Павел, архимандрит и настоятель Верхне-Никульского храма, находящегося в Некоузском районе Ярославской области, заслуживает особого внимания как один из последних старцев.
Детство
Павел Груздев появился на свет 23 января 1910 года (хотя по паспорту указана дата 3 августа 1911 года). Его место рождения — деревня Большой Борок, тогда относящаяся к Мологскому уезду Ярославской губернии.
Отец Павла был крестьянином, но работал в мясной лавке в Мологе, куда был откомандирован еще мальчиком. Семья Груздевых была большой: Павел был старшим, у него было еще три сестры. Груздевы были богатыми людьми: у них были земли, скот, и хороший дом.
С началом Первой Мировой войны жизнь Груздевых усложнилась. Отец, Александр, был призван на фронт, и мать осталась одна с тремя маленькими детьми.
Когда Павлу было 6 лет, его отдали в Афанасьевский женский монастырь, где он был принят инокинями Еленой и Ольгой, а также монахиней Евстолией. Они стали для мальчика как родственники – Ольга была сестрой его отца, а две сестры бабушки отца Павла были также монахинями в этом монастыре. После двух лет работы пастухом, его перевели петь на клирос.
Во время пребывания в монастыре, Патриарх Московский Тихон лично благословил восьмилетнего Павла на ношение подрясника.
Юность
До 20 лет Павел прожил в Афанасьевском монастыре и покинул его только после его закрытия в 1930 году. Однако еще в 1917 году монастырь был преобразован в Афанасьевскую трудовую артель. Павел остался жить в артеле в качестве сельскохозяйственного работника.
В монастыре была организована зональная семеноводческая станция. Год 1929 был объявлен «Годом великого перелома», началась коллективизация, индустриализация, отказ от политика НЭПа. Полностью изменено отношение власти к церкви: от пропаганды власть перешла к прямому насилию.
Павел обрел себе новое убежище – Хутынский монастырь в Нижегородской губернии. Здесь юношу благословил на ношение монашеского одеяния старец Алексий Симанский. Попадая в Нижегородский монастырь, Павел не пришел туда просто так – его посоветовал бывший соратник его отца, принявший монашеский постриг именно в этом монастыре.
В течение двух лет Хутынский монастырь стал убежищем для Павла. Он оказывал службу на клиросе, следил за порядком в рае с мощами преподобного Варлаама и работал на верфи в Деревянице.
В 1932 году Хутынский монастырь был закрыт. Павел вернулся в свою родную деревню Большую Борок и устроился на работу на Государственную селекционную станцию, где и проработал до 1938 года.
В 1935 году было принято решение о строительстве Рыбинского и Углического гидроузлов. Более 700 населенных пунктов были затоплены, в том числе и деревня Большая Борок.
Когда Павел вместе с родителями переехал в село Тутаево, он быстро нашел работу на базе фермы «Заготскот». Помимо этого, он активно участвовал в церковной жизни: пел в церковном хоре и регулярно посещал Леонтьевскую церковь.
Годы гонений
Весной 1941 года случилось задержание Павла Груздева. Сотрудник НКВД умело завоевал доверие к наивному и откровенному молодому человеку, выведав у него его религиозные взгляды. Уже на следующий день, 13 мая были задержаны Груздев, иеромонах Николай и еще не менее десятка человек.
Это задержание было связано с делом архиепископа Варлаама, который в мире назывался Виктором Ряшенцевым. Он получил образование в Казанской духовной академии, преподавал богословие, занимал должность инспектора Уфимской духовной семинарии и ректора Полтавской духовной семинарии. Кроме того, он был автором ряда значительных богословских трудов. В 1929 году архиепископ был арестован по делу организации «Истинное православие», но освободился в 1933 году.
В осень 1940 года Павел Груздев был снова арестован. Под давлением сотрудников НКВД он вынужден был назвать более двадцати человек. Его осудили на расстрел, но затем наказание было заменено на 10 лет тюрьмы.
Расследование показало, что в течение нескольких лет Павел Груздев был членом антисоветской группы в Тутаеве. Его обвинили в распространении антисоветской поэзии, а также в хранении мощей и сотен изображений святых.
Несколько людей, арестованных вместе с Груздевым, были расстреляны, включая иеромонаха Николая Воропанова и игумению Олимпиаду Пальчикову.
Сам Груздев провел долгое время в изоляции, затем его перевели в крошечную камеру, где находилось несколько десятков человек. Они страдали от тесноты, голода и отсутствия свежего воздуха.
НКВД без пощады избивало Павла, что привело к его приговору к шести годам лагерей с лишением прав на три года.
До 1947 года он находился в Вятлаге, где условия содержания были крайне тяжелыми: работа в холоде, недостаток питания и медицинской помощи, жестокое обращение со стороны охраны и начальства, постоянные избиения и психологическое насилие.
Положение Павла еще усугублялось тем, что он был политическим заключенным, находясь в лагере вместе с уголовниками, которые не уступали в своей жестокости охране.
Отец Павел часто вспоминал о том, какие испытания ему пришлось преодолеть в то время. Он радовался тому, что вспоминал все это с радостью, всегда находя в этих страшных событиях что-то важное, что научило его думать, не сдаваться и не терять веру.
После того, как его назначили обходчиком узкоколейной железной дороги, положение заключенного немного улучшилось. Плюсом этой должности было то, что он стал бесконвойным. Теперь у него было право не только самостоятельно выходить в тайгу, но и посещать близлежащие поселки.
Это позволило ему собирать грибы и ягоды в лесу, что помогало поддерживать его силы, так как еда в лагере была крайне недостаточной. Он делился своими запасами с нуждающимися, менял их на хлеб, как настоящий христианин.
В 1947 году Груздев был освобожден. Павел вернулся в Тутаев, где жил с родителями и работал в Горкомстройконторе.
В 1949 году над Павлом Груздевым снова сгущаются тучи: его снова арестовывают по делу архиепископа Варлаама. На этот раз его отправляют на вольное поселение в Казахскую ССР. Время поселения определено не было.
Условия проживания в поселении были более мягкими. Павел жил у пожилой супружеской пары, помогал им по хозяйству и работал в облстройконторе. Одновременно он был уставщиком и чтецом в соборе святых апостолов Петра и Павла.
Доброжелательный, трудолюбивый, исполнительный, благочестивый, мудрый – таким его запомнили жители Петропавловска. В 1954 году Груздева освободили как невинно осужденного. Многие призывали Павла остаться в Петропавловске, завести семью и продолжить работу, но он отказался и вернулся в Тутаев к родителям.
Дорога к пастырству
По возвращении в Тутаев, Груздев устроился на работу в Горкомстройконтору. Ему было поручено заботиться о зеленых насаждениях и дорогах. В то же время он продолжал читать и петь на клиросе в Воскресенском соборе. В период с 1954 по 1956 годы государственная политика в отношении церкви стала более лояльной. Груздев дважды обращался с просьбой о пострижении в священники, но получил отказ.
В 1957 году наступает время новой фазы в борьбе против религии. В этот трудный период Павел Груздев решает принять священный сан. В марте 1958 года в Феодоровском соборе Ярославля епископом Исаия он был первоначально поставлен диаконом, а затем пресвитером.
Зная, что страну снова охватывает волна антирелигиозных действий, он не только не отрекается от церкви, но и принимает священнический сан. И все это после стольких лет в лагерях, после горького опыта, перенесенного в течение 15 лет гонений!
В 1961 году архиепископ Никодим постриг Павла в монахи, возведя его в ранг архимандрита. Судьба занесла Павла в деревню Борзово Рыбинского района, где он некоторое время служил в местной церкви, но она была закрыта. Затем он стал настоятелем Троицкой церкви в селе Верхне-Никульском Некоузского района. Ему было предложено три разных прихода, но ни в одном из них он не нашел себе места, и остался в Троицкой церкви.
Служение в селе Верхне-Никульское
Ему была выделена просторная, но холодная келья для проживания. Храм был очень скromный, все было в аварийном состоянии, так как он находился недалеко от вод Рыбинского водохранилища. Отец принялся за ремонт церкви. Вначале прихожан было мало, но благодаря своей преданной и долгой службе он привлек все больше и больше людей. Через несколько лет остановка у храма была переименована в «Отец Павел», вместо прежнего Верхне-Никульское.
В 1963 году Павел получил наперсный крест. Через три года он стал игуменом, а в 1971 году был награжден палицей. Еще через пять лет ему вручили крест с украшениями.
В 1983 году он получил сан архимандрита.
Он посвятил 32 года своей жизни служению этой церкви.
В 1992 году, будучи 82-летним старцем, Павел Груздев оставил село Верхне-Никульское и вернулся в Тутаев. Несмотря на свой долгий век, он не собрал никаких накоплений и не имел собственного жилья, поэтому прижился в сторожке при Воскресенском соборе.
В конце жизни он ослеп, но продолжал проводить проповеди и принимать людей, которые приходили к нему со всех концов страны.
Отец Павел скончался 13 января 1996 года и был погребен на Леонтьевском кладбище в Тутаеве.
Уважение к могиле отца Павла пронизывает сердца прихожан. Паломники из разных уголков России приезжают чтобы почтить его, и на его могиле регулярно совершаются панихиды.
Великий старец
Жизненный путь отца Павла был заполнен как простыми, так и сложными испытаниями. Он пережил все трудности, с которыми сталкивался верующий человек в России XX века. Закрытие монастырей, клевета, лагеря, избиения — все это не смогло озлобить его. Напротив, именно благодаря этим тяготам он смог укрепиться духовно и получить бесценный жизненный опыт.
Известность Павла Груздева вышла за пределы его местности. Что привлекло к нему людей?
Все нуждающиеся получали от отца Груздева утешение и полезные советы при решении жизненных вопросов. Доброе отношение, понимание, любовь встречали люди у старца.
Он не только проповедовал христианскую любовь, но всей своей жизнью был примером для своих прихожан. Не теории, а притчи и истории из его собственного богатого опыта лежали в основе его учений.
Отец Павел – деревенский священник, который не имел богословского образования, значительную часть своей жизни он провел в лагерях, страданиях и трудностях. В его биографии было много ужасных моментов, о которых он помнил до конца своих дней.
Но своим духовным своеобразием он всегда выделялся. Среди своих прихожан он общался с людьми разного уровня достатка, положения в обществе, образования. И все они стремились поговорить с отцом Павлом, потому что он умел найти подход к каждому, становясь для каждого своего духовным наставником.
Особое значение следует придать его проповедям. Они всегда были ясными и простыми. Отец Павел оживлял свои проповеди живыми примерами из жизни, говорил ярко и эмоционально, при этом оставаясь близким к каждому.
«Искренний и открытый» – так говорили о нем прихожане. «Удивительно свободный человек» – еще одно мнение о старце тех, кто видел и беседовал с ним.
Из множества рассказов и встреч с отцом Павлом возникло множество книг. К примеру, «Близкие мои», «День полный счастья», «Последний старец: жизнеописания архимандрита Павла (Груздева).