Аркадий Аверченко — биография и творчество писателя

Аркадий Аверченко — первый советский юморист, российский писатель и юморист.

Книга "Гении и злодеи" написана Аркадием Аверченко в 2005 году.

Аркадий Аверченко — биография

Аркадий Аверченко был известным литератором, сатириком и театральным критиком. Он занимал пост главного редактора сатирического журнала «Сатирикон», который в 1914 году был переименован в «Новый Сатирикон».

Его произведения отличались легким стилем и острым, но добродушным юмором. Он насмехался над самыми горькими сторонами жизни, излагая свои мысли с иронией. Аркадий Аверченко, смог принести улыбку на лица россиян благодаря своему легкому и веселому характеру, что было необычно для юмориста. Это еще более удивительно, учитывая многочисленные трагедии, пережитые им. Жизнь писателя оборвалась очень рано, но за жизнь он успел стать одним из величайших юмористических писателей России.

Детство

Аркадий Аверченко появился на свет 15 (27) марта 1881 года в Севастополе. Его отцом был Тимофей Аверченко, небогатый купец, а мать — Сусанна Софронова, дочь отставного рядового солдата из Полтавщины. В семье было десять детей, но трое мальчиков скончались еще в младенчестве. Остались в живых шесть дочерей и один сын — Аркадий.

Ребенок появился на свет очень хрупким, но Аверченко решил шутить над этим фактом в своей книге «Автобиография», опубликованной в 1903 году. Из-за сильной близорукости ему не удалось поступить в гимназию, и у него не было нормального начального образования. Он учился дома у своих сестер и посещал только реальное училище на два года.

Таким образом, Аркадий стал самоучкой и выдающимся юмористом. Все знания, которых ему не хватало, он замещал читая книги. И вот когда отец обанкротился, семья оказалась в трудном материальном положении.

Аркадий постоянно сам себя анекдотически называл лентяем и протаранивателем, но на самом деле он был далеко не таким, ведь он начал работать еще в пятнадцать лет. Сначала его взяли на должность писаря в фирму, занимающуюся перевозкой грузов, а потом он отработал на Донбассе в угольной шахте около четырех лет.

Бытие в глубоком шахтном руднике оставляло желать лучшего, тяжелая и угнетающая работа лишь сулила уныние. Единственным праздником для трудящихся, добавлявшим разнообразие в эту меркость, был выпивка, порой кислая и безвыходная. Молодому юмористу удалось изобразить и это в своих произведениях, и при этом с таким добродушным сарказмом, что никто не мог обидеться. Однако в 1900-м году наступила хорошая весть: их фирму переводят в Харьков. На новом месте Аверченко словно ожил, у него появилась энергия и желание заниматься литературным творчеством.

Творчество

Аркадий Аверченко, будущий «король смеха», начал свою литературную деятельность в харьковском издании «Южный край». Его первый рассказ с названием «Как мне пришлось застраховать жизнь» был опубликован в 1903 году, после чего последовали еще несколько его произведений. Вскоре он основал и сам начал выпускать журнал «Штык», где самостоятельно занимался написанием, иллюстрациями и редакцией. Благодаря своему таланту Аверченко становился все более популярным среди читателей. Позже он попытался создать другое издание — журнал «Меч», но он был закрыт в скором времени.

Из-за резкой сатиры Аркадия начальство было недовольно, и поэтому он уехал из Харькова в 1907 году. Юморист переехал в Петербург, где продолжил писать свои сатирические рассказы.

В городе на Неве он сразу обратил на себя внимание, можно сказать, что ему удалось оказаться в нужном месте, в нужное время. Эта ниша была свободной, и Аверченко уверенно занял свое место. Он очень тонко замечал нелепые и смешные ситуации, которые потом излагал на бумаге с присущей ему остротой и едкостью. Аверченко приняли на работу в журнал «Стрекоза» в качестве секретаря.

В 1908 году издание преобразовалось и стало еженедельником под названием «Сатирикон», представляющим собой уникальную трибуну сатиры. Вначале Аркадий был просто постоянным автором этого издания, но достаточно скоро оказался в кресле главного редактора.

Золотые годы данного периодического издания отличались тем, что в его страницах печатались произведения таких знаменитостей, как Саша Черный, Надежда Лохвицкая (Тэффи), Леонид Андреев, Осип Дымов. Иллюстрации для этого журнала создавали самые талантливые художники того времени. «Сатирикон» получил свое признание среди читателей благодаря тому, что в нем не было осуждения отдельных личностей, не разоблачались отдельные индивидуумы. Он придерживался жанра «лирическая сатира», основанного на полной самоиронии и тонких наблюдениях за человеческим характером. Интересно, что данное издание вызывало яркий интерес у самого императора Николая II, который не пропускал ни единого выпуска, даже собирал все выпуски в подшивки.

Большой ажиотаж вызвала книга «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом», включающая в себя юмористические рассказы о мировых событиях от Осипа Дымова, Тэффи, Иосифа Оршера. Аркадий написал рассказ «Открытие Америки», своеобразное описание Нового времени в юмористическом стиле.

В 1910 году писатель опубликовал сразу три свои книги, и достиг такой же славы, как О’Генри и Марк Твен. Рассказы Аверченко были очень популярны, по ним создавались сценарии для театральных постановок. В 1912 году автор выпустил еще два тома своих произведений — «Рассказы для выздоравливающих» и «Круги по воде». Аверченко много путешествовал, создавал все новые и новые рассказы, а также занимался рецензированием театральных постановок.

После Октябрьской революции биография сатирика изменилась. От обычного благополучия не осталось и следа, так как издание Аверченко было закрыто по приказу большевиков как ненадежное и буржуазное. Писателю не оставалось ничего другого, кроме как покинуть столицу и уехать в родной Севастополь, где он прожил два года. В 1920 году Аркадий Аверченко ушел в эмиграцию и больше не вернулся на родину.

Заграницей сатирик продолжает свое литературное творчество, а также занимается работой в театре, который он создал в свое время в Севастополе. В то время в Европе было много беженцев из России, поэтому Аверченко не чувствовал себя оторванным от родины, даже находясь от нее на тысячи километров. Однако ему было непросто, ведь в отличие от других русских беженцев, он не знал ни одного европейского языка, что затрудняло его процесс адаптации в обществе.

В то время творчество Аркадия претерпевает значительные изменения, появляются новые темы для юмористических произведений, звучащие совершенно по-другому. Сатирик откровенно скучает по ушедшим временам, по жизни в прежней России. В 1921 году одно из парижских изданий опубликовало его памфлеты под названием «Дюжина ножей в спину революции».

Произведения Аверченко 1920-х годов — это своеобразное восприятие революции, ее последствий, которые разрушительно сказались на судьбах эмигрантов, которые стараются адаптироваться к новым условиям, ищут и, возможно, не находят новый смысл жизни и надежную опору. Последние годы жизни сатирика прошли в Чехии. Именно в это время он написал и издал «Записки Простодушного», «Рассказы циника», «Шутка мецената».

Личная жизнь

Сложно судить о личной жизни человека, который никогда не делал ее публичной. Аркадий никогда не женился, но у него появились слухи о наличии наследников. Некоторые утверждали, что во время его пребывания в Харькове он стал отцом мальчика по имени Аркадий.

Выросший среди шести сестер, сатирик всегда с иронией относился к женщинам. Даже влюбляясь, он не спешил заключать брак, ограничиваясь романами и флиртом. Чтобы избежать законного брачного союза, он поддерживал отношения с замужними женщинами. А если влюблялся в незамужнюю даму, то старался познакомить ее с кем-то из своих друзей, чтобы затем избавиться от чувств к ней и "передать пассию в надежные руки".

До нынешних дней сохранились письма, свидетельствующие о романтических отношениях между Аверченко и Софьей Меттер. Эти письма подтверждают их любовь, которая длилась два года, пока Аркадий жил в Петербурге. Позже Софья вышла замуж за художника Николая Ремизова, который был коллегой Аркадия в журнале «Сатирикон».

В 1912 году писатель начал роман с актрисой Александрой Садовской, замужней женщиной и матерью троих детей. Один из ее детей, кстати, родился во время их отношений. Влюбленные скрывали свои отношения от посторонних, но многие биографы считают, что она была главной женщиной в его жизни. Он посвятил ей книгу «Круги по воде».

В эмиграции сатирик продолжал поддерживать романтические отношения с актрисами. В 1920 году он переехал в Константинополь, где возглавлял созданный им театр под названием «Гнездо перелетных птиц» в течение двух лет. Одна из актрис труппы, Юлия Горская, смогла покорить сердце Аверченко и стать его вдохновением.

В 1922 году Юлию сменила Раиса Раич, актриса того же театра. Аркадий поддерживал отношения с Раисой в течение двух лет, до 1924 года. При этом он умудрялся поддерживать дружеские отношения с мужем своей любовницы, который также работал в театре. Они часто фотографировались вместе. Но до конца своей жизни Аркадий Аверченко не смог найти свою настоящую любовь, с которой бы по-настоящему почувствовал счастье.

Смерть

Еще beingвые годы в детстве Аркадий серьезно повредил свой глаз, и он страдал от проблем с зрением в течение всей своей жизни. В 1925 году его предложили удалить больной глаз, и он согласился на операцию, которая привела к осложнениям. Он был госпитализирован в одной из пражских больниц, и его состояние было очень тяжелым. В то же время писатель также страдал от болезней сердца, почек и сосудов. Аркадий провел очень долгое время без сознания.

Сатирика ушел из жизни 12 марта 1925 года из-за продолжительной болезни. Он был похоронен на Ольшанском кладбище в его православной части, где покоится множество выдающихся деятелей русской эмиграции первой волны.

В течение длительного времени в России Аркадий Аверченко был в числе запрещенных авторов, и только в 80-е годы прошлого века его творчество стало доступно для соотечественников. Рассказы сатирика под названиями «Человек за ширмой», «Галочка», «Жена» внесли свой вклад в сокровищницу юмористической литературы, и не только в России, но и за ее пределами. Многие фразы из его произведений стали цитатами, которые по-прежнему вызывают улыбку и нежную грусть.

Произведения

  • Шутливые устрицы
  • Комические рассказы
  • Зайчики на стенке
  • Могильные памятники
  • Одесские истории
  • Под облаками
  • Эксперты
  • Круги на воде
  • Рассказы для выздоравливающих
  • Ароматные цветы
  • Заметки провинциала
  • Миниатюры и монологи для сцены
  • Ещё одна история
  • С корнями
  • Чего им нужно
  • Чёрным по белому
  • 8 одноактных пьес
  • О хороших людях в сущности
  • Бенгальские огни
  • Дети
  • О немцев и всякую прочую мелочь
  • Свинцовые сухари
  • Шутники и проказники
  • Волчьи углубления
  • Линник
  • Чудеса в решете
  • О маленьких — для больших
  • Записки театральной крысы
  • Три случая
  • Под открытым небом из холста
  • Без недостающих подсказок
  • Золотые таблетки
  • Истории последнего дня с карасями и щуками
  • Синий с золотым оттенком
  • Подходцев и еще двое
  • Силы нечистой
  • Дюжина клинков в спину революции
  • Записки простодушного человека
  • Бурлящий котел
  • Райский уголок
  • Записки простодушного человека
  • Двенадцать портретов характеров
  • Странности на сцене
  • Веселое в ужасном
  • Отдых на крапиве
  • Пантеон советов для молодых людей на все случаи жизни
  • Рассказы циничного человека
  • Шутка богача
Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий