Антонио Страдивари — великий итальянский мастер скрипок, который за свою долгую жизнь сотворил более тысячи инструментов. Его произведения хранятся в ведущих мировых галереях и, когда они появляются на аукционах, их цена достигает миллионов долларов.
Имя Антонио Страдивари знают даже те, кто не интересуется искусством. Великий мастер создал множество скрипок, из которых до наших дней дошло около 600.
Детство и юность
Известно, что Страдивари родился в 1644 году, но точная дата его рождения остается тайной. Его детство прошло в Кремоне, Ломбардия.
Из-за эпидемий в то время очень мало известно о ранних годах жизни Антонио. Предположительно, у его родителей, Алессандро и Анны, было еще трое детей.
Родители хотели, чтобы их сын выбрал выгодную профессию, чтобы он мог обеспечить себя. Из-за финансовой нехватки его отдали на ученичество к известному скрипичному мастеру Николо Амати. Поначалу Страдивари выполнял простую работу, но потом стал самым преданным учеником Амати.
Существует другая версия о том, где будущий талантливый мастер создания скрипок получал свои первоначальные навыки. Считается, что его первым учителем был не Амати, а другой известный мастер по имени Франческо Руджери. Историки не решаются отвергать эту теорию, поскольку в некоторых сохранившихся инструментах Страдивари можно четко увидеть "подпись" Руджери.
Некоторые искусствоведы предполагают, что в подростковом возрасте Антонио работал столяром и изготавливал украшенные деревом музыкальные инструменты для богатых горожан. По этой версии, после обучения у мастера Франческо Пескароли, молодой человек поступил в профессиональное учебное заведение.
Первые скрипки, изготовленные Страдивари, появились в 1660-х годах, когда ему было 16-18 лет. Об этом свидетельствуют сохранившиеся до наших дней ярлыки с его именем.
Изготовление инструментов
Начинающий скрипичный мастер имел конкурента в лице Андреа Гварнери, который был одним из учеников Амати. Однако Страдивари стал настолько профессионалом, что превзошел всех своих соперников.
В 1660 году Антонио начал экспериментировать со скрипками. После того, как он освоил основные секреты своих талантливых соотечественников, он начал искать собственные пропорции для создания изысканных образцов. В конечном итоге он полностью отказался от стиля Амати и начал делать скрипки по собственной уникальной методике.
Для производства инструментов требовались значительные суммы денег. Страдивари искал состоятельных клиентов, первым из которых стал известный банкир в Кремоне. Специально созданный для Якова II комплект инструментов сделал талантливого мастера настоящей знаменитостью в городе.
В начале 1680-х годов, Антонио продал большую партию смычковых инструментов герцогу Казимо III де Медичи. Изысканные скрипки, альты и виолончели получили высокую оценку в аристократических кругах, и вскоре работы мастера стали чрезвычайно востребованными.
Для того чтобы сделать свои произведения уникальными, Страдивари использовал темный лак и удлинял деки, что придало новое звучание его инструментам. К концу 17-го века мастер придумал новую технику — укоротил скрипку добавлением внутреннего изгиба в форме разорванного круга.
Помимо скрипок, Антонио изготавливал арфы, мандолины и гитары. Однако, он прославился главным образом как скрипичный мастер. Инструменты, изготовленные им для «королевского квинтета», принесли ему значительную прибыль, позволившую ему спокойно продолжать свою творческую работу.
В 18 веке имя Антонио Страдивари зазвучало во всем мире благодаря его удивительным скрипкам, созданным в маленьком городе Кремона. Мастер смог открыть свою собственную мастерскую, где каждый инструмент был создан с особым вниманием и наделен уникальным названием, таким как "Дельфин" и "Добрые времена".
В то время как Андреа Гварнери создавал инструменты для церквей, Страдивари изготавливал скрипки по заказу представителей высшего общества. Репутацию талантливого мастера хорошо знали ценители искусства из различных европейских городов.
Имеются исторические документы, подтверждающие, что мастер привлекал своих наследников к изготовлению инструментов. Они занимались созданием сырой основы и отделкой лаковых поверхностей.
Антонио не брал учеников, возможно из-за ревности к своему ремеслу или из-за большой занятости. Единственным человеком, который мог назвать Страдивари своим учителем, был Карло Бергонци. Он достиг огромных успехов в скрипичном деле и стал известным в 1730-х годах.
Искусство, созданное Страдивари, сегодня хранится в крупнейших музеях и у частных коллекционеров. Удивительно, но со временем инструменты великого мастера не только не теряют своей ценности, но становятся еще более ценными с каждым годом.
Скрипка под названием «Восход солнца» находится в музее редких вещей в Вене, а скрипка «Спящая красавица» — как зеница ока — хранится в компании «Landeskreditbank Baden Württemburg». Любимым инструментом Никколо Паганини была скрипка «LeBrun», которая сопровождала его во всех его путешествиях по всему миру.
Невероятная цена на творения итальянского мастера заставила восхищаться всех. На выставке произведения Страдивари, включая скрипку «Леди Блант», были проданы почти за 16 миллионов долларов. Любители искусства убеждены, что инструменты этого мастера предназначены только для настоящих гений, обладающих естественным талантом.
В уникальном собрании музыкальных инструментов России хранятся не только другие произведения Страдивари, но и несколько эксклюзивных шедевров:
- «Аматизе» — была частью личной коллекции Павла Третьякова и после его смерти была передана Московской консерватории.
- Скрипка 1688 года – была привезена из Парижа музыкантом Большого театра К. А. Кламротом. На подлиннике стоит подпись Amtonins вместо Antonius.
- Инструмент 1706 года – был частью личной коллекции Александра I и был завещан им Эрмитажу.
- Виолончель 1711 года – это один из лучших образцов, сохранившихся до наших дней.
- Альт 1715 года – сначала принадлежал графу Матвею Виельгорскому, а затем был использован в гастролях бельгийцем Анри Вьётаном.
- Скрипка 1736 года – созданная мастером непосредственно перед его смертью. До 1918 года она находилась у князя Юсупова, который перед бегством спрятал инструмент в подвале своего дворца. Позднее большевики обнаружили это укрытие и передали сокровище в Государственную коллекцию.
Личная жизнь
Сведения о том, что известный мастер из Италии имел две жены, пришли на наш слух. Первой супругой была молодая вдова Франческа Феррабоши, с которой в 1667 году Антонио поселился в своем доме с мастерской. Просторный особняк с названием "Casadel Pescatore", который граничил с домом Амати, стал местом жительства для пятерых детей мастера. По сохраненным церковным записям, шестой ребенок Страдивари скончался, не дожив и недели.
В 1680-х годах семья переехала в резиденцию "Piazza Roma", за которую итальянец заплатил около семи тысяч лир. В это время он уже был успешным мастером и мог позволить себе дорогие покупки. Здесь Антонио обустроил мастерскую, которая занимала весь огромный чердак.
После смерти первой жены гений женится на итальянке по имени Антония Мария Замбелли. Информации о ней практически нет, поэтому при создании фильмов и книг приходится прибегать к вымыслу.
В новой семье появляется еще пять детей, которые впоследствии становятся наследниками Страдивари. Ни один из них, к сожалению, не продолжает дело знаменитого отца.
Смерть
Во времена постоянных эпидемий и недоразвитой медицины продолжительность жизни обычно была краткой. Антонио Страдивари жил до 90 лет, что считалось большим возрастом в те времена. Несмотря на множество проблем со здоровьем, маэстро творил до самого конца своей жизни. Великий итальянец ушел из жизни 18 декабря 1737 года.
Родовая усыпальница в родном городе Кремона стала последним приютом для талантливого скрипичного мастера. Близкие родственники и несколько десятков друзей семьи пришли попрощаться с этим великим музыкантом.
Интересные факты
- Известные мировые музеи, богатые коллекционеры и известные музыканты хранят в своих собраниях шедевры Страдивари. Немецкий скрипач Дэвид Гаррет исполнил произведение «Времена года» Вивальди именно на скрипке Антонио Страдивари, после чего достиг мировой славы.
- Жизнь и талант великого итальянца многократно были изображены в книгах и художественных фильмах. В 1980-х советские кинематографисты сняли фильм «Визит к минотавру», в котором был показан образ гениального мастера.
- Итальянско-французский фильм «Страдивари» рассказывает о том, как мастер превращал каждый свой инструмент в уникальный музейный экспонат. Режиссеры фильма Эрнесто Гастальди и Джакомо Баттиато собрали множество документальных материалов, прежде чем выпустить свой проект в прокат.
- Омобоно, сын Антонио, обладал потенциалом стать достойным продолжателем дела своего отца. Его музыкальный талант проявился еще в детстве, и он проявлял отличное мастерство как в игре на скрипке, так и в изготовлении этого инструмента. Однако после смерти отца ему досталось большое наследство, и Омобоно решил бросить музыкальное дело.