Умелый музыкант, поэт, литератор, артист – эти словосочетания часто встречаются. Но умелый архитектор – редкость. Возможно, потому что реализация такого таланта намного сложнее. Поэтому тот, кто создает уникальные здания и дополняет архитектурное наследие, становится еще ценнее. Именно таким был гениальный архитектор Антонио Гауди, создавший собор Саграда Фамилия, дом Батльо, дворец Гуэль и множество других произведений, которые сделали Барселону узнаваемой.
Детство
Антони Пласид Гилем Гауди-и-Корнет был рожден 25 июня 1852 года в городе Реус, расположенном рядом с Таррагоной, в регионе Каталония. Существуют и другие данные, указывающие, что будущий архитектор родился в городке Риудомс, где его родители владели загородным домом. Антонио был самым младшим из пятерых детей в семье.
Его отец, Франсеск Гауди-и-Серра, был мастером по котельным делам, а мать его звали Антония Курнет-и-Бертран. Антонио имел удачу дожить до преклонного возраста, в отличие от двух своих братьев, не доживших даже до года, и третьего брата, умершего в 1876 году. За ним похоронили мать, а через три года и сестру, у которой осталась маленькая дочь. Опеку над племянницей взял на себя сам Гауди.
В 1868 году семья переехала в Барселону, где Антонио поступил на подготовительные курсы, а затем поступил в архитектурную школу. Во время учебы он смог найти подработку и был принят на работу чертежником в известное городское архитектурное бюро.
Архитектура
Первым проектом будущего известного архитектора стал заказ на проектирование газовых фонарей от городского совета Барселоны. Следует отметить, что эти фонари до сих пор украшают испанский город.
В 70-х годах Гауди работал над небольшими проектами, разрабатывал элементы храмов и планировал магазины. Он постоянно покупал перчатки в модной лавке «Комелья» и в благодарность за это спроектировал витрину для хозяина. Владелец был доволен работой молодого архитектора и попросил его создать необычный стенд для товара, отправляемого на Всемирную выставку в Париже.
Этот стенд привлек внимание текстильного промышленника Эусеби Гуэля, который настоял на встрече с молодым талантом любой ценой.
В те времена в Европе все восхищались неоготическим стилем. Он нравился и молодому Антонио, однако он не стал привязываться к готике, а добавил к ней элементы модерна. Благодаря Гуэлю стало возможным осуществление творческих способностей Гауди, они стали настоящими друзьями. Финансовая поддержка Гуэля и талант Гауди помогли родиться первым шедеврам – винным погребам, дому Висенс, дому самого Гуэля, который находился на улице Рамбле. Именно благодаря Гуэлю архитектор стал известным, он представил его влиятельным клиентам.
Антонио разработал свой уникальный стиль и подход, наполненный экстравагантными формами, изогнутыми поверхностями и удивительными цветовыми сочетаниями. Каждая из его построек становилась шедевром, стиль мастера просматривался в каждом контуре. Гауди стал известным архитектором, и ему стали доверять все более значимые проекты. Теперь он создает не только для зажиточных клиентов, но и осуществляет заказы от городских властей.
В течение первых десяти лет после 1900 года архитектор создал уникальные сооружения, которые стали символом Барселоны — дом Бальо, дом Мила, дом Кальвет. Эти здания по-прежнему являются основной достопримечательностью города. Однако у Гауди есть и другой проект, который олицетворяет всю его творческую биографию — это храм Святого Семейства, над которым он начал работу в 1884 году.
После того, как его коллега Франсиско дель Вильяра бросил недостроенное здание из-за разногласий с заказчиком, Антонио Гауди взялся за проект и смог реализовать многое из задуманного за свою жизнь. Однако к моменту его смерти храм оставался незавершенным.
Люди нашего времени превозносят великого архитектора до статуса святого, который помогает и защищает всех, кто занимается этим благородным делом.
Личная жизнь
В конце 1970-х годов Антонио забрал своего отца и малолетнюю племянницу, которая осталась сиротой после смерти матери, и переехал в Барселону. Семь лет спустя отец ушел из жизни, а через шесть лет умерла и племянница. Таким образом, в возрасте 60 лет Антонио остался совершенно один. Уже с детства его мучили ревматические боли, и поэтому он не мог играть со сверстниками. У него было два любимых занятия – работа и прогулки пешком, которым он посвятил всю свою жизнь.
До настоящего времени сохранилось немного фотографий архитектора, на которых изображен настоящий ловелас и богема. Однако это не помогло мужчине устроить свою личную жизнь. В его судьбе была всего одна женщина, за которой он пытался ухаживать – Жозефа Моро, обычная учительница. Но что-то в их отношениях не сложилось, и семьи у них не получилось. Понятно, что знаменитый архитектор с мировым именем не оставил ни наследников, которые могли бы наследовать его состояние.
По мере того как Гауди старел, он все больше закрылся в себе, предпочитал проводить время в одиночестве и пришел к вере в Бога. Многие считали его высокомерным и грубым, но только его друзья знали, каким он на самом деле был — странным стариком. В молодости Антонио любил роскошную одежду, хорошую еду и часто посещал театры. С возрастом он превратился в аскета, больше напоминающего нищего, чем богатого и уважаемого архитектора.
Смерть
Слишком скромная одежда и нищий внешний вид старика в конечном итоге привели к гибели Гауди. В тот день он, как всегда, гулял пешком, не обращая внимания на все вокруг. И вот он оказался под трамваем. Ни один извозчик не захотел помочь ему, увидев, что перед ним лежит без сознания бедный нищий.
Через несколько часов его все-таки доставили в больницу для нищих. И только на следующий день кто-то узнал в умирающем нищем знаменитого архитектора. Этим человеком был капеллан храма Святого Семейства, но он не смог помочь вовремя.
Антонио Гауди ушел из жизни 10 июня 1926 года и был похоронен в искупительном храме Святого Семейства, который он посвятил большую часть своей жизни.
Интересные факты
- По легенде, барселонские такси окрашены в основном в черный цвет с небольшим добавлением желтого (траур в сочетании со стыдом) в память об Антонио, которого ни один из них не отвез в больницу.
- 10 июня 2013 года, день смерти Антонио Гауди и Эдена Лехнера, стал Всемирным днем модерна.
- 25 июня 2013 года поисковик Google изменил свой Doodle-логотип на главной странице в честь Гауди, отметив таким образом 161-ую годовщину рождения великого архитектора. Каждая буква в названии изменила стиль и напоминала фрагменты работ этого великого архитектора.
- Гауди обладал выдающимся умом. Он предпочитал не работать с чертежами, а производил необходимые расчеты в своем уме, полагаясь на свои основные инструменты — воображение и интуицию. Уникальность архитектора заключалась в том, что он создавал все здания в своем воображении и затем оживлял их в камне.