Барбара Брыльска – польская и советская актриса театра и кино. Она стала известной благодаря своей роли Нади Шевелёвой в фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», где она сыграла учительницу русского языка и литературы.
Барбара Брыльска – очаровательная женщина, пользующаяся популярностью у российских зрителей. В России она стала известной после выпуска комедии «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» в 1975 году, но ее слава охватила ее родную страну задолго до этого события.
Детство. Обучение
Барбара Брыльска появилась на свет 5 июня 1941 года в деревне Скотники около города Лодзь, который на тот момент находился под немецкой оккупацией в Польше. Её родители были очень религиозными и консервативными людьми, отец работал слесарем, а мать занималась шитьем. Они воспитывали своих дочерей, Басю (так звали Барбару дома), и младшую Ядвигу в строгих и добропорядочных принципах.
С самого детства Барбара проявляла талант к рисованию, поэтому после окончания средней школы пошла учиться в художественный лицей.
До 6-го класса молодая актриса испытывала сложности из-за своей внешности — она была бледной, угловатой и худой. Но один из её учителей предсказал, что Барбара станет красавицей. И действительно, к 15 годам она расцвела, и её красоту заметили сверстники и взрослые.
Ассистент режиссёра заметил её и пригласил на пробы для эпизода в фильме «Галоши счастья» (1958), снятом по мотивам сказки Андерсена. Брыльска впервые попала на киностудию. Она была в восторге от трёхдневных съёмок, чувствуя, что её звездный час наступил и что её будут приглашать на новые роли. Однако дальнейших предложений о съёмках не последовало.
Это ранило её самолюбие, и она отказалась от актёрской карьеры, вернувшись к рисованию. Однако её актёрский талант был оценён в лицее, и её пригласили играть в школьном театре. Там её игра в роли старухи Ниловны в спектакле «Мать» М. Горького была настолько убедительной, что на заключительном собрании педагогического коллектива ей посоветовали идти в театральный вуз, а не в Академию художеств.
По окончании лицея директор настоял, чтобы Барбара подала документы в театральную школу Лодзи. На первом отборочном туре она выглядела довольно слабо из-за операции по удалению аппендицита, но благодаря знакомству со студентом последнего курса Ежи Камасом она все-таки поступила. Он настолько хорошо преподал ей актерское мастерство, что никто из учителей не смог сравниться с ним. Его влюбленность в неё она не заметила, так как в то время она уже была обручена. В Лодзинской школе она не закончила обучение, так как поступила в Варшавскую высшую школу театра, кино и телевидения, которую успешно окончила в 1967 году вместе с Ежи Зельником и Даниэлем Ольбрыхским.
Первые роли
Пока училась в высшей театральной школе в Лодзи, Брыльска начала сниматься в кино. Сначала это были небольшие роли и не очень интересные фильмы. Особенно стоит выделить фильм «Их будний день» (1963 год), так как в нем у Барбары была ее первая значительная роль.
Заметили актрису после её появления на экранах в фильме режиссёра Ежи Кавалеровича «Фараон» (1966 год). Она сыграла небольшую роль жрицы и наложницы Рамзеса, почти обнажённой. Ей было стыдно, но желание достичь успеха было сильнее стыда. Позже она осознала, что не следует скрывать свою красоту, и начала получать предложения от режиссёров сняться в смелых фильмах, а также от фотографов для обнажённых съёмок.
Актриса приняла роль главной героини Евы в драматическом фильме «Бумеранг» (1966 год), потому что она была достаточно целомудренной.
Получив предложения от зарубежных режиссёров из ГДР и Югославии, Брыльска не могла отказаться, ведь им обещали большие гонорары. В 1968 году вышел вестерн немецкой киностудии ДЕФА «След Сокола» с известным актёром Гойко Митичем в главной роли, а через год – его продолжение «Белые волки». В обоих фильмах Брыльска сыграла американку по имени Кэтрин Эмерсон. Её игра в этом фильме послужила примером для подражания многим женщинам.
После выпуска фильма Ежи Гоффмана «Пан Володыёвский» (1969 год) критики отмечали, что невозможно оторвать взгляд от Брыльской в исторических костюмах, насколько она хороша в своей роли Кристины Дрохоювской.
Изменение обстановки в свободном мире сделало актрису знаменитой, когда она сыграла главную роль в картине Романа Залуского под названием "Анатомия любви" в 1972 году. Режиссер раскрыл сложные отношения и измены своих главных персонажей, показав их интимные переживания. В Советском Союзе фильм был показан в сильно сокращенном виде, но благодаря ему Эльдар Рязанов нашел актрису для своей будущей знаменитой работы под названием "Ирония судьбы, или с легким паром!"
Ирония судьбы
Все первые и заслуженные красавицы Советского Союза претендовали на роль Нади Шевелёвой. Среди них были Людмила Гурченко, Светлана Немоляева, Антонина Шуранова. Рязанов почти выбрал Алису Фрейндлих для этой роли, когда увидел портрет польской актрисы над кроватью своего сына и вспомнил «Анатомию любви». Кроме того, он узнал, что Барбара Брыльска недавно снялась у Александра Зархи в фильме «Города и годы» и вполне неплохо говорит по-русски. Рязанов нашел номер актрисы в Варшаве, позвонил ей, добился её приезда на пробы и был в восторге, когда её выбрали.
Съемки проходили очень быстро – всего два месяца. Брыльска очень ответственно относилась к процессу, всегда приезжала на съемки заранее, тщательно проходила сцену и требовала того же от других.
Она проявила также себя как очень забавная особа. Согласно воспоминаниям участников съемочной группы, однажды осветитель по неизвестной причине заглянул в костюмерную, где переодевалась Брыльска. Увидев актрису голой, он остановился и притормозил, уставившись на неё. Не смутившись, она ответила: «Закрой дверь, а то на жену смотреть не сможешь!».
Фильм был показан по первой программе Центрального телевидения 1 января 1976 года, а 7 февраля его повторили по многочисленным просьбам зрителей. С тех пор российские зрители не могут представить новогодний праздник без этой ленты.
В 1977 году кинокомпания, работавшая над этим фильмом, получила престижную Государственную премию СССР в области кинематографии. Польская актриса Барбара Брыльска стала первой иностранной лауреаткой этой престижной награды. «Пела за неё Пугачева, говорила я, а премию получила она», – с иронией заявила Валентина Талызина, озвучивавшая персонаж польской звезды.
Большой успех Брыльской в Советском Союзе повлёк за собой негативные последствия в её родной Польше – приглашения на съёмочные площадки стали приходить реже. В то же время у неё появились проблемы в семье. Для актрисы начался период тяжёлых испытаний, который закончился трагической гибелью её 20-летней дочери в автокатастрофе. Барбара впала в глубокую депрессию, полностью потеряла интерес к жизни и провела почти три года, не выходя из дома, плача нон-стоп. Спасением для неё стал её сын, ради которого актриса смогла собраться с силами.
После паузы
В 2000 году Брыльска дебютировала на театральной сцене в спектакле Романа Мархолиа под названием «Квартет» в Центре оперного пения Галины Вишневской. Через год она вернулась на экраны российского кино, снявшись в арт-проекте Романа Качанова под названием «Даун Хаус».
Она с радостью приняла роль матери современной Нади в фильме «Ирония судьбы. Продолжение», снятом Тимуром Бекмамбетовым в 2007 году. Несмотря на то, что в фильме явно не хватало души 1970-х, в зрелом возрасте Брыльска выглядела так же обворожительно и эффектно.
В 2008 году актриса сыграла няню на съемочной площадке сериала «Адмиралъ».
В октябре 2010 года, во время визита главы МИД России Сергея Викторовича Лаврова в Польшу, Барбара Брыльска была удостоена наградой Дипломом за заслуги в деле взаимопонимания и сближения обществ Польши и России.
В 2014 году, когда начался конфликт в Крыму и Восточной Украине, она выступила вместе с известными деятелями театра и кино Польши в поддержку Украины.
Следующим событием стали слухи о том, что актрисе будет запрещен въезд в Россию. Однако, оказалось, что это лишь пустой слух, потому что в лет в 2014 году Барбара Брыльска приехала в Россию и снялась в роли феи в музыкальном фильме-сказке «Тайна черных принцесс». Этот фильм стал последним в её карьере.
Личная жизнь
Своей известностью и привлекательностью Барбара Брыльска всегда могла позволить себе выбирать наиболее привлекательных мужчин.
Математиком Ян Боровецом был первый муж Барбары. Встретили они друг друга в поезде, когда школьный класс ездил на экскурсию в Краков. Потом он разыскал её и пригласил в кино. Ей было 17, а ему – 23. Оба были очень стеснительны, так как ни у того, ни у другого не было опыта в любви.
Вскоре они поженились и в первые годы были очень счастливы.
Ян научил Барбару многому, например, умению распоряжаться деньгами. Но к сожалению, его не интересовало творчество актрисы, он не поддерживал её, не посещал кино и был совершенно отстранён. Вскоре и у них обоих появились увлечения в сторону. Они прожили вместе одиннадцать лет. Когда расстались, сохранили дружеские отношения.
Барбара в 1968 году развелась со своим следующим мужем из-за романа. На съемках фильма «Белые волки» она встретила удивительно привлекательного незнакомца, югославского актера Слободана Димитриевича, который тоже был очарован ей. Этот роман был самым страстным и прекрасным в ее жизни, хотя и самым коротким. Родители Слободана препятствовали этому браку, и Барбара очень переживала из-за этого расставания. Однако, как и многие другие, она залечила душевные раны работой.
Один из однокурсников познакомил Брыльскую со своим вторым официальным мужем, врачом-гинекологом Людвигом Космалем. Их брак продержался восемнадцать лет, но не принес актрисе ничего хорошего, кроме двоих детей. В 1973 году у них родилась дочь Барбара, которую по домашнему называли Басей, а через девять лет, в 1982 году, родился сын Людвиг, которого звали Дуду.
Муж Барбары был очень модернизированным. Он гордился своей красивой женой и наслаждался вниманием, которое она привлекала, не возражая против её откровенных сцен в кино. Он считал это своим заслугой, чтобы все видели, какой у него хороший вкус.
Он начал часто пить и не скрывал своих отношений с другими женщинами. Ради детей Барбара старалась не замечать измены мужа и не расставалась с ним. От мужчины, который когда-то спас её от депрессии и гордился её успехами, не осталось и следа. Людвиг стал завистливым и мстительным, начал бороться за лидерство. Он поднимал вопрос о том, кто из них зарабатывает больше.
На самом деле Брыльска могла заработать за один день столько, сколько Людвиг получал за месяц. Просто с появлением детей семья стала для Барбары самым важным.
Через 18 месяцев после появления на свет сына они расстались, однако еще одиннадцать лет прожили под одной крышей. Он приглашал к себе женщин. (Барбара признала его право на свободу). Однако неизбежно Людвиг вмешивался в жизнь Барбары и подавлял своим присутствием. Когда все стало невыносимо, она выгнала его за дверь. А для себя решила, что хватит отношений с мужчинами.
В 2017 году у актрисы на лице была обнаружена опухоль, которую подумали злокачественной. В газетах писали, что она борется со смертельной болезнью. Однако ей сделали операцию, которую она успешно перенесла, и быстро вернулась в хорошую форму.
Самым сложным для актрисы был 2018 год, когда умерли её мать и Людвиг Космаль.
В настоящее время актриса живет в своем собственном доме, который она сама спроектировала. Её сын с семьей живет неподалеку. Они не видятся так часто, как бы хотелось Барбаре, но радостно проводят время вместе.
Брыльска редко позволяет журналистам заходить к себе домой. Она очень печалится по поводу смерти Андрея Мягкова в феврале 2021 года. Они были очень близки.
Избранная фильмография
- 1965 — Затем наступит тишина
- 1966 — Фараон
- 1966—1968 — Ставка больше, чем жизнь
- 1968 — Пан Володыёвский
- 1969—1971 — Освобождение
- 1970 — В погоне за Адамом
- 1970 — Польский альбом
- 1972 — Анатомия любви
- 1973 — Города и годы
- 1975 — Ирония судьбы, или С лёгким паром!
- 1978 — До последней капли крови
- 1980 — Архив смерти
- 1995—1999 — Экстрадиция
- 2001 — Даун Хаус
- 2003 — Казус Белли
- 2006 — Первый скорый
- 2006 — Странное Рождество
- 2007 — Ирония судьбы. Продолжение
- 2008 — Адмиралъ