Батыр Закиров – знаменитый узбекский певец, который считается основателем эстрадного искусства в своей родной республике. Одной из его самых популярных песен стала композиция «Арабское танго».
Имя Батыра Закирова было широко известно в Советском Союзе. Он являлся представителем знаменитой музыкальной династии и внес значительный вклад в развитие узбекской эстрады, исполнив свою золотую песню «Арабское танго».
Многие песни «узбекского соловья» вошли в «Золотой фонд советской эстрады» и стали популярны среди нескольких поколений слушателей. За короткое, но яркое творчество, Батыр стал народным любимцем, чьим голосом восхищались жители СССР и других стран.
Детство и юность
Артист родился 26 апреля 1936 года в семье известного оперного баритона Карима Закирова и певицы Шоисты Саидовой. Молодые влюбленные встретились в Ташкенте, а затем были отправлены в столичную консерваторию для прохождения стажировки. Именно здесь, в Москве, родился их старший сын и будущий звезда эстрады Батыр.
После появления Батыра в семье Закировых родилось еще пятеро детей: четыре мальчика и одна девочка. С самого детства детей окружала творческая атмосфера: они буквально жили в ташкентском «Доме артистов», где собирались самые интересные и талантливые люди республики. Здесь проводились репетиции певцов и актеров, а также дружеские вечера, полные волшебства искусства.
Закировы никак не упускали возможности посетить мероприятия. Со временем их дети начали устраивать небольшие концерты и представления. После каждого выступления дети охотно слушали советы старших коллег, которые пытались передать им свой опыт. Первыми учителями юных талантов стали известные личности искусства Узбекистана: Шукур Бурханов, Тамара Ханум, Сулейман Юдаков, Муккарама Тургунбаева и Халима Насырова.
Когда их старшие дети, Батыр и Луиза, подросли, отец начал брать их с собой на работу: он работал в Театре оперы и балета им. Алишера Навои. Мальчик увлекся оперой, выучил наизусть несколько партий, изучил биографии известных исполнителей. В то время мать работала на сцене Театра им. Мукими, куда маленькие музыканты приходили с большим интересом.
Батыр проявлял удивительные таланты не только в музыке: его художественные способности и поэтический талант тоже были впечатляющими. Однако он решил посвятить себя именно певческому искусству, поступив на вокальное отделение Ташкентской консерватории.
К сожалению, его планы на будущее были нарушены непредвиденной болезнью: у него был диагностирован туберкулез. Поскольку петь он больше не мог, ему пришлось покинуть консерваторию и поступить на режиссерское отделение Ташкентского театрально-художественного института. Вскоре он сменил специальность на эстрадный вокал и в 1956 году присоединился к музыкальному коллективу «Юность», который состоял из студентов.
Творчество
В начале своего творческого пути, Батыр вместе со своей сестрой Луизой, участвовал во Всемирном фестивале молодежи и студентов в 1957 году, который проходил в Москве, столице СССР. Именно на московской сцене впервые прозвучала композиция под названием «Арабское танго», которая сделала Закирова настоящей звездой на всесоюзном уровне.
Название песни изначально было «О, светоч грез моих», и ее был исполнена арабским музыкантом Фаридом Аль-Атрашем. Песню Батыр с Луизой нашли в архивах Гостелерадио и решили возродить ее. Когда песня зазвучала по радио, она стала шедевром для миллионов слушателей. Затем Закирову показали по телевизору, и он мгновенно стал популярным во всех союзных республиках.
Вернувшись с фестиваля, брат с сестрой стали центром внимания общественности Узбекистана. Их начали приглашать на концерты и гастроли по республике и за ее пределами. В репертуар они включали народные песни и русские шлягеры, зарубежные композиции на французском, индийском и арабском языках.
Батыр осознал необходимость создания профессионального эстрадного ансамбля. В 1958 году на основе оркестра А.Двоскина был сформирован Государственный эстрадный оркестр УССР. В его первом вокальном составе были Батыр, Луиза и Науфаль Закировы, а также начинающая певица Эльмира Уразбаева. К концу 50-х годов страна узнала такие песни, как «Я слышу твой голос», «Газли», «Рано» и многие другие.
В 1959 году в столице России проходило мероприятие «Декада узбекской литературы, культуры и искусства», на которое отправился ансамбль Батыра Закирова. Для своего выступления вокалист выбрал лирическую ливанскую композицию под названием «Красивая девушка» и свой шлягер «Арабское танго». К тому времени восточная песня уже была записана на пластинке и аранжирована композитором Яном Френкелем. Этот концерт поднял Закировых на новую высоту всесоюзной популярности.
После возвращения домой музыкант погрузился в подготовку к крупному событию – эстрадному концерту в Государственном театре Узбекской эстрады. Но его здоровье начало ухудшаться из-за туберкулеза, и в 1961 году Батыр перенес первую операцию на легкое.
По прошествии трех лет Закирову нужно было подвергнуться хирургическому вмешательству, и медики настоятельно просили пациента воздержаться от пения хотя бы на некоторое время. Артист послушался рекомендаций и в течение двух лет занялся переводом сказки Антуана де Сент-Экзюпери «маленький принц» на узбекский язык. Вместе со своей супругой Эркли Маликбаевой, он стал соавтором радиопостановки этого замечательного детского произведения.
Вернувшись на сцену, Батыр стал обладателем звания «Народного артиста СССР», порадовав своих поклонников и коллег. Во время перерыва он принял участие в гастролях с французскими музыкантами по приглашению режиссера Александра Конникова.
Это был 1966 год, когда «узбекский соловей» впервые выступил на сцене знаменитого концертного комплекса «Олимпия» в Париже. Он исполнил французскую песню под названием «Девушки моей страны», и зал буквально взорвался от восторга. На следующий день фотографии этого восточного артиста появились во всех газетах, и статьи называли его новым Шарлем Азнавуром.
Закиров в своей музыкальной карьере успел посетить почти все союзные республики и дать концерты в Европе. На сцене он не только исполнял песни, но и представлял уникальную культуру своей родины — Узбекистана, делая акцент на его историю, колорит и красоту.
Например, в конце 60-х годов, во время гастролей по Прибалтике, Закиров устроил удивительное представление в стиле восточного базара. Артисты вышли на сцену с народными песнями и танцами, продемонстрировали несколько национальных узбекских обрядов, и зрители остались восхищены после этого события.
В 1968 году знаменитый артист принял участие в съемках музыкального фильма «Похищение», где дуэтом Батыр-Луиза Закировы была исполнена песня «Где ты, счастье?».
Посетив культурные центры различных стран, музыкант все чаще начал размышлять о создании узбекского мьюзик-холла. Это было непростое время: чтобы открыть подобное заведение в стране, нужно было преодолеть бюрократические преграды и разобраться с бесконечной бюрократией. Тем не менее, он достиг своей цели — ему помогли его настойчивость и любовь поклонников.
С 1972 года известный артист занимал пост руководителя первого Ташкентского мюзик-холла. Премьера состоялась в постановке «Путешествие Синдбада-морехода», с участием Георгия Юнгвальд-Хилькевича, Марка Захарова, Александра Ширвиндта. Мюзикл проработал около шести лет и побывал во многих городах страны. В 1979 году здоровье Батыра Каримовича сильно ухудшилось, и театр пришлось закрыть.
Прощание с творением Закирова было сложным, но его физическая сила не позволяла ему продолжать активную деятельность. Актер начал сниматься в кино, и в начале 1980-х годов он появился в фильме «Гений в молодости», режиссера Эльера Ишмухамедова. Главную роль в фильме – великого ученого Авиценну – сыграл сын певца, Бахтияр. Самому же Батыру Каримовичу досталась роль его отца.
В 1982 году Закиров снялся в многосерийном проекте «Огненные пути», где он сыграл индийского писателя Рабиндраната Тагора.
Параллельно с съемками актер продолжал давать концерты и участвовал в вокальных конкурсах в качестве члена жюри.
Личная жизнь
Эркли Маликбаев вступил в брак с первой женой в 1957 году. Хрупкая актриса, сыгравшая в спектакле «Алжир – родина моя», сразу понравилась Батыру, и вскоре после знакомства они поженились. Перед браком с Закировым, Маликбаева уже пыталась построить семейную жизнь, выйдя замуж и родив сына.
Семейный мир Закировых длился шестнадцать лет. Батыр и Эркли стали радостными родителями двух мальчиков – Баходира и Бахтияра, но со временем их отношения похолодели, и они приняли решение разойтись.
Второй супругой известного человека стала его коллега Галина – танцовщица из мюзик-холла, созданного им. В этом браке появилась девочка по имени Рухшана.
Все потомки династии Закировых как-то связали свою судьбу с творчеством, и многие из них стали знаменитыми личностями. Сын Баходира сделал карьеру в изобразительном искусстве и в настоящее время проживает и работает в столице Узбекистана. Бахтияр достиг впечатляющих высот в актерской сфере, но, к сожалению, скончался в расцвете лет.
Широкую известность получила дочь Луизы и племянница артиста – певица Наргиз Закирова. Сын младшего брата певца Джавохира стал востребованным в киноиндустрии Узбекистана и России.
Смерть
В 1984 году здоровье Батыра Каримовича резко ухудшилось. Чувствуя себя плохо, артист обратился к врачам. После осмотра ему было сообщено о прогрессирующем циррозе печени, перешедшем в тяжелую стадию. Лечение оказалось неэффективным, и 23 января 1985 года «узбекский соловей» скончался в одной из больниц Ташкента.
Пепел известного художника лежит на Чигатайском кладбище в Ташкенте. Во время прощания с мастером прозвучала музыкальная композиция «Арабское танго», которая стала главным достижением талантливого артиста.