Аполлинарий Васнецов – известный русский художник и искусствовед. Он был братом художника Виктора Васнецова и участником литературно-художественного кружка «Молодая среда».
Детство и юность
Летом 1856 года в небольшом поселке Рябове под Вяткой появился на свет Аполлинарий. Будущий художник родился в дружной семье местного священника. Отец семейства очень хотел, чтобы его сыновья стали художниками. Михаил Васнецов старался воспитать отпрысков в любви к природе и был для них примером для подражания. Васнецов-старший был образованным человеком, прекрасно рисовал, разбирался в науке и знал несколько иностранных языков.
К сожалению, когда Аполлинарию было всего 13 лет, он остался сиротой. Художник не получил систематического образования, но был талантливым самоучкой. Он всегда с любовью вспоминал своего отца и рассказывал, что именно благодаря ему в нем проснулась любовь к природе.
После того, как отец и мать умерли, семья, в которой было много детей, осталась без родителей. Брат Аполлинария, Виктор, был значительно старше его. Он учился в Императорской Академии художеств, рисовал свои собственные картины и мечтал стать художником. Виктор видел талант младшего брата и понимал, что из него выйдет отличный художник. Виктор стал для брата примером для подражания, его первым учителем.
Аполлинарий всегда был увлечен живописью. Он брал уроки не только у Виктора, но и у польского художника Михала Эльвира Андриолли. Андриолли был сослан в Вятку. Каждое воскресенье начинающий художник ходил на уроки к польскому живописцу. Аполлинарий приносил свои рисунки, чтобы получить от мастера обратную связь.
После окончания местной духовной школы, Аполлинарий послушал совет старшего брата и уехал в Петербург.
Карьера и творчество
В осенний период 1872 года молодой Аполлинарий решил отправиться в Петербург, чтобы продолжить свое образование и познакомиться со старшим братом. Величие Северной столицы, уникальная архитектура и общение с представителями местного искусства поразили провинциального юношу.
В своих дневниках будущий художник зафиксировал свои впечатления о первом дне в Петербурге. Он написал о том, как вместе с братом посетил мастерскую Репина, где тот работал над своим произведением, картиной "Бурлаки". В этот день братья также посетили мастерские других известных художников.
С этого момента Васнецов-младший с удовольствием вовлекся в культурную жизнь города. Он стал постоянным гостем местных выставок, музеев и творческих кружков. В этих кружках обсуждались не только художественные вопросы, но и велась дискуссия о экономике, судьбе искусства и политике. Ознакомление с идеями Николая Чернышевского и чтение статей Виссариона Белинского помогли молодому человеку определить свое место в мире и сформировать свое собственное мировоззрение.
В течение трех лет Аполлинарий прожил в Петербурге. К сожалению, ему не удалось поступить в художественную Академию из-за отсутствия аттестата об окончании средней школы. Однако этот период в жизни начинающего художника стал временем его становления и самопознания.
Аполлинарий начал учиться самостоятельно и готовился сдать экзамены за курс реального училища заблаговременно.
В 1875 году молодой человек принял решение вернуться в родную Вятку. Там он завязал дружбу со студентами из круга Михаила Бородина, занимавшихся распространением революционной пропаганды. Художнику была поручена задача хранить запрещенную литературу из библиотеки. Участники группы изучали произведения Петра Лаврова и Михаила Бакунина.
Аполлинарий проникся идеями народничества. Девятнадцатилетний юноша решил отказаться от искусства и посвятить свою жизнь служению народу. В дальнейшем он вспоминал это время в своих воспоминаниях. Он писал, что в кругу народников существовали два направления — одни собирались «пойти к рабочим и землепашцам», а другие желали стать учителями. Второе направление больше привлекло молодого человека.
Когда Виктор узнал о планах своего младшего брата, он старался отговорить его от этой идеи. Но Аполлинарий был настойчив в своем решении. Он успешно сдал экзамены и получил звание народного учителя. Вскоре он уехал работать учителем в поселок Быстрица. Однако вскоре молодой и вдохновленный учитель понял, что местные крестьяне не разделяют идеи народников.
Его энтузиазма хватило примерно на год, после чего разочарованный и больной художник уехал в Москву. Васнецов-младший поселился у брата.
После разочарования в идеях народников, Аполлинарий снова обратился к искусству с радостью. В 1880-е годы он провел летние месяцы на даче в усадьбе близ Абрамцева, где писал этюды подмосковного имения князей Трубецких. Так началась усадебная тема в его творчестве. Аполлинарий часто посещал дачу Саввы Мамонтова, у которого также была дача поблизости.
В этом круге в Абрамцеве собрался весь свет русской культуры тех лет, в который Аполлинарий попал по рекомендации старшего брата. Молодой художник получил возможность общаться с самыми известными деятелями искусства, обсуждать литературу и живопись, слушать музыку. Этот круг Мамонтова стал для Васнецовых своеобразной "академией".
Значительную роль в творческом развитии Аполлинария Васнецова сыграл Илья Репин. Юноша посещал мастерскую мастера в Санкт-Петербурге, и даже позировал Репину для картины «Крестный ход в Курской губернии». Советы Репина помогли Аполлинарию улучшить технику живописи. Благодаря его советам картины Васнецова приобрели более светлые оттенки, став более яркими и красочными.
Под влиянием Репина в 1883-м году Васнецов начал участвовать в выставках передвижников. Во время 11-й выставки ТПХВ художник представил две свои картины – «Роса» и «Серый денек». Эти картины принесли ему первое признание. Позже последнюю картину для своей коллекции приобрел Третьяков.
Аполлинарий нашел вдохновение в признании своих современников, и его творчество было посвящено природе Финляндии и средней полосы России. В своих письмах к брату художник говорил о легкости с которой он изображал поля, долины и луга, пропитанные общим тоном и небом. Нежные оттенки среднерусской природы сочетались со спокойным и уравновешенным характером мастера.
Творчество Васнецова-младшего продолжало развиваться. Влияние эстетики и идей передвижников оказало на него огромное влияние. Он стремился изобразить жизнь такой, какая она была на самом деле, и считал, что главное в творчестве — это цельность образа, основанная на впечатлении художника и его памяти.
Живописец часто искал сюжеты для своих новых картин во время путешествий. Он объехал всю западную часть России, посетил Прибалтику, Кавказ и Украину. Во время своих поездок по Австрии, Италии, Германии, Франции и Швейцарии художник создал множество этюдов.
Главным периодом в творческом пути Васнецова стали 1890-1900-е годы. Если раньше он в основном писал небольшие пейзажи, то теперь его заинтересовали более сложные темы.
В 1886 году Аполлинарий Васнецов впервые побывал в Крыму. Во время своего путешествия художник не расставался с красками, бродил по горам, посещал крепостные руины и старые кладбища, о которых ходили легенды. Здесь он придумал сюжет картины «Элегия». Она была впервые показана зрителям на Всемирной Парижской выставке в 1900 году, после чего автор получил серебряную медаль.
Отдыхая на Урале, Васнецов написал серию картин, вдохновленных местными пейзажами, близкими по духу к эстетике полотен Ивана Шишкина. Художник изобразил на своих картинах суровую, но красивую природу уральских мест, и его цикл был высоко оценен современниками.
В 1898 году Васнецов отправился в Париж, где посетил Лувр, изучал методику работы европейских художников, после чего отправился в Италию.
После возвращения в Россию молодой художник снова принялся за творчество. Васнецов-младший стремился найти новые подходы в живописи. Он участвовал в выставке «Мир искусства», представлял свои произведения на выставках, организованных Сергеем Дягилевым.
В последующие лета Васнецов создал одну из своих наилучших картин – «Озеро». Это произведение вдохновлено искусством модерна, которое стало активно развиваться в начале прошлого века. В 1903 году художник вступил в творческое объединение «36 художников», а затем присоединился к творческому сообществу под названием «Союз русских художников».
Васнецов не только активно работал над отдельными картинами. В его художественной биографии нашлось место и для театра. Еще в Абрамцевском кружке, где проводились любительские спектакли, Аполлинарий увлекся театральной тематикой. Вскоре Савва Мамонтов основал Московскую оперу, где кроме режиссеров, композиторов и музыкантов принимали участие также и художники.
В 1897 году мастер создал декорации для постановки оперы Мусоргского «Хованщина». Оформление спектакля было выполнено в стиле России 17 века и получило великолепные отзывы.
Позже Васнецов занялся декорациями для оперы под названием «Сказание о граде великом Китеже и тихом озере Светлояре». Его вклад в историю русского декоративного искусства был особенно значимым, особенно в создании декораций для русских опер.
Художник также занимался изображением старинной Москвы. Он изучал историю города, создавая рисунки, отображающие Москву в разные исторические периоды. Тема «старой Москвы» занимала особое место в его творчестве, и была важной частью его живописи.
В 1900 году Васнецов был удостоен звания академика, и в этом же году он стал членом Императорской Академии Художеств. Спустя несколько лет он присоединился к Московскому археологическому обществу, где под его руководством проводилась реставрация предметов и памятников искусства, а также участвовал в реставрации Архангельского собора.
Аполлинарий Васнецов также занимался преподавательской деятельностью, работая в Московском художественном училище.
Период после революции стал сложным временем для художников. В это время в стране происходили изменения, которые затрагивали искусство. Многие преподаватели художественных дисциплин, включая Васнецова, были отстранены от преподавания как «старой школы». Его мастерская была отобрана, и он лишился привычного дохода и комфорта.
Личная жизнь
Касаясь личной сферы, известно, что живописец имел супругу. Его характер был мягким и уравновешенным, и ему без труда удавалось находить общий язык с людьми. В 1902 году он вступил в брак с Татьяной Одоевской.
После года у молодых супругов появился сын. Мальчика назвали Всеволодом. Впоследствии Всеволод Васнецов стал известным полярным исследователем. Вместе со своей женой он основал музей в честь своего отца. Весной 1965 года был открыт музей, в котором были восстановлены три мемориальные комнаты.
Последние годы, смерть и память
В последние годы своей жизни, художник преподавал в техникуме в столице. Он продолжал активно участвовать в общественной деятельности и отстаивал сохранение культурных памятников. Интересно, что Васнецов выступил единственным живописцем против сноса храма Христа Спасителя, однако его мнение так и не было опубликовано в печати.
В свой семидесятилетний юбилей, художник написал картину с названием "Шум старого парка (Все в прошлом)", которая стала одной из последних в его творческой биографии.
Зимой 1933 года произошло уход из жизни Аполлинария Васнецова. Его похоронили на Введенском кладбище рядом с могилой его старшего брата.
В самом сердце Москвы до сих пор работает музей памяти Васнецова. В Кирове был установлен памятник художнику, а также в 1956 году была выпущена почтовая марка в его честь.
Если вы заметили опечатку, пожалуйста, сообщите нам, выделив этот текст и нажав на выделенный текст.