Антонио Вивальди — биография и произведения композитора

Антонио Вивальди – выдающийся скрипач, знаменитый композитор, талантливый дирижер, преданный священнослужитель и опытный педагог. Его творческое наследие включает более 90 опер и 500 величественных концертов для оркестра и соло инструментов. На протяжении двух столетий творения Вивальди были почти забыты в мире музыки. Однако шедевры этого венецианского маэстро были вновь открыты и сегодня считаются одними из самых любимых произведений классической музыки.

Детские и юношеские годы

Будущий скрипач появился на свет в Венецианской республике 4 марта 1678 года в семье Джованни и Камиллы Вивальди. Отец родился в Брешии, но когда ему исполнилось 10 лет, мать решила переехать в Венецию. Джованни был музыкантом и парикмахером. Такое необычное сочетание было распространено — парикмахер не только стриг клиентов, но и играл музыку для них.

Вивальди-старший умело сочетал мастерство парикмахера с игрой на скрипке. Он даже играл в оркестре в соборе Св. Марка и был одним из основателей местного музыкального общества. Его имя фигурировало на обложке оперы за 1689 год.

Руководителем описанной организации был автор опер и композитор Джованни Легренци. Из этого исследователи биографии Антонио Вивальди сделали вывод, что его талант и любовь к музыке он унаследовал от своего отца. Он унаследовал от него мастерство игры на скрипке и отличный слух. По одной из версий, молодой Антонио даже учил музыкальному искусству под руководством Джованни Легренци.

Точная дата рождения Вивальди была установлена в особых обстоятельствах. Ребенок был недоношенным, так как родился на седьмом месяце, и акушерка, принимавшая роды, посоветовала срочно крестить младенца на случай его быстрой кончины. Вот почему его крестили в течение двух часов после рождения, что отражено в церковной книге.

Существует предание, что в тот день в Венеции произошло землетрясение, которое привело к тому, что мальчик родился преждевременно. Мать пообещала, что если он выживет, то станет священником. Антонио сумел выжить, но у него было хрупкое телосложение и слабое здоровье.

Мальчик страдал от астмы и не мог свободно двигаться и играть на духовых инструментах. Поэтому скрипка принесла ему утешение. В десятилетнем возрасте Вивальди начал играть в капелле Святого Марка, выполняя обязанности отца.

В 13 лет Антонио стал работать в соборе — он открывал двери храма. Позже он занимал и другие, более высокие церковные должности.

Он только один раз совершил мессу, но был освобожден от этой обязанности из-за своего плохого здоровья. Ему было позволено заниматься только музыкой.

В XVII веке в Венецианской республике священники имели возможность заниматься не только служением Богу, но и созданием музыки. Это было распространенным делом, подобно музыкальным инструментам в цирюльне. Кроме того, Венецианская республика считалась одним из самых культурных государств мира и лидировала в области как духовной, так и светской музыки по сравнению с другими европейскими странами.

Создание музыки

Итальянец по имени Вивальди приступил к обучению игре на скрипке в 25 лет. Его трудовая деятельность связана с консерваторией «Ospedale della Pietà». Стоит отметить, что в то время консерватории представляли собой монастырские школы-приюты, где обучались дети из малоимущих семей и сироты. Такие учебные заведения функционировали за счет средств городской общины.

В преимущественно женских учебных заведениях основное внимание уделялось гуманитарным наукам. Особенное место занимала музыка, пение, исполнение псалмов и других религиозных песнопений. Мальчики, получавшие образование в подобных учебных заведениях, в основном изучали точные науки, так как предназначались стать ремесленниками и торговцами.

Антонио Вивальди первоначально учил девочек из интерната игре на скрипке, а затем стал преподавателем альта. Каждый месяц он создавал кантаты, концерты, оратории, вокальные произведения для хора и солистов ко всем церковным праздникам.

Талантливый композитор работал в школе-приюте в период с 1703 по 1740 год, за исключением перерыва в восемь лет с 1715 по 1723 год. Кроме того, с 1713 года он был директором консерватории. Вивальди активно трудился, создав более 60 различных произведений исключительно для приюта: кантаты, концерты для хоровых, сольных и оркестровых выступлений.

В 1706 году артист восхищал зрителей во дворце французского посольства, а через три года его ораторией восхищался король Датского королевства Фредерик IV. В знак признательности Вивальди посвятил монарху 12 сонат.

Знакомство Антонио Вивальди с Готфридом Штельцелем в 1712 году оказало значительное влияние на его жизнь. Через пять лет он временно переехал в Мантую по приглашению принца Филиппа Гессен-Дармштадского, где прожил три года, творя и работая.

После этого Вивальди начал писать светские оперы, причем его первая опера называлась "Оттон на вилле". Его творчество было настолько успешным, что меценаты обратили на него внимание и начали заказывать у него музыкальные произведения. Один из первых заказчиков был владелец театра Сан-Анджело, который попросил Вивальди написать новую оперу.

С 1713 по 1737 год Вивальди создал 94 оперы, но ныне известно только 50 партитур, авторство которых подтверждено.

Великая опера Антонио Вивальди была популярна некоторое время, но затем интерес публики быстро угас. Венецианцы стали предпочитать творения других композиторов, а оперы Вивальди считались устаревшими.

В 1721 году Вивальди отправился в Милан, где представил свою новую оперу под названием «Сильвия». В следующем году он написал ораторию на библейскую тематику. В период с 1722 по 1725 годы композитор проживал в Риме, там он творил новые музыкальные произведения и даже выступал перед папой римским, что было большим успехом и честью для музыканта-священнослужителя.

В 1723 – 1724 годах маэстро создал свои самые известные концерты, которые были названы «Четыре времени года». Большинство исследователей творческой биографии Вивальди утверждают, что эти произведения являются вершиной его творчества. Революционность концертов заключается в том, что в них отчетливо передается музыкальное отображение явлений и процессов, характерных для определенного времени года. Таким образом, в этой музыке можно услышать лай собак и шум бури, писк комаров и журчание ручьев, трели птиц и детские голоса.

Благодаря многочисленным гастролям Вивальди познакомился с Карлом VI – императором Австрийской империи. Между этими выдающимися личностями возникла настоящая дружба. Когда слава композитора в Венеции начала угасать, австрийский и французский дворы встречали Вивальди овациями.

Однако, постаревший маэстро был вынужден распродавать свои произведения за гроши, чтобы избежать бедности. Венецианцы потеряли интерес к Вивальди, и он решил переехать в Вену к своему покровителю Карлу VI. Но вскоре после переезда император умер, началась война, и талантливый скрипач лишился внимания большинства своих поклонников.

Личная жизнь

Известный музыкант был священником в католической церкви, всю свою жизнь соблюдая обет безбрачия. Несмотря на это, личная жизнь Вивальди вызывала много споров и разговоров. Некоторые люди утверждали, что его отношения с ученицей школы-приюта по имени Анна Жиро и ее родной сестрой Паолиной нарушали благопристойность.

Учительствующий Маэстро был наставником Анны, которая поражала своих современников не столько силой своего голоса, сколько актерским мастерством. Именно для этой ученицы Вивальди сочинил большое количество опер и арий. Они проводили много времени вместе как на родине, так и во время гастролей.

Тем не менее, Паолина, сестра Анны, восхищалась гениальным учителем и добровольно стала его сиделкой и медсестрой. Она помогала Вивальди преодолевать болезни и врожденные недуги.

Длительное время верховное духовенство игнорировало излишнее увлечение священнослужителя мирской музыкой, но не выносило постоянного нахождения с ним молодых девушек.

В 1738 году Вивальди и его спутницы планировали выступить на традиционном карнавале в Ферраре. Но местный кардинал-архиепископ запретил им въезд в город, и им пришлось отслужить мессу за их грехопадение.

Смерть композитора

Последние годы своей жизни, одинокий и неимущий, Антонио Вивальди провел в Вене. Маэстро ушёл из жизни 28 июля 1741 года, полностью забытый своими прежними поклонниками. Тело композитора было захоронено на беднейшем кладбище, а его имущество было продано из-за долгов. Младшие сестры Вивальди узнали о смерти знаменитого брата только спустя месяц после его ухода из жизни.

На протяжении долгого времени имя маэстро было забыто. Только один поклонник смиренно хранил память о великом композиторе и его гениальных произведениях – Иоганн Себастьян Бах. Он искренне ценил творчество Вивальди и потратил немало времени на расшифровку десяти его произведений для оркестра и различных инструментов. Творения венецианского композитора оказали заметное влияние на творчество немецкого органиста.

Любопытные факты

  • Альберто Джентили, музыковед, сыграл огромную роль в открытии и изучении произведений Вивальди. Именно он нашел 14 томов различных творений композитора в начале XX века.
  • До наших дней дошел лишь один цветной портрет Антонио Вивальди, который можно найти в многих современных учебниках. Тем не менее, возможно, что на картине изображен кто-то другой, так как на ней нет инициалов, и портрет отличается от других изображений маэстро.
  • Из-за медного цвета волос Вивальди прозвали в Венеции "рыжим священником".
  • Композитор был известен тем, что за пять дней мог написать солидную трехактную оперу и множество музыкальных вариаций на одну тему.
  • Мелодия с названием «Летний шторм (гроза)», входящая в цикл произведений «Четыре времени года» и исполненная Ванессой Мей, считается одной из самых известных в мире.
  • Многие считают, что Вивальди написал мелодию «Танго смерти». На самом деле автором «Palladio» является композитор Карл Дженкинс, который создал это произведение в 1996 году. Также песня «Эльфийская ночь (песнь)», приписываемая маэстро, была написана группой «Secret Garden».
Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий