Подпишитесь на видео, чтобы узнать о другой жизни Золотого — Арчила Гомиашвили!
Смотрите передачу "Смак" (ОРТ, 1999) с участием Арчила Гомиашвили
Юбилейный возраст! Актеру Арчилу Гомиашвили исполнилось 95 лет
Арчил Гомиашвили — биография
Актером, популярным в России, является Арчил Гомиашвили, также известный как успешный предприниматель. В 1966 году он был удостоен звания Народного артиста Грузинской Советской Социалистической Республики. Одним из самых известных фильмов, в которых он сыграл, является «Двенадцать стульев», где он исполнил роль Остапа Бендера.
До того, как Арчил Гомиашвили стал известным на всю страну, он несколько раз привлекался к милиции. Однако ему каждый раз везло: то объявляли амнистию, то не находили состава преступления в его действиях. Эта опасная дорожка могла привести к печальному концу, но в 16 лет у него снился пророческий сон.
Парень запомнил его до мельчайших деталей и постоянно пытался следовать его указаниям. Он знал, что в одном году произойдет определенное событие, а в следующем – еще что-то. Используя свои знания о будущем, он ускорял ход событий и продвигался вперед. Он был очень любвеобильным, бесконечно упорным и неутомимым.
Детство и юность
23 марта 1926 года в грузинском городе Чиатура появился на свет Арчил Гомиашвили. Его отец, Михаил Гомиашвили, изначально был пастухом, но затем присоединился к партии и смог сделать успешную карьеру советского чиновника. Он учился в Московской Школе красной профессуры, после чего был назначен председателем комитета угольщиков Донбасса.
Однако во время сталинских репрессий его ложно обвинили, и он был отправлен в лагерь. Освободился он только в 1945 году. Ушел из жизни в глубокой старости, сохраняя обиду на партию за то, как она поступила с ним.
Отцу хотелось назвать сына Виктором, однако его пожелание не было услышано, и мальчик был назван в честь своего деда — Арчил.
Детство Арчила прошло как в Грузии, так и в Украине, но нигде и никогда сверстники не притесняли мальчика из-за его национальности или места проживания. Он учился в русской школе, а на родном грузинском языке начал говорить только к четырнадцати годам.
В шестнадцатилетнем возрасте Арчил поступил в Тбилисское художественное училище, где пробыл два года. В это время он полюбил театр и старался удрать туда при первой же возможности. Именно в это время в театре работал начинающий режиссер Георгий Товстоногов, который предложил Арчилу оформить спектакль под названием «Лисички» по пьесе Хельмана. Увидев в глазах художника страсть к театру, Товстоногов предложил Гомиашвили попробовать свои силы на сцене, исполнив роль Лео Хаммера.
Гомиашвили был исключен из училища в 1942 году из-за своей дружбы с криминальным авторитетом Джаба Иоселиани. Впервые его арестовали за хулиганство, но он избежал тюрьмы, проведя несколько дней в изоляторе. Это был Товстоногов, который предложил ему попробовать свои силы в актерском мастерстве, и после этого Гомиашвили отправился в Москву.
Фильмы
Вместе с работой в театре, Гомиашвили начал свою кинокарьеру. Он впервые появился на экране в 31 год в фильме «Лично известен», где сыграл роль Монташерова. Этот фильм является первой частью трилогии о судьбе большевистского деятеля Камо. Некоторое время он сотрудничал с грузинским режиссером Михаилом Чиаурели, который взял его на съемки своего фильма «Иные нынче времена». В этом фильме его партнершей стала дочь режиссера – Софико.
Скоро Арчил продемонстрировал всю глубину своего актерского мастерства, особенно после участия в фильмах «Простите, вас ожидает смерть» (режиссер Гугули Мгеладзе) и «Взрыв после полуночи» (режиссер Степан Кеворков).
Тем не менее, настоящий успех, всеобщее признание и любовь зрителей ждали Арчила после выхода на экраны фильма «12 стульев» легендарного режиссера Леонида Гайдая, где он воплотил образ «великого комбинатора». Путь к этой важнейшей роли оказался очень долгим. Первый раз Гомиашвили сыграл Бендера в 1958 году в моноспектакле Юрия Любимова. Этот мюзикл он показывал по всей стране. Особенно важно отметить, что Арчил исполнял все роли в этом спектакле и даже пел за всех персонажей.
В 1971 году Гайдай начал подготовку к съемкам комедии «12 стульев». Он уже утвердил всех актеров, кроме исполнителя главной роли – подходящего артиста так и не нашел.
Гайдай приглашал на пробы самых известных артистов своего времени – Владимира Высоцкого, Владимира Басова, Валентина Гафта, Алексея Баталова, Евгения Евстигнеева, Олега Борисова, Спартака Мишулина, Михаила Козакова, Андрея Миронова, Александра Ширвиндта, Николая Губенко, Николая Рыбникова, и даже Муслима Магомаева. Одна проба сменяла другую, и вот режиссер остановил свой выбор на Александре Белявском, он одобрил его для роли Бендера. Но что-то не сходилось, молодой артист не обладал необходимой яркостью и харизмой, которую должен испускать главный герой этого фильма. Тогда его ассистенты предложили обратить внимание на Гомиашвили, который уже долгие годы играл эту роль на театральной сцене.
Для того чтобы увидеть актера и его профессионализм в этой роли, Гайдай и вся съемочная группа поехали в город Горький, где Гомиашвили находился во время гастролей. Режиссер был доволен игрой Арчила и решил пренебречь тем, что актер был старше своего персонажа. Но Гомиашвили обладал харизмой, выглядел моложе и был высокого роста, и это сыграло в его пользу.
Гомиашвили нашел общий язык с другими актерами и хорошо вписался в их компанию. В фильме вместо Арчила говорит Юрий Саранцев, а песни исполнил Валерий Золотухин. Но несмотря на это, Гомиашвили получил всесоюзную известность и стал самым выдающимся актером своего времени.
После такого великолепного успеха артист переезжает в столицу. Гомиашвили приглашен в Совет Министров СССР, где в ходе торжественной встречи он становится обладателем трехкомнатной квартиры в сталинском доме. Ему был выдан ордер на квартиру, ранее принадлежавшую Светлане Аллилуевой, дочери Сталина. Немного привыкнув к Москве, Гомиашвили присоединился к труппе театра им.
Ленинского комсомола. Позже, убедившись, что у него не получится найти общий язык с Марком Захаровым, начинающим режиссером этого театра, Арчил уходит в театр им. Пушкина.
Следующие фильмы не принесли Арчилу большого успеха в кинематографе. Исключением была только лента «Мимино» от режиссера Георгия Данелия, где Арчил воплотил образ потерпевшего. Также он успешно сыграл роль Сталина в пяти фильмах – «Сталинград», «Государственная граница. Год сорок первый», «Ангелы смерти», «Война на западном направлении», «Трагедия века». Режиссеры заметили сходство артиста с вождем народов, кроме того, Умело передавал характер и привычки Сталина.
Бизнес
В конце 80-х годов Арчил осознал, что ему нужно больше, чем просто актерство, он хотел стать режиссером и сценаристом. Его вдохновила автобиография Майкла Фильда, германского миллионера, который начинал с нуля. Гомиашвили нашел возможность связаться с ним и организовать поездку в Западный Берлин. Арчил надеялся на совместные проекты, но планы не сбылись. Несмотря на это, Фильд подарил ему десять игровых залов казино.
Судьба улыбнулась Арчилу, когда он решил испытать удачу в немецком казино, поставив последние сто марок. Фортуна улыбнулась ему, и он выиграл сто тысяч марок. Так у него появилась возможность начать свой собственный бизнес.
В 62-летнем возрасте артист превратился в успешного человека. Не останавливаясь на этом, в 1990 году Гомиашвили вложил все свои накопления в акции компании «Сити-бизнес». Через два года он стал обладателем значительного капитала, который затем инвестировал в развитие клуба «Золотой Остап». На его основе был открыт популярный 90-х годов ресторан, который вскоре получил статус лучшего заведения в Европе. Арчил еще сильнее поверил в себя, в свой предпринимательский талант, и открыл собственные итальянские бутики.
Бывший артист потратил много средств на благотворительность. Он помогал малообеспеченным студентам ВГИКа, оплачивая их обучение. Он также не обошел вниманием пожилых актеров из Грузии, которые из-за отсутствия ролей вели жалкое существование.
Личная жизнь
Арчил всегда был в центре внимания у женщин, все жительницы бывшего СССР обожали его, особенно после выхода картины «12 стульев». Актер также был очень любвеобильным и отвечал взаимностью многим. У Гомиашвили были романтические отношения с актрисой Татьяной Окуневской и режиссером Татьяной Лиозновой. Он даже женился на первой и даже повел ее под венец. Но такая бурная личная жизнь артиста началась только после переезда в Москву.
Артист пользовался успехом у женщин из творческой среды, но первый брак заключился с медиком – доктором Яной Маиловой. Вскоре появилась на свет первая дочь артиста – Карина. Но даже это событие не сплотило семейный союз, и супруги разошлись.
Арчил по-настоящему влюбился в актрису Лиану Манджавидзу, его коллегу по тбилисскому театру, сразу же после их первой встречи. Вскоре супруга подарила артисту двух сыновей – старшего Зураба в 1954-м и младшего Михаила в 1961 году. Старший стал инженером, младший же пошел по стопам родителей и стал актером.
Однако этот брак оказался недолгим из-за постоянных измен Арчила и сцен ревности со стороны супруги. Лиана часто ревновала мужа до маниакального состояния. Например, если он принимал холодный душ утром, она сразу же подозревала его в неверности. Арчилу не раз приходилось выкручиваться и извиняться, но он не хотел доводить ситуацию до развода. Несмотря на это, он всегда обожал своих сыновей и поддерживал их на протяжении всей своей жизни.
В течение последующих лет Арчил развивал успешную карьеру актера и наслаждался свободой, встречался с множеством женщин. Однажды он встретил молодую балерину по имени Татьяна и почувствовал, что он потерялся. С его 44 годами и ее 20, они были счастливы вместе. Официально оформив отношения, Татьяна стала для Арчила не только женой, но и верным другом и помощником. Во втором браке у артиста появились две дочери — Нина и Катя, обе принадлежат к миру искусства и дарили артисту внуков.
Смерть
Арчил никогда не пренебрегал своим здоровьем, регулярно проходя ежегодные обследования. Однако проблемы начались уже в пожилом возрасте — ему было 78 лет, когда у него была диагностирована онкология дыхательных путей. Это стало большим потрясением как для самого Арчила, так и для его родственников. Он отправился за помощью к американским врачам, и ему была проведена сложная операция по удалению раковой опухоли и нескольких десятков лимфоузлов, пораженных метастазами.
Несмотря на все трудности, Арчил не падал духом. Он шутил и старался подбодрить не только себя, но и медиков во время процедур. Однако это не помогло остановить распространение рака в его ослабленном организме.
Когда его состояние немного улучшилось, Арчил решил покинуть клинику и вернуться в Москву. Он пригласил всех своих друзей в свой ресторан под названием «Золотой Остап». Внучка актера, Анастасия, рассказывала, что родственники скрывали от него настоящую картину его болезни, включая смертельные осложнения.
Однако сам Арчил уже понимал, что это приближается к концу, так как его здоровье резко ухудшилось. Его жена Татьяна не отходила от него ни на шаг. Метастазы продолжали разрушать его организм, и в последние дни артист перестал разговаривать и узнавать окружающих.
Известный артист скончался 31 мая 2005 года в одной из московских клиник от онкологии. В столице была организована гражданская панихида по усопшему Гомиашвили. Остапа Бендера похоронили на Троекуровском кладбище.
Память
Через год после ухода из жизни Гомиашвили, на его захоронении был установлен памятник в виде скульптуры артиста в образе Остапа Бендера. Одна нога стоит на известном резном стуле из кинофильма, а взгляд скульптуры направлен в даль.
Эммануил Виторган отметил, что Арчил был выдающимся человеком, верным другом и надежным товарищем, и именно в этой роли он оказался самым значимым для многих людей.
В Чебоксарах поклонники артиста также установили памятник Гомиашвили в одном из скверов города. Там он изображен в образе своего самого популярного персонажа.
Избранная фильмография
- 1957 — Знаменитый сам
- 1965 — Особое поручение
- 1968 — Поворот после полуночи
- 1971 — Двенадцать стульев
- 1977 — Мимино
- 1977 — Удивительные музыканты, или Новые сны Шурика
- 1978 — Повесть о Кавказе
- 1978 — Моя любовь, моя печаль
- 1980 — Комедия давно ушедших дней
- 1983 — Раннее, раннее утро
- 1984 — Медный ангел
- 1986 — Государственная граница. Год сорок первый
- 1986 — Мой любимый клоун
- 1989 — Сталинград
- 1990 — Война на западном фронте
- 1993 — Ангелы смерти
- 1993 — 1994 — Трагедия века