Белла Ахмадулина – известная советская и российская поэтесса, писательница и переводчица, которую литературоведы считают одной из самых выдающихся лириков ХХ века. Ее творчество отличается глубоким вниманием к внутреннему миру человека и камерностью, что сильно отличает ее от других писателей своего времени. Белла Ахатовна всегда проявляла смелую гражданскую позицию и принципиальность.
Детство
Изабелла Ахмадулина пришла в этот мир в Москве 10 апреля 1937 года. Ее родители отличались умом и достатком. Отец будущей поэтессы, Ахат Валеевич, до войны был активным членом комсомола, затем работником партии. Он служил на фронте, достиг звания майора, а после военных лет занимал должность замминистра таможенного комитета. Мать девочки, Надежда Макаровна Лазарева, работала переводчицей в КГБ, ее звание – майор.
Огромную роль в жизни девочки сыграла ее бабушка по имени Надежда Митрофановна. Именно она подобрала для своей внучки такое прекрасное, необычное имя. В 1930-х годах в Советском Союзе особенно уважали Испанию, наша страна помогала ей в борьбе против фашизма. Все, что было связано с Испанией, было очень популярным, включая имена.
Мама девочки искала красивое испанское имя для своей новорожденной дочери. Бабушка дала ей дорогой совет, предложив назвать малышку Изабеллой. Когда девочка подросла, она признала усилия бабушки, но немного изменила свое имя, которое казалось ей слишком длинным.
Эта прекрасная девочка с черными глазами имела смешанные корни — татарские, русские и итальянские. Родители были заняты, поэтому девочка проводила много времени с Надеждой Митрофановной. Бабушка учила ее читать и внушила любовь к русской классической литературе. Когда началась война, ее отец отправился защищать родину.
Было опасно оставаться в Москве, поэтому 4-летнюю Беллу отправили в Казань к ее второй бабушке. Там она тяжело заболела, была на грани смерти, и только своевременное прибытие матери спасло ее.
После войны Белла с матерью вернулась в Москву. Она пошла в школу, но не особо отличалась прилежанием, часто пропускала уроки. Ее интересовала только литература. По сравнению со сверстниками она была очень начитанной и с самого раннего возраста писала без ошибок.
В свои школьные годы молодая поэтесса начала писать свои первые стихи, которые невозможно было не отличить к 15 годам. Когда ей исполнилось 18, ее стихи были опубликованы в журнале «Октябрь». Однако не все были в восторге от произведений Ахмадулиной. Через два года в газете «Комсомольская правда» появилась статья, в которой поэтессу упрекали за манерность и старомодность, которая не соответствовала оптимизму хрущевской оттепели.
Творчество
Во время обучения в школе Белла присоединилась к урокам московского Литобъединения, где стремилась стать поэтессой и писательницей. Несмотря на это, родители посоветовали ей попробовать себя в журналистике. После обдумывания своего будущего, она решила поступить на факультет журналистики в МГУ, но не смогла пройти вступительные экзамены. Таким образом, в соответствии с пожеланиями родителей, Белла присоединилась к газете "Метростроевец", где она публиковала свои статьи и стихотворения.
Через год она все-таки поступила в Литературный институт, и радость была безмерной, ведь наконец-то ее мечта осуществилась. Но учеба в этом вузе закончилась достаточно быстро.
В 1959 году в Советском Союзе возник скандал, связанный с присуждением Борису Пастернаку Нобелевской премии. Студентов вынуждали подписывать петицию, осуждающую "предателя". Белла Ахмадулина, стоявшая на принципах и высоко ценившая произведения Пастернака, отказалась поставить свою подпись, и за это её исключили из института.
После этого Белла уехала в Сибирь, где ей удалось устроиться внештатным корреспондентом иркутской "Литературной газеты". Главный редактор вскоре понял, что перед ним очень талантливая поэтесса, и сделал все возможное, чтобы вернуть Ахмадулину в Литературный институт. Поэтесса успешно закончила учебу в ВУЗе в 1960 году, показав отличные результаты.
Талантливая поэтесса Белла Ахмадулина быстро завоевывала свою репутацию. Всего через два года после окончания института она выпускает свой первый сборник стихов под названием «Струна». Ее творчество было отмечено известными поэтами, такими как Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко. Ахмадулина начала выступать на творческих вечерах вместе с этими поэтами, читая свои стихи в уникальном стиле, присущем только ей.
Наблюдая за фотографиями, можно легко заметить, как восторженно поэтесса погружается в работу. Белла испытывала настоящее вдохновение, её лёгкие и воздушные стихи, полные глубокого смысла, трогали душу. Её слушали, задерживая дыхание. Критики тоже имелись, они упрекали поэтессу за излишнюю пышность и устарелый стиль, за излишнюю интимность. Но она привыкла к таким упрёкам и не обращала на них большого внимания.
В 1968 году во Франкфурте был выпущен «Озноб» — второй сборник стихов Ахмадулиной. Через год появилась еще одна книга под названием «Уроки музыки». Говорят, что поэтам рифмы диктуют высшие силы. Эти силы очень помогали Белле Ахмадулиной, она едва могла записать рифмы. Но все это лишь шутка, настоящий поэт — трудоголик, не знающий покоя.
Таковой была и Белла Ахатовна, она много и с напряжением работала, ей было важно подобрать самые точные слова и выстроить их в правильные колонны.
Поэзия Беллы Ахмадулиной полна легкости и воздушности, однако за каждым стихотворением стоит глубокий труд. Именно поэтому ее произведения восхищают и читаются на одном дыхании. Сборники «Метель», «Стихи», «Свеча» выходили один за другим, захватывая читателей своей глубокой эмоциональностью. Поездка в Грузию оставила огромное впечатление на поэтессу.
Древняя страна, ее богатая культура и прекрасная природа поразили Беллу, а сама Грузия восхитила своими жителями, атмосферой и восточной красотой, вдохновив поэтессу на новые необычные стихи. Эта взаимная любовь отразилась в новом сборнике «Сны о Грузии», который вскоре увидит свет.
Белла Ахмадулина — Сны о Грузии Сны о Грузии — это радость! И под утро так чист и сладок виноград, ослепляющий уста. Я не сожалею ни о чем, не желаю ничего — я ставлю бедную свечу в золотом Свети-Цховели. Я прославляю и чту маленьким камешкам в Мцхета. Господи, пусть это всегда будет так, как есть сейчас.
Пусть суровость и непонятность родины останутся для меня всегда новостью, колдующей надо мной, как чужая, и возносятся надо мной.
Она начала переводить произведения грузинских поэтов на русский язык. Мы читали многие стихи Симона Чиковани, Галактиона Табидзе, Николая Бараташвили в переводах Ахмадулиной. Даже в те времена, когда в СССР были идеологические запреты, журнал «Литературная Грузия» публиковал произведения поэтессы.
Ахмадулина стала известной не только как поэт, но и как автор умелых эссе о литераторах и поэтах. Она лично знакома была с многими выдающимися писателями того времени и писала о Владимире Высоцком, Владимире Набокове, Анне Ахматовой, Вениамине Ерофееве, Марине Цветаевой.
Ахатовна Белла всегда выделялась своим независимым мышлением. В 1979 году она, вместе со своими сторонниками, учредила журнал "Метрополь". Это был неприцензурный альманах. Поэтесса открыто поддерживала некоторых советских диссидентов — Андрея Сахарова, Владимира Войновича, Льва Копелева.
Заявления Ахмадулиной, направленные на защиту этих людей, были опубликованы в "Нью-Йорк-Таймс". Они были зачитаны на "Радио Свобода", "Голос Америки".
Поэтесса подписала также "Письмо сорока двух" в 1993 году. Его авторы требовали от президента запрета всех коммунистических и националистических партий. Под письмом в защиту канала НТВ (2001 год) также стоит подпись Ахмадулиной.
Фильмы
Белла Ахатовна впечатлила своими актерскими способностями. Она сыграла роли в двух фильмах – «Живет такой парень» и «Спорт, спорт, спорт». В первом фильме, который был создан под руководством легендарного Василия Шукшина, она исполнила роль журналистки. Мы все помним эту молодую красавицу, задающую вопросы водителю, совершившему героический поступок.
Этот фильм был удостоен «Золотого льва» на кинофестивале в Венеции. Во втором фильме Белла сыграла роль поэтессы, читающей свои стихи о спортсменах и спорте.
Однако, стихи и песни, основанные на творчестве этой поэтессы, регулярно появляются в кинофильмах. Достаточно вспомнить прекрасные фильмы Эльдара Рязанова, который сам был выдающимся поэтом и ценил настоящую поэзию. В его «Иронии судьбы…» Алла Пугачева исполнила трогательную песню «По улице моей который год…». Героиня «Жестокого романса» спела «А напоследок я скажу…», а в «Служебном романе» мы слышим стихотворение «О, мой застенчивый герой».
Евгения Саввина очень ценила декламационный стиль Ахмадулиной и использовала его в озвучивании Пятачка в анимационном фильме о Винни-Пухе. Поэтесса с тонким юмором выразила благодарность актрисе за «подложенную свинью».
Личная жизнь
В возрасте 18 лет поэтесса вступила в брак с Евгением Евтушенко, однако через три года их союз распался. В 22 года она стала женой известного прозаика Юрия Нагибина. Через девять лет последовал развод из-за неверности Беллы своему супругу.
Еще до развода с Юрием Ахмадулина удочерила девочку из детского дома и дала ей отчество Нагибина.
После этого последовал гражданский брак с Эльдаром Кулиевым, сыном известного писателя. У Беллы появилась дочь Лиза, но их союз распался. В 1974 году поэтесса выходит замуж в третий раз за театрального художника и сценографа Бориса Мессерера. Ее дочерей воспитывала мама и домработница.
Смерть
Белла Ахатовна столкнулась с проблемами со зрением в последние годы, и ее зрение постепенно ухудшалось. Она вынуждена была ориентироваться на ощупь. В ноябре 2010 года она скончалась от сердечного приступа.
История случилась в автомобиле скорой помощи, медики не успели доставить поэтессу в больницу. Прах великой поэтессы покоится на Новодевичьем кладбище.
Произведения
- «Струна»
- «Озноб»
- «Уроки музыки»
- «Свеча»
- «Сны о Грузии»
- «Метель»
- «Тайна»
- «Сад»
- «Стихотворения»
- «Избранное»
- «Побережье»
- «Ларец и ключ»
- «Шум тишины»
- «Гряда камней»
- «Самые мои стихи»
- «Звук указующий»
- «Однажды в декабре»
- «Созерцание стеклянного шарика»
- «Миг бытия»
- «Нечаяние»
- «Возле ёлки»
- «Меня привлекает древний стиль»
- «Прекрасные черты моих друзей»