Иоанн Крестьянкин — одна из важнейших личностей в истории Русской православной церкви. В настоящее время руководство РПЦ обсуждает вопрос канонизации этого священника. Начав свою службу как псаломщик, он достиг высшего звания архимандрита и стал объектом чтения для православных верующих по всему миру.
Архимандрит Иоанн Крестьянкин ушел из жизни за четыре года до своего 100-летия. По образованию он был бухгалтером и финансистом, а также перенес множество тяжелейших испытаний в виде гонений, тюрем и ссылок.
Полвека своей жизни Иоанн посвятил служению в Псковско-Печерской обители. Несмотря на все преследования по идеологическим мотивам, старец не потерял веры в Бога и стал еще сильнее в своей любви к людям. Те, кто лично знаком с архимандритом, вспоминают о его бесконечной доброте и теплом отношении к каждому обратившемуся человеку.
Детство и юность
11 апреля 2010 года в Орле в семье мещан родился мальчик по имени Иван Михайлович. С самого детства Ваня оказывал помощь священникам местного храма и получал образование в церковной грамоте у архиепископа Смоленского и Дорогобужского Серафима.
Когда Крестьянкин исполнилось шесть лет, он был поручен заботами пономаря, а затем стал иподиаконом. Когда он достиг двенадцатилетнего возраста, он попросил вступить в монастырь. Епископ Николай из города Ельца одобрил решение Ивана, но попросил его сначала закончить школу и немного набраться опыта служения. Позже благословение было получено и от архиерея Серафима из города Орла.
Гражданская работа
В конце 1920-х годов юноша получил аттестат об окончании школы и закончил курсы бухгалтерского учета. В Орле он нашел работу по своей специальности, но она не приносила ему удовлетворения. Из-за своего верующего характера парень не мог посещать церковь из-за своей работы, что его очень огорчало. После нескольких конфликтов с руководством молодого бухгалтера уволили.
Он долгое время не мог найти новое место работы, поэтому Иван решил отправиться в столицу. Здесь он наконец-то нашел спокойную должность главного бухгалтера, которая позволяла ему посещать церковные службы. В Москве Крестьянкин познакомился с единомышленниками, устраивающими встречи молодых православных. На этих встречах обсуждались вопросы церковных служб и прочие проблемы современного православия.
В столичной епархии
Иван не принимал участия в Великой Отечественной войне из-за своей близорукости. Однако за год до окончания войны он был приглашен работать псаломщиком в Храме Рождества Христова в Измайлове. В начале 1945 года митрополит Николай назначил его диаконом в безбрачном состоянии. В этом же году он закончил духовную семинарию экстерном и был рукоположен в иереи по благословению Патриарха Алексия I. Весь этот период Иван продолжал служить в Измайловском приходе.
Молодой проповедник завоевал уважение и любовь верующих в столице, в то время как советские власти относились к нему негативно. Иван неоднократно вызывали в органы за проповедническую деятельность и отказ от сотрудничества, пытаясь оказать на него давление. Однако старец не мог изменить своей вере и людям, даже когда ему требовали невозможного. Когда давление стало невыносимым, священник обратился за поддержкой к Патриарху Алексию I. В те времена церковное руководство практически не сотрудничало с властью, поэтому все, что мог сделать Патриарх, это дать совет терпеть и продолжать свое благое дело во имя верующих людей.
В лагере
Крестьянкин провел около четырех месяцев в тюрьме на Лубянке, в известной тюрьме Лефортово. Во время предварительного заключения у Ивана произошел занимательный эпизод, который описан в его биографии. Однажды к проповеднику привели завербованного священника, чтобы он получил от товарища нужные данные. Отец Иоанн был настолько искренен в радости от встречи, что засланный гость потерял чувство вины и угрызения совести.
Затем священника перевели в Бутырку, где он разделил камеру с опытными преступниками. В октябре 1950 года Ивана приговорили к семи годам лагерей за антисоветскую агитацию. Он отбывал наказание в Черной Речке, Каргопольлаге на территории Архангельской области.
По приезду в лагерь все осужденные были обриты наголо, за исключением проповедника, которому было разрешено оставить волосы. В начале своего пребывания Крестьянкин работал на рубке леса вместе со всеми, но затем его здоровье серьезно пошатнулось. Администрация тюрьмы приняла решение перевести священника в Куйбышевскую область, где находился лагерь для инвалидов в Гавриловой Поляне. Здесь осужденный занимался бухгалтерской работой до своего освобождения в феврале 1955 года.
Псковская и Рязанская епархии
Нельзя было возвращаться в Москву – правила тех времен не разрешали бывшим заключенным находиться в столице. Крестьянкин отправился в Псков и устроился в притчу Троицкого собора. На новом месте священник продолжил активно проповедовать, что привлекло внимание местных властей. Когда угроза нового ареста стала реальной, Иван был вынужден покинуть город и перебраться в небольшой деревенский приход Рязанской епархии.
Он начал свою духовную карьеру, занимая должность второго священника в Троицком храме. В 1959 году его перевели в церковь Космы и Дамиана в селе Летово. В 1962 году он стал настоятелем Воскресенского храма в селе Борец, а затем возглавил Никольский храм в Некрасовке. В июне 1966 года он вступил в монашество и принял имя Иоанн. Обряд пострига провел схиигумен Серафим, который позже стал схиархимандритом.
В конце 1950-х годов церкви начали массово закрываться в различных местах, и зачастую это происходило с применением насилия. Клирикам и прихожанам храмов пришлось пережить тяжелые времена, особенно для верующих людей.
Отец Иоанн постоянно переводился из одной приходской обители в другую, чтобы избежать преследования со стороны советских властей. Местные управленцы были недовольны слишком активным священником, который не только проводил проповеди, но также активно занимался благоустройством храмов. В конце 1960-х годов по указанию Патриарха Алексия I Крестьянкин был переведен в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь.
Поклонники, мечтающие о встрече с отцом, считали его освященным, духовным старцем. Люди с восторгом обсуждали его многочисленные милости, духовную мудрость и даже предвидение. Однако сам священнослужитель был глубоко смиренным человеком, относящимся к своей персоне весьма критично.
Старец Иоанн Крестьянкин
С 1967 года и до своей кончины биография Иоанна была тесно связана с его служением в Псково-Печерском монастыре. В 1970 году он был рукоположен в игумены, а через три года – в архимандриты. Прошел только год, а уже весь монастырь и далеко за его пределами заговорил о мудром старце. Все из разных уголков Советского Союза стали съезжаться в обитель – кто за советом, а кто за благословением. Даже из-за границы стали приезжать, так быстро распространилась слава о добром монахе.
В преклонном возрасте старец не мог справиться с постоянным потоком верующих, приезжающих за духовной помощью. Несмотря на это, Иоанн продолжал принимать аудиенции и отвечать на сотни писем, приходивших к нему. Ответы на некоторые из них были позднее собраны в книге с названием «Письма архимандрита Иоанна Крестьянкина». Кроме этой книги были опубликованы и другие издания, включая «Опыт построения исповеди».
В начале 2000-х в церковных и околоцерковных кругах активно обсуждался вопрос о присвоении гражданам индивидуальных номеров налогоплательщиков. Иоанн выступил против этой компании, утверждая, что людям следует сохранять свои христианские имена вместо присвоения им номеров. Он утешал своих прихожан, утверждая, что эти номера нужны только для компьютеров и не окажут никакого влияния на их богоугодное имя. Проповедник призвал народ не поддаваться панике и вспомнить, что и Христос-Спаситель пришел в этот мир с компанией по переписи населения.
В 2005 году Иоанн Крестьянкин отметил свой 95-летний юбилей. В честь этого события ему был вручен орден преподобного Серафима Саровского первой степени.
Смерть
Перед окончанием своей жизни священник страдал от старческих болезней и едва мог вставать с постели. Известный старец скончался 5 февраля 2006 года, в день празднования Собора исповедников и новомучеников Русской Церкви. Как и всех монахов Псково-Печерской обители, Иоанна похоронили в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре.
Православные верующие со всего мира чтут архимандрита Иоанна Крестьянкина. Сейчас церковное руководство обдумывает возможность канонизации этого известного монаха. О случаях предвидения отца Иоанна в своей книге «Несвятые святые» рассказал священнослужитель и православный публицист Тихон Шевкунов. В своих произведениях автор приводит цитаты Крестьянкина, в которых содержится пророчество о предстоящей пандемии коронавируса.
В начале 2021 года митрополит Тихон из Псковского Порховского начал собирать свидетельства для канонизации архимандрита. Об этом он объявил в день празднования Собора исповедников и новомучеников Русской Церкви в своей проповеди, посвященной этому событию.
В начале июня 2021 года в Николо-Песковском монастыре состоялось открытие памятника бывшему алтарнику и пономарю, который служил там, когда-то. Скульптура, созданная скульптором Сергеем Полегаевым, была освящена митрополитом Болховским и Орловским Тихоном. Ее образ был взят из прижизненного фотоснимка великого старца.
Во время своей жизни духовный отец был удостоен множества наград, что свидетельствует о глубоком уважении к нему:
- 1978 год — Орден святого равноапостольного великого князя Владимира третьей степени;
- 1980 год — Орден преподобного Сергия Радонежского третьей степени;
- 2000 год — Орден святого благоверного князя Даниила Московского второй степени;
- 2005 год — Орден преподобного Серафима Саровского первой степени.
Поклонники старца создали официальный веб-сайт для сбора свидетельств и освещения жизни отца Иоанна Крестьянкина.