Героини, которых исполняла Шуранова, всегда были сильными и умными женщинами, обладающими и привлекательностью.
Ранние годы
30 апреля 1936 года в Севастополе родилась Антонина Шуранова в семье офицера. Поскольку ее отец служил в армии, детство девочки прошло в городе русских моряков. Мама была из Москвы, а отец — из Ленинграда. Когда стало известно, что отец погиб на фронте, мама вернулась в Ленинград с тремя девочками.
Две сестры с удовольствием ходили в школу и почти не имели свободного времени. Помимо учебы Татьяна занималась академической греблей, была в школьном хоре и ухаживала за верблюдом Яшкой в зоопарке. Екатерина увлекалась живописью с детства и мечтала стать искусствоведом, поэтому ходила на занятия в Эрмитаж. Для учеников организовали театрализованный экзамен, на котором Шуранова исполнила фрагмент из пьесы Лопе де Веги. Талантливое выступление девочки было высоко оценено знатоками искусства, и ей было предсказано будущее в театре.
Закончив школу, Тоня начала зарабатывать свои первые деньги, работая садовником на Выборгской стороне. Она помогала своей семье, так как у них не было лишних денег. После поступления в техникум, она не забыла о своей мечте стать актрисой, но не собиралась сниматься в кино из-за своей уверенности в своей нефотогеничности.
Тем не менее, она смогла воплотить свою мечту и поступить в Ленинградский театральный институт, где ей повезло попасть на курс, руководимый Татьяной Григорьевной Сойниковой. После успешного обучения она получила диплом и была готова начать свою карьеру.
Театр
Став настоящей актрисой, Шуранова была бесконечно благодарна главному режиссёру Ленинградского ТЮЗа Зиновию Корогодскому. В этом театре актриса проработала до 1988 года, после чего ушла из-за отстранения режиссёра от работы. Его обвинили в мужеложстве и начали уголовное преследование. В конце концов дело было закрыто, а приговор отменен из-за отсутствия улик.
Помнятся многим постановки, в которых выступала Антонина Николаевна, особенно «Васса Железнова», где она воплотила образ Вассы — владелицы пароходной компании. За свою работу в постановке произведения Максима Горького Антонина Николаевна была удостоена приза на международном фестивале «Контакт» в 1998 году в номинации «Лучшая женская роль».
Кино
Карьера талантливой ученицы Сойниковой как актрисы кино началась внезапно и неожиданно, она получила роль Марьи Болконской в фильме-легенде Сергея Бондарчука «Война и мир». В то время она только заканчивала институт и не рассматривала съемки в кино, так как представляла себя на сцене Академического театра. Однако «Мосфильм» настоятельно просил ее помочь и обратился к декану факультета, после чего Шуранова согласилась.
Предложение о съемках в картине «Чайковский» вызвало нежелание у актрисы, однако она все же согласилась на роль Надежды фон Мекк из-за интереса к сложности и противоречивости образа. На площадке ей было тяжело: пришлось погрузиться в аристократическую жизнь, угощать английских догов, учиться верховой езде, а также пережить несчастный случай с конем.
Еще одной сдержанной и утонченной ролью для актрисы стал образ Олуэн Пиил в фильме «Опасный поворот», основанный на пьесе Джона Бойнтона Пристли.
Значительную роль сыграла работа в фильме, посвященном повседневной жизни медицинских работников скорой помощи «Дела сердечные». Съемки проходили на киностудии «Мосфильм», а в числе актеров принимали участие Георгий Тараторкин и Екатерина Маркова.
Позднее зрители могли увидеть актрису в романтической драме «Странные взрослые», где ей партнерствовали Лев Дуров и Александр Демьяненко. История была основана на событиях одноименного произведения Аркадия Минчковского.
Коллаборация советско-финской постановки «Доверие» открыла возможность Антонине Шурановой воплотить образ Розы Люксембург, преданной сторонницы Владимира Ленина и яркого теоретика марксизма. Роль вождя мирового пролетариата досталась Кириллу Лаврову. Фильм имел огромный успех и в 1977 году был удостоен специального приза и диплома жюри на 10-м Всесоюзном фестивале в Риге.
На следующем этапе карьеры актрисы появилась рейтинговая работа «Неоконченная пьеса для механического пианино» Никиты Михалкова. В этом фильме Шуранова сыграла роль Анны Петровны Войницевой. Драма была восторженно встречена как зрителями, так и критиками. Режиссер был требователен к актерам, поэтому Александру Калягину пришлось похудеть на 25 кг.
Антонина Николаевна исполнила роль Ларисы Рейснер — революционерки, писательницы, дипломата и возлюбленной Николая Гумилева — в фильме, посвящённом жизни и творчеству поэта "И вечный бой… Из жизни Александра Блока". Этот фильм с Шурановой был создан к юбилею известного автора.
Далее в посещении актрисы появилась роль Розалии Землячки в фильме на историческую тематику "Товарищ Иннокентий", раскрывающем начальный этап деятельности русского бунтаря и революционера Иосифа Дубровинского.
Позже Антонина Шуранова снялась в телевизионной комедии "Физики", основанной на одноименной пьесе Фридриха Дюрренмата. Этот проект был заказан Ленинградским комитетом телевидения и радиовещания.
В 1992 году актриса сыграла в фильме «22 июня, ровно в 4 часа…» вместе с Ириной Розановой, Владиславом Галкиным, Сергеем Паршиным и другими знаменитыми актёрами. Название фильма совпадает с песней Бориса Ковынева, написанной неделю после начала Великой Отечественной войны.
В третьей части популярной мелодрамы «Зимняя вишня» она сыграла роль матери главной героини Елены Сафоновой. Сериал имел большой успех, выиграл награду в категории «Художественные фильмы» на 19-м Всесоюзном кинофестивале в Алма-Ате за исследование актуальных нравственных проблем, а актриса получила премию за лучшую женскую роль.
Антонина Шуранова сыграла небольшую роль в известном сериале «Улицы разбитых фонарей», а в другом проекте «Бандитский Петербург» исполнила персонажа Ирины Гордеевой, искусствоведа.
Личная жизнь
Переживания актрисы в её личной жизни были непростыми. Уже на первом курсе университета, Антонина влюбилась в однокурсника Николая, и молодые влюбленные решили не откладывать свадьбу и поженились. Они развивали отношения быстро, но так как они сами ещё только формировали свои характеры, их брак был не долгим.
Второй супруг — врач, их семья поселилась рядом с Театральной площадью, в большой квартире. Молодая актриса часто задерживалась в ТЮЗе, что приводило врача в гнев. Сначала он выражал свое недовольство, а затем начинал скандалы. Бесконечные разбирательства наполнили жизнь Шурановой. Их проблемы усугублялись отсутствием детей, о которых мечтал врач.
Он настаивал на медицинском обследовании актрисы, и когда врачи подтвердили ее здоровье и посоветовали просто подождать, он стал пристально следить за ее возвращением с работы и выполнением домашних обязанностей. Такие отношения не могли длиться долго, и в конце концов измученная актриса покинула его.
Четырнадцать лет Антонина Шуранова провела в общении с Александром Хочинским, который стал её третьим мужем, однако это были исключительно профессиональные отношения. К тому времени актер уже дважды вступал в брак и тоже испытывал неудачи в семейной жизни.
После репетиций актрисе не хотелось возвращаться домой, поэтому она часто задерживалась на работе. Когда же началась отработка спектакля с участием Александра, они оба почувствовали, что между ними возникают не только профессиональные, но и более тесные отношения. Покинуть своего тирана-мужа для неё не составило большого труда: в спешке она собрала свои вещи и переехала в общежитие к Хочинскому. На этот раз семейная жизнь складывалась удачно: супруги не только любили друг друга, но и были верными друзьями, идущими по жизни вместе.
Несмотря на то, что отношения развивались необычайно хорошо, актеры не торопились пожениться, закончив свои чувства только через восемь лет совместной жизни. Никто не знает, когда бы это произошло, если бы им отказали в номере в отеле из-за отсутствия штампов в паспортах во время гастролей. Не было никакого роскошного празднования и нарядных костюмов: влюбленные просто расписались в перерыве между репетициями и были по-настоящему счастливы без фаты, музыки и криков "Горько!".
Определенно отсутствие детей не испортило супружеские отношения. Судьба устроила так, что эти два влюбленных нашли своё счастье друг в друге.
Смерть
Смерть мужа в 1998 году сильно подорвала здоровье актрисы. Она стала избегать общения с друзьями и все реже покидала свою квартиру. Ей казалось, что ее муж присутствует везде.
Антонина Шуранова была диагностирована раком, который привел к ее уходу из жизни 5 февраля 2003 года. Несмотря на то, что силы покидали актрису, она продолжала выходить на сцену театра и не показывала своим видом, что тяжело больна. Артистка похоронена на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге рядом с могилой супруга. Близкие были шокированы ее преждевременным уходом из жизни и с горечью признавали, что сломило ее не страшное заболевание, а жизнь без любимого человека.
Интересные сведения
- Многие замечали особую внешность Антонины Шурановой и отмечали ее сходство с зарубежной коллегой Кристин Скотт Томас.
- Супруги Антонина и Александр обладали огромным чувством гостеприимства и всегда радостно встречали как друзей, так и случайных гостей, несмотря на отсутствие детей в их доме.
- Александр Хочинский ушел из жизни на глазах у своей супруги, которая с горечью признавалась, что муж так и не смог побороть свою алкогольную зависимость, которая стала причиной его сердечных проблем.
- В 1980 году актрисе было присвоено звание народной артистки РСФСР.
- В 2006 году вышел документальный фильм «В живых сердцах оставить свет…», рассказывающий о жизни и творчестве этой великой актрисы.
Избранная фильмография
- 1961 Открытое небо над Балтикой
- 1969 Жизнь и творчество Чайковского
- 1975 Доверие к фильму
- 1979 Инженер Графтио и его открытия
- 1981 Товарищ Иннокентий: новые приключения
- 1982 С тех пор, как мы встретились
- 1988 Физики в мире науки
- 1995 Зимняя вишня 3: продолжение саги
- 1998 Улицы, где горят разбитые фонари
- 2000 Бандитский Петербург. Фильм 1. Барон и его команда