Архип Куинджи — биография и произведения художника

Архип Куинджи является одним из самых известных художников в России. Современники называли его «мастером света» из-за его уникальной способности передавать цвета, которую считали чудесной.

Детство и юность

Сегодня многие люди легко узнают великолепные полотна Куинджи по характерному магическому блеску луны и разноцветным оттенкам. Еще до появления цветной фотографии картины Куинджи привлекали зрителей своим реалистичным изображением и нежным светом, который затем был назван «магическим». Некоторые даже утверждали, что Куинджи обладает волшебством и использует «лунные» краски. Однако перед тем как добиться настоящего успеха, мастеру пришлось пройти долгий творческий путь.

Маленький Архип пришел в этот мир в начале года в Мариуполе. Точный год его рождения остается загадкой: после его ухода из жизни были найдены три разных паспорта, каждый с разной датой — 1843, 1842 и 1841 годы. Отец мальчика был греком и занимался обычной профессией сапожника, которую в турецком переводе можно назвать "еменджи" или "трудяга" и "трудовой человек".

Будущего художника отец называл «куинджи» (что переводится как «мастер золотых дел»), и вот так и возникла фамилия Архипова. О матери мальчика никакой информации не сохранилось.

Архип остался сиротой еще в раннем возрасте и жил то у своей тетушки, то переезжал к дяде. С детства он увлекался природой и животными. Мальчик всегда старался защищать животных от хулиганов и помогать тем, кто был слабее. С самых ранних лет он также начал работать, собирая дрова для отопления и пася соседских гусей.

Архип начал учиться у малообразованного грека, чтобы освоить грамоту. После этого он пошел в обычную школу, но учеба не слишком его привлекала. Единственное, что приносило ему радость — это рисование. Еще будучи ребенком, Архип использовал все, что попадалось под руку, чтобы нарисовать что-то: стены, заборы, клочки бумаги.

Уже в 11 лет мальчик по имени Архип Куинджи нашел себе работу на стройке церкви, где ему предстояло считать кирпичи. В свободное время ему разрешили расписывать собственные комнаты, и он с удовольствием проводил время, передавая свои мысли на холсте. Затем он устроился работать у торговца хлебом, но его страсть к живописи не утихала. Его обстановка постоянно менялась, но его страсть оставалась неизменной – он тратил каждую секунду своего свободного времени на рисование. Кто-то из его знакомых заметил у него большой потенциал и предложил стать учеником великого Ивана Айвазовского.

Идея посетить знаменитого мариниста возбудила мальчика, и он решил отправиться в Феодосию, где жил его кумир. Пешком он прошел весь путь, полный мечт и надежд. К сожалению, его талант не был замечен и не хотели учить великого Айвазовского. Однако мастер не изгнал мальчика, а поручил ему задания по подготовке красок.

Наставником по ремеслу стал родственник мариниста по фамилии Фейсслер. Вернувшись в родной город через несколько месяцев, Архип начал трудиться в фотографическом ателье. Несмотря на неудачу, Куинджи сохранял веру в свой талант. Он бросил все и отправился в Санкт-Петербург, где мечтал поступить в Академию художеств.

Живописное творчество

Пытаясь дважды поступить в художественную академию и получить образование, великий живописец не мог достичь этой цели. Не смогшись поступить во второй раз, Архип написал потрясающую картину под названием «Татарская сакля», которая была представлена на выставке от академии. Картина произвела на всех впечатление, и молодому человеку предложили звание художника. Однако Архип отказался от этого звания и попросил сделать его свободным слушателем академии. Таким образом, только в 1868 году Куинджи начал обучение художественному мастерству.

В это время Архип завязывает дружбу с выдающимися художниками, такими как Васнецов и Репин. Под их влиянием Куинджи создает несколько темных полотен, которые пользуются успехом на выставках.

Остров Валаам, который он посетил в 1870 году, оказал на него огромное впечатление. Красота и нежность природы этого места стали постоянным источником вдохновения для художника. Его самыми известными работами стали «На острове Валааме» и «Ладожское озеро». Первая картина понравилась даже Крамскому, а Третьяков приобрел её для своей коллекции.

Следующий успех ожидал Куинджи на одной из выставок Общества поощрения художников. В этот раз живописец решил впервые представить свою картину под названием «Снег». Его произведение покорило публику, и через год в Лондоне мастер получил за него бронзовую медаль.

Вскоре молодой художник оказался в рядах передвижников, где были самые известные мастера своего времени. Представители этого направления в искусстве черпали вдохновение из жизни обычных крестьян, народной культуры. Для одной из многочисленных выставок мастер создал картину под названием «Украинская ночь», которая сразу же завоевала массу поклонников.

Многие называли полотно «магическим». Луна на картине сверкала живым светом, нежно освещая украинские домики внизу. Людям казалось, что это не просто картина – сквозь нее можно было видеть украинскую красоту. Эта удивительная работа стала началом особого периода в жизни художника. Он обратился к романтизму и начал искать себя в творчестве.

Молодой мастер стал новатором в живописи, использовал яркие и реалистичные цвета для своих полотен, вводил дополнительные оттенки.

В конце 1800-х годов Архип решает уйти от направления передвижников, так как он больше не чувствует вдохновения в изображении быта. Для него становятся более важными эмоции, которые приносит природа и которые он может передать в своих картинах. Вскоре уже известный художник представляет три полотна: «Север», «Березовая роща» и «После дождя». Эта трилогия полна чувств и впечатлений, здесь четко видно влияние импрессионистов. Начинается «золотая» эпоха в творческой биографии мастера.

Последующая выставка представляла собой одно произведение, но какое! Живопись «Лунная ночь на берегу Волги» стала настоящим сокровищем художественного творчества автора. Зрители были поражены: казалось, что луна на самом деле светит с холста. Многие даже пытались заглянуть за картину – вдруг там прячется электрический фонарь.

За полотном разгорается настоящая борьба – любой коллекционер мечтал иметь это произведение у себя. Одним из покупателей стал князь из дома Романовых. Во время работы над этим шедевром Куинджи проводил эксперименты с красками и использовал битум. Через некоторое время первоначальные краски знаменитого полотна потемнели, но несмотря на это «Лунная ночь» не потеряла магической красоты и философской ценности.

После выставки прошла еще одна выставка двух работ: «Лунная ночь на Днепре» и «Березовая роща». После этого события Куинджи стал очень замкнутым и в течение двадцати лет не представлял своих картин. Несмотря на это, его работа по-прежнему увлекала его, и он продолжал создавать новые произведения искусства.

Вскоре живописец решает посетить Кавказ, где видит удивительное природное явление, вдохновившее его на создание целой серии картин. Он увидел отражение своей фигуры в небе, что случается очень редко.

В 1901 году Куинджи решил показать свои новые картины нескольким избранным лицам — его ученикам и близким знакомым. Одной из представленных работ было знаменитое полотно под названием «Христос в Гефсиманском саду». Эта картина произвела неизгладимое впечатление на зрителей, и один из критиков позже заметил, что изображение Христа было словно «светом от света», так как фигура спасителя появлялась в нежном лунном сиянии в контрасте с темным окружением, испуская свет.

В ближайшее время художник создаст еще одно известное произведение – картину «Радуга». Над широкими просторами полей, в ясном голубом небе возникнет прекрасная радуга. Яркие оттенки наполнят холст, символизируя триумф солнца перед грозовым дождем и мрачным небом.

Яркие оттенки, необычные комбинации и способность "ощущать" природу Архипа Куинджи восхищали и продолжают восхищать не только современников художника, но и его наследников. Картины мастера и через долгие годы после его ухода по-прежнему привлекают внимание и становятся жемчужиной любой выставки.

Личная жизнь

В личной жизни у художника были свои особенности. В возрасте семнадцати лет он встретил молодую Веру, в которую сразу влюбился. Они были из разных социальных сфер: Куинджи едва сводил концы с концами, а Вера жила в роскошном доме своего богатого отца. Несмотря на это, молодые люди были так влюблены, что даже ее отец заметил это.

Он прямо спросил дочь, и она не отказалась: либо она выходит замуж за Архипа, либо идет в монастырь по своей собственной воле. Богатый купец не хотел выдавать свою своенравную дочь зажиточному парню, но согласился на одно условие – Куинджи должен был принести 100 монет.

Решение Архипа уехать в Санкт-Петербург было нелегким. Он много трудился, чтобы накопить нужную сумму, но потом пришлось еще больше заработать из-за требований отца Веры. Тем не менее, он не сдавался и продолжал копить, в конце концов добившись своего.

В итоге, в 1875 году они смогли пожениться, соответствуя условиям отца Веры. После свадьбы Архип написал портрет своей жены, а затем они отправились на остров Валаам, где пережили сильную бурю. Этот опыт убедил их в том, что им нужно посвятить свою жизнь добрым делам, и они придерживались этого решения, всегда помогая тем, кто нуждался в помощи.

После свадьбы молодой художник был полон вдохновения и много трудился. Его картины были востребованы, и он добился успеха еще при жизни. Молодая семья стала состоятельной, хотя жили они скромно. У супругов было три дома в Петербурге, где постоянно и бескорыстно проживали друзья. Художник и его жена постоянно помогали деньгами нуждающимся.

Вера всегда поддерживала своего мужа, не требуя новых платьев или украшений, сама готовила и убиралась в доме. Несмотря на свой талант игры на пианино, девушка не боялась "портить" руки тяжелым трудом.

Супруги Куинджи всю жизнь прожили в любви и заботе. У них не было детей, но их помнили как добрых и отзывчивых людей. Архипа уважали не только за талант, но и за доброе сердце. Вера прожила после мужа еще 10 лет, детей у них так и не появилось.

Смерть и похороны

С начала 1907 года Архип начинает ощущать ухудшение своего здоровья. У него появляется сильная одышка, а по возвращении с Кавказа в 1909 году он чувствует себя еще хуже. Художник находится на грани смерти: рентгеновский снимок, сделанный врачами, показывает расширение аорты и сердца. Сердечное заболевание привело к тому, что врачам как-то удалось предотвратить приступ. Куинджи быстро поправляется, но окончательно выздороветь ему так и не удастся.

Весной он снова отправляется в Крым. В местной гостинице мужчина чувствует ухудшение своего состояния – на этот раз у него начинается воспаление легких. Куинджи уже было 68 лет, и в этом возрасте заболевание было особенно коварным. Особенно опасно было сочетание воспаления легких с сердечными заболеваниями. Художник постепенно умирал.

Врачи посоветовали Архипу абсолютно не двигаться, ему нельзя было ни с кем встречаться или разговаривать долго. В это время Вера была в Петербурге. Как только женщина узнала о состоянии мужа, она приехала в Ялту. В то время художнику стало гораздо лучше, жена это заметила и на время успокоилась. Вера Леонтьевна поехала организовать перевозку супруга в столицу.

Несмотря на то, что врачи советовали супругам остаться на Кавказе, мастер решил отправиться на отдых в Сестрорецк, где находился хороший курорт. Однако Куинджи так и не смог туда попасть.

В северной столице Куинджи чувствует себя еще хуже. Теперь и ему, и Вере было понятно – Архип скоро умрет. Последние два месяца своей жизни он провел в муках, смерть все ближе. Времени оставалось мало: мастер мечтал на последок увидеть старых друзей, которые приезжали к умирающему.

Один из медиков, который лечил художника, позднее записал в свой дневник о последних неделях Архипа. В конце его жизни он часто вел философские беседы. Перед смертью художник словно хотел передать свое видение искусства, морали и религии. Казалось, он спешил передать все, но не успел. Его уход был долгим и мучительным.

В 1910 году ушел из жизни великий художник. На похоронах несли гроб множество его учеников, а похоронили его в месте, куда молодой Архип так сильно стремился при жизни — в Академии художеств. В похоронной процессии участвовали все: близкие друзья, добрые знакомые и целая толпа бедных — всем им он помогал за жизни.

Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий