Аркадий Райкин олицетворил в своем искусстве целую эпоху, став настоящей легендой как для того времени, так и для страны. Миллионы зрителей смеялись и плакали, восхищались и были удручены его персонажами. Они были очень узнаваемыми, потому что все сюжеты, которые великий мастер играл на сцене, он черпал из жизни. Он не боялся шутить над человеческими слабостями, убеждаясь, что с помощью юмора и сатиры их можно преодолеть.
Имя Аркадия Райкина знакомо не только на его родине, но и за ее пределами. Его комедийные монологи всегда пользовались неизменной популярностью. Он основал собственный театр под звучным названием «Сатирикон».
Детство и юность
Аркадий Райкин появился на свет 24 октября 1911 года в Риге, где его воспитывала еврейская семья. Отец, Исаак Райкин, работал брокером в порту, а мама, Лея Райкина (девичья фамилия — Гуревич), была акушеркой, затем стала домохозяйкой. Аркадий был самым старшим ребенком в семье, у него были две младшие сестры — Белла и Софья, а также младший брат Макс, который также последовал путь артиста, выступая на эстраде под псевдонимом Максима Максимова.
Родители поженились в 1910 году. Вся семья мамы жила в Риге, в то время как отец и его родственники были из города Полоцка под Витебском.
В 1916 году семья Райкиных переехала в Рыбинск, где отец нашел новую работу. Аркадий начал учиться в местной школе, и именно в это время у него появилась страсть к театру. Мальчик присоединился к драматическому кружку. В 9 лет он впервые выступил на любительской сцене.
Однажды Аркадий с сестрами отправился в цирк шапито, и когда их отец вернулся с работы и обнаружил, что дети так поздно вернулись домой, он сильно разозлился. Он считал, что цирк — это балаган, и насильно увел Аркадия и девочек оттуда, после чего кричал на сына, утверждая, что еврей никогда не может стать клоуном. Он купил Аркадию скрипку, надеясь, что сын начнет изучать музыку в музыкальной школе. Но Аркадий нашел другое применение для инструмента — катался на нем по льду или таскал за собой на веревочке.
В 1922 году Райкины поселились в Петрограде. Аркадий всё ещё был глубоко заинтересован искусством и часто посещал Академический театр драмы. Родители не давали ему денег на билеты, поэтому парень придумал продавать свои учебники и тетрадки, за что неоднократно получал отцовские порки.
В то же время у Аркадия обнаружилось ещё одно увлечение — рисование. На уроках изобразительного искусства его учитель был восхищён его техникой и творческим потенциалом. В те годы Райкин не мог определить, чем он более увлечен — живописью или актерским искусством. Родители категорически не одобряли выбор сына, особенно отец, но Аркадий всё же решил посвятить свою жизнь актерству.
Когда по окончании школы Аркадий Райкин поступил на режиссерско-актерский факультет Ленинградского института сценических искусств, в его семье произошел огромный конфликт. Аркадий ушел из дома и не общался с семьей много лет. После окончания института в 1935 году, он присоединился к труппе Театра рабочей молодежи, который позже стал известен как Ленком.
Театр
Творческий путь Аркадия Райкина начался еще в период учебы в университете. Он участвовал в концертах для детей, создавая разнообразные выступления с участием кукол, надувных поросят и даже патефона. В 1939 году артист познакомился с понятием известности, победив в конкурсе артистов эстрадного жанра, который проводился впервые. Аркадий выступил перед публикой с номерами "Мишка" и "Чаплин", за которые его восторженно аплодировали зрители.
Вскоре Райкин присоединился к Ленинградскому театру эстрады в качестве служащего. Сразу же он начал выступать перед публикой со своими номерами, а спустя несколько лет он стал художественным руководителем этого театра.
Спустя годы другой известный комик Михаил Жванецкий назвал Райкина великим игроком, который требует от своей команды точной игры и передачи, но оставляет за собой право забивать решающий гол.
Юмор
После того, как Аркадий Райкин одержал победу, он активно занялся разработкой собственных шоу – «Не проходите мимо», «На чашку чая», «Откровенно говоря». Его приглашали на радио и телевидение, записи его монологов звучали на всех станциях и были востребованы у советских граждан. Особенно популярными были его номера, в которых он мгновенно менял образы один за другим, перевоплощаясь в новых персонажей.
С каждым новым выступлением или сценкой количество поклонников артиста увеличивалось во много раз. Постепенно отрывки из его выступлений или даже целые монологи мог цитировать почти каждый житель большой страны. Год от года мастерство Райкина росло, и он становился не только известным, но и уважаемым мастером своего дела. Одним из самых любимых номеров считался «В греческом зале».
Прошло много лет, и искусство Райкина было известно не только в его родной стране, но и за ее пределами. В 1965 году Райкин со своим театром отправился в гастроли в Англию. Зрители с большим интересом смотрели эти выступления и вознаграждали артистов бурными аплодисментами.
Райкин всегда был открыт для сотрудничества с другими комиками. Во время гастролей в Одессе он встретился с Романом Карцевым, Михаилом Жванецким, Людмилой Гвоздиковой и Виктором Ильченко. Вместе они создали множество комедийных сценок, самая известная из них получила название "Светофор".
Аркадий Райкин был единственным из своих коллег, кто не боялся высказать откровенную критику существующей реальности. Он всегда демонстрировал разрушительное воздействие безнаказанности и власти на человека.
Его сочинения часто приводили к тому, что его коллеги произносили неподходящие высказывания на сцене, в то время как монологи Райкина были острыми и сатиричными, но весьма тактичными. Именно поэтому его юмор можно было назвать исключительно тактичным и умным.
Несмотря на то, что сатира в его выступлениях была довольно осторожной и не напрямую разоблачала заносчивых правителей, администрация Ленинграда выразила свое неодобрение и разочарование в адрес артиста. Отношения Райкина с партийным руководством настолько испортились, что ему пришлось обратиться с просьбой к самому Брежневу о разрешении переезда со своей труппой в столицу. Ему это разрешили, и вскоре Райкин со своей труппой были в столице и начали выступать на сцене Государственного театра миниатюр.
После этого многие утверждали, что Райкин забрал Ленинградский театр в столицу и просто переименовал его, но на самом деле этот театр продолжает свою работу в городе на Неве и по сей день.
Выступления театра и самого Райкина в столице были встречены публикой с восторгом. Через пять лет артист предложил переименовать Государственный театр миниатюр и придумал для него новое название — «Сатирикон». Сейчас театр именно так и называется, а его художественным руководителем является сын великого юмориста — Константин Райкин.
Фильмы
Театральная карьера артиста оказалась более успешной, чем его работа в киноиндустрии, особенно в начале. До войны он снялся в нескольких фильмах, но его роли были крайне незначительными. В фильме «Валерий Чкалов» Райкин исполнил роль американского журналиста.
Аркадий Исаакович стал известен благодаря новеллам, снятым по его сценариям. Зрители высоко оценили фильмы «Вчера, сегодня и завтра», «Мы с вами где-то встречались», «Волшебная сила искусства». Но особенно популярными стали монологи «Мир дому твоему» и «Люди и манекены», исполненные артистом.
Райкина часто привлекали для участия в праздничных мероприятиях. Особенно популярными были два выступления – «Волшебство русской природы» и «Праздник начинается раньше», а также музыкальное представление под названием «Когда звучит мелодия…».
Личная жизнь
Жизнь артиста была неразрывно связана с одной единственной женщиной, с которой он прожил почти полвека. Она носила имя Руфь Иоффе, но для него всегда была Ромой. Их первая встреча произошла еще в детстве, когда он участвовал в школьной самодеятельности и выступал на школьных концертах. Через несколько лет они случайно встретились на улице, но он не смог подойти к ней.
И только перед выпускным вечером из института Аркадий увидел ее снова в студенческой столовой. Он решился пригласить ее в кино, и после сеанса Райкин сделал ей предложение.
В 1935 году они вступили в брак, и через три года у них родилась дочь по имени Екатерина. Катя была замужем трижды, и ее мужьями были известные артисты — Михаил Державин, Юрий Яковлев, Владимир Коваль. В 1950 году в их семье появился сын Константин, который стал продолжателем дела отца и руководит его театром «Сатирикон».
Почти пятьдесят лет супруги жили вместе. Их отношения были настолько теплыми, что окружающие не могли налюбоваться их счастьем.
Смерть
Аркадий Райкин никогда не был здоровым. В 13 лет он заболел ангиной, и даже врачи не давали надежды на выздоровление. Он победил болезнь, но не на долго. Через 10 лет все повторилось, и врачи были бессильны. Ему пришлось удалить миндалины, чтобы спасти жизнь, но с тех пор он всегда страдал ревмокардитом.
За три года до смерти у Райкина появилась болезнь Паркинсона. Он едва передвигался и плохо говорил. Но он не сдавался, и когда болезнь уходила, он шел в театр, чтобы передать сыну свой талант.
Аркадий Райкин скончался 17 декабря 1987 года от последствий ревмокардита. Его последним приютом стал Новодевичий кладбище.
В 2002 году Ленинградскому театру миниатюр было присвоено имя Аркадия Райкина. В 2008 году Юрий Гальцев занял должность художественного руководителя этого театра.
Избранная фильмография
- 1932 — Начало пути
- 1939 — Доктор Калюжный и его пациенты
- 1954 — Встречи прошлого
- 1957 — Разгаданные загадки
- 1961 — Время для отдыха
- 1967 — Неожиданное появление
- 1969 — Стабильность и переменчивость
- 1974-1975 — Живые и неживые обители
- 1987 — Тепло и уют твоего дома
- Аркадий Райкин представлен на сайте «Герои страны»
- Информация в Энциклопедии