Артур Шопенгауэр – выдающийся мыслитель из Германии, который придерживался иррационализма и был известен своим мизантропическим взглядом на мир. Он написал такие работы, как "Мир как воля и представление", "Эристика или искусство побеждать в спорах", "Метафизика половой любви", которые вызывают противоречивую реакцию у читателей.
Этот выдающийся немецкий философ до сих пор остается одним из самых читаемых авторов прошлых веков. Личность мыслителя крайне противоречива: несмотря на то, что он был аскетом, он все же наслаждался земными удовольствиями. Он поддерживал вегетарианство, но не мог прожить и дня без мяса, и несмотря на свою ненависть к женщинам, он любил проводить время в их компании.
Для многих Шопенгауэр является персоной, которая всю жизнь искала истинный смысл жизни. Другие же считают его просто эгоистом, который преувеличивал проблемы окружающего мира. Однако нет сомнений в том, что этот великий немецкий философ внес огромный вклад в развитие философии, и его идеи послужили основой для создания новых концепций.
Детство и юность
Артур родился 22 февраля 1788 года в Гданьске, в семье известного коммерсанта Генриха Флориса Шопенгауэра и владелицы литературного салона Иоганны-Генриетты Трозинер. Его сестра Луиза Аделаида Лавиния появилась на свет через два года после его рождения и в будущем стала известной писательницей.
Флорис и Иоганна вступили в брак по разумным соображениям, что было обычным делом в те времена. Жена была на двадцать лет моложе мужа, однако это не помешало им создать крепкую семью.
Отцу будущего философа было очень важно его положение, и он старался развивать семейное дело, унаследованное им. Генрих Флорис был талантливым коммерсантом и одновременно честным, надежным и не подкупным человеком. Те, кто знал Шопенгауэра-старшего, непререкаемо заключали с ним сделки и доверяли ему свои капиталы.
В возрасте 38 лет торговец вступил в брак с молодой Иоганной Трозинер, которая не верила в любовь. Расчетливая и хладнокровная, девушка стремилась к выгодному браку и беззаботной жизни под защитой богатого мужа. Генрих, в свою очередь, надеялся на наследников от избранницы, которым он мог бы передать свой бизнес.
В Гданьске Артур жил около пяти лет, до захвата города прусскими войсками. В 1793 году враг захватил город, и борцовская семья вынуждена была покинуть свои родные места. Поселившись в Гамбурге, Шопенгауэры отправили своего сына в школу, где он получил качественное образование.
После этого девятилетнего мальчика отправили в Гавр к другу своего отца. В течение двух лет мальчик занимался у лучших учителей во Франции, изучая точные и гуманитарные науки. По возвращении домой стало ясно, что он отлично выучил французский, но забыл немецкий. Скоро Артур поступил в гимназию для детей коммерсантов, где помимо стандартных предметов обучали хореографии, игре на флейте, живописи и фехтованию.
В начале 1805 года отец настоял на том, чтобы Артур устроился в торговую фирму сенатора и купца Иениша. Позиция была престижной, но сам Артур не был в восторге: он знал, что торговля — не его призвание.
Печальное начало жизни мыслителя связано с трагическим событием: весной 1805 года погиб кормилец и отец Генриха Флориса. Торговец утонул, упав из окна чердака в реку внизу. В окружении ходили слухи о том, что мужчина совершил самоубийство из-за финансовых проблем. Есть также версия, что он утонул из-за проблем со здоровьем, но для Артура это не имело значения – он очень любил своего отца и долго не мог примириться с его уходом.
Прошло немного времени, и Иоганна начала приглашать в свой дом своих друзей — писателей, политиков и художников. В салоне вдовы собирались такие известные личности, как братья Шлегели, Виланд и даже Иоганн Гёте. Мать не стыдилась вести беззаботный образ жизни, в то время как Артур продолжал учиться коммерции по наставлению отца. Когда молодой человек вырос, новый поклонник Иоганны посоветовал ей отправить сына в университет в Геттингене.
Сначала юноша проявил интерес к медицинскому факультету, но профессор Г. Шульц уговорил его поступить на философский. Здесь Шопенгауэр учился два года – с 1809 по 1811 год, после чего переехал в Берлин. В этом немецком городе студент записался на курс известного в то время философа Фихте, с которым у него впоследствии сложились непростые отношения. Участвуя в лекциях и семинарах, юноша дерзал спорить с учителем. Позже это переросло в пренебрежительное отношение и постоянные насмешки.
Артур начал изучать химию, физику, астрономию, геогнозию и зоологию в университете Берлина. Он прослушал курс лекций по скандинавской литературе, углубился в средневековую философию и увлекся творчеством мастеров эпохи Возрождения. Шопенгауэр был заинтересован практически во всех науках, кроме богословия и юриспруденции, которые ему казались скучными.
В 1813 году студент должен был получить докторскую степень, но из-за войны этот срок немного задержался. Всё лето Артур работал над своей диссертацией "О четверояком корне закона достаточного основания", и уже осенью его старания были вознаграждены. Артур Шопенгауэр получил диплом доктора философии в Иенском университете.
Литературное творчество
Всем хорошо известна главная книга Шопенгауэра, которая называется «Мир как воля и представление». В этом произведении автор выражает свое мировоззрение, делясь мыслями о воспитании, чувстве долга и одиночестве. Главными вдохновителями для Шопенгауэра стали древнегреческий философ Эпиктет и немецкий мыслитель Эммануил Кант. Основной идеей книги является утверждение, что счастье не зависит от внешних материальных благ, а является результатом гармонии человека с самим собой.
Другая известная работа автора — "Эристика или искусство одерживать победу в спорах", написанная в 1831 году. Эта книга раскрывает методы успешного ведения переговоров и учит людей быть правыми в диспуте, даже если они изначально не правы. Шопенгауэр утверждает, что основной секрет победы в дискуссиях — умение умело ссылаться на факты. Несмотря на то, что прошло почти 200 лет с момента написания этого произведения, его актуальность только возрастает.
В своей книге «О ничтожестве и горестях жизни» автор призывает человечество освободиться от оков собственных желаний, которые удерживают людей, не позволяя им жить настоящей жизнью. День за днем потребности человека растут, и ему кажется, что ему необходимо все больше и больше. Но на самом деле счастье не заключено в материальных благах.
В книге «Метафизика половой любви» автор раскрывает свое этическое мировоззрение, затрагивая тему любви между полами и принятия смертности человека. Удивительно, что каждый читатель может найти отражение своих инстинктов и жажды жизни в этой книге.
Личная жизнь
Философ Артур никогда не считал себя привлекательным мужчиной: его низкий рост и несоразмерно большая голова выглядели крайне комично. Но в одежде он мог сравниться с любым модником. Шопенгауэр, будучи индивидуалистом, видел моду по-своему, и каждый его наряд был настоящим произведением искусства.
Артур был мизантропом от природы, холоден по отношению к женщинам и людям в целом. Но несмотря на внешнюю невзрачность, его простые и точные речи умели привлечь публику.
Исследователи открыли секреты личной жизни Шопенгауэра, и выяснили, откуда в его душе возникло женоненавистничество. Еще совсем молодым парнем, в его жизнь вошла любовь в виде Каролины Джегерман. Она так сильно запала ему в душу, что он решил сделать ей предложение и навсегда привязать к себе. Однако возлюбленная отказывала ему в свиданиях и не спешила вступать в брак.
Оскорбленный Артур решил не выяснять отношений и придумал объяснение произошедшему: женщины, по его мнению, не способны к умственным усилиям и склонны к глупому поведению и греховным поступкам.
Это открытие открыло ему глаза. Со временем он стал убежденным сексистом, но несмотря на это, продолжал общаться с прекрасными женщинами и даже терпелся в земных удовольствиях.
После того, как Каролина покинула жизнь мизантропа, у него завязался еще один серьезный роман, который почти закончился свадьбой. Он встретил очаровательную итальянку по имени Тереза, которая была не только красива и образована, но и очень богата. Еще одну страсть он испытал в 1822 году, когда путешествовал по Италии. Красавица так очаровала нелюдимого писателя, что он забыл о своем прежнем разочаровании и был готов жениться.
Все отношения между ними закончились из-за единственного случая. Парочка гуляла по городу, когда вдруг встретила английского писателя лорда Байрона. У Терезы появилась сильная реакция на вид знаменитого красавца и сердцееда, что насторожило Шопенгауэра. Он решил, что Тереза может изменить ему в будущем, если встретит более привлекательного соперника. Поэтому писатель принял решение разорвать отношения с девушкой раз и навсегда.
Этот случай стал последним серьезным отношением для мыслителя. Впоследствии у него были только незначительные связи, в основном, с легкомысленными девушками. Даже если встречались более-менее приличные девушки, Артур нещадно бросал их, мстя за то, что случилось с итальянской красавицей, и, в общем, за все женщины в мире.
Покинув Терезу, Шопенгауэр приехал в Дрезден и публично заявил, что больше не испытывает ни интереса к женщинам, ни к семейной жизни.
Смерть
Писатель был удивительно крепким человеком, который редко страдал недомоганиями. Когда в апреле 1860 года он почувствовал «трепыхание» сердца, он не обратил на это внимание. Даже когда у него появилась странная тяжесть в груди, философ не понял, что это признак серьезного заболевания.
Не прошло и четырех месяцев, как 21 сентября того же года Шопенгауэра нашли мертвым в его собственной гостиной. Автор философских сочинений спокойно пил кофе, когда коварный приступ пневмонии внезапно унёс его жизнь.
Еще при существовании Артур запретил вскрывать его физическую оболочку, поэтому данная операция не проводилась. Похороны мыслителя-пессимиста произошли в 1860 году на кладбище во Франкфурте 26 сентября. При захоронении тело украшено лавровым венком.
Место погребения великого философа выглядит скромно: там установлен простой каменный памятник, со временем поросший плющом. Надпись на надгробии не содержит ни даты рождения, ни даты смерти, высечены только два слова — Артур Шопенгауэр.
Интересные факты
- Помимо своей нелюдимости, писатель поражал своей паранойей — он останавливался в гостиницах только на нижних этажах, чтобы не загореться в пожаре, и дважды бежал из городов из страха заразиться: из Неаполя — оспой, а из Берлина — холерой. Он спал с оружием под подушкой, всегда готовый атаковать врага.
- Шопенгауэр имел личную библиотеку из более чем 1300 книг, но считал, что чтение вредно. В своей книге «Parerga und Paralipomena» он утверждал, что слишком много чтения вредит уму, так как заставляет человека заимствовать мысли у других.
- Артур Шопенгауэр был мастером нескольких языков: латинского, французского, испанского, итальянского и английского.
- У философа была двухкомнатная квартира, в одной из комнат у него был маленький кабинет. Стены в кабинете были украшены гравюрами с изображениями собак, а на столе стояли тибетская статуя Будды, бюст Эммануила Канта, портреты Шекспира, Декарта и Гёте.
- Еще когда он был студентом, Артур начал выступать против научных экспериментов над животными. В отличие от людей, он всей душой любил наших меньших братьев. Первый пудель появился у него еще во время учебы — это был очаровательный пудель. Последняя собака писателя, по имени Буц, была той же породы. Шопенгауэр безумно любил эту собаку и даже завещал приличную сумму денег на ее содержание.
Известные цитаты
- Вежливость — это свидетельство внимания к другим и уважения к их чувствам.
- Умные выбирают обстоятельства, в которых они могут развиваться, не теряясь в бесполезной суете.
- Между гением и безумным есть некоторое сходство — они оба видят мир по-своему, отличающемуся от взглядов других людей.
- Кто не умеет находить удовольствие в одиночестве, тот не умеет находить радость внутри себя.
- Важно напоминать себе: «Я не могу изменить это, но я могу извлечь из этого урок».
- Смерть — это неизбежная часть жизни, которая заставляет задуматься о смысле существования.
- Не нужно раскрывать свои секреты перед теми, кто не достоин твоего доверия.
Философские труды
- «Об основании достаточного корня закона»
- «О визуальном восприятии и разнообразии цветов»
- «Концепция мира как проявления воли и представления»
- «Искусство диалектики и победы в спорах»
- «Воля как основной принцип в природе»
- «Освобождение воли и ее роль в жизни»
- «Происхождение морали и ее значения»
- «Два основных этических вопроса»
- «Parerga und Paralipomena»
- «Новые Paralipomena»