Бернард Шоу – известный ирландский драматург и писатель, ставший одним из самых знаменитых литературных фигур Ирландии. В 1925 году он был удостоен Нобелевской премии по литературе, а в 1939 году он получил «Оскар» за сценарий к фильму «Пигмалион».
Перед тем как стать выдающимся и мудрым знатоком природы человека, Бернард Шоу прошел долгий путь. Ему отказали шестьдесят раз в различных издательствах, советовали заняться другим делом, чтобы не мешать занятым людям. Однако Шоу настойчиво стремился к своей цели и в конечном итоге стал известным писателем. Именно он придумал театральный жанр, известный как драма-дискуссия. В своих произведениях он изображает столкновение враждебных идей и анализирует социально-этические проблемы.
Детство
Джордж Бернард Шоу родился 26 июля 1856 года в городе Дублин, который является столицей Ирландии. Его отец, Джон Шоу, был торговцем зерном, но к моменту рождения сына столкнулся с финансовыми трудностями и увлекся выпивкой. Мать Джорджа, Люсинда Шоу, была профессиональной певицей. У Бернарда были две сестры: Люсинда Франсес, которая впоследствии стала актрисой, и Элинор Агнес, умершая в двадцать лет от туберкулеза.
Сначала мальчик учился в колледже Уэсли в Дублине, а затем, в одиннадцать лет, перешел в протестантскую школу. Преподаватели этого учебного заведения не придавали большого значения точным наукам, вместо этого уделяя внимание духовному развитию учеников. В этой школе часто применяли физические наказания в форме порки розгами. Пасторы считали, что это только способствует благополучному воспитанию детей.
Бернард презирал школу, а также всю систему образования. У него не было желания учиться, и поэтому его успехи были плохими, он считался самым отстающим учеником в классе. Но зато ему очень нравилось читать, он мог сидеть с книгой целыми днями. Мальчик мечтал об окончании уроков, чтобы пойти в библиотеку, где для него открывался целый мир.
В пятнадцать лет парень бросил школу и с помощью друзей своего отца устроился на работу. Его карьера началась с работы клерка в агентстве по недвижимости. Год спустя он стал кассиром, и у него появилось больше свободного времени, которое он тратил на своё любимое занятие. Работа не доставляла ему удовольствия, особенно не нравилось собирать деньги с бедных людей за жилье. Этот трудный период его жизни нашёл отражение в пьесе "Дом вдовца".
В 1872 году родители Шоу разошлись. Мать с дочерьми покинула пьянеющего отца и переехала в Лондон. Шестнадцатилетний Бернард остался в Дублине с отцом, продолжая работать в той же компании. Через четыре года молодой человек переехал в Лондон к матери, нашел работу в столичной газете и принялся за самообразование.
Творчество
Прибыв в Лондон, Шоу посвятил много времени посещению музеев и библиотек, стремясь заполнить пробелы в своем образовании. В то же время его мама зарабатывала на жизнь, преподаю уроки пения, а Бернард увлекся общественно-политическими вопросами.
В 1884 году будущий драматург вступил в Фабианское общество, названное в честь римского полководца Фабия, известного своей медлительностью, осторожностью и умением ждать, что помогло ему победить врагов. Фабианцы придерживались идеи постепенного развития страны в социализм, отвергая революционные перемены.
В это же время Бернард Шоу встретился с Арчером, что побудило его попробовать свои силы в журналистике. Сначала он работал как внештатный корреспондент, затем в течение шести лет занимал должность музыкального критика в London World. В последующие три года он писал колонку в журнале "Сатердей ривью", затрагивая темы, связанные с театром.
Параллельно с работой журналиста, Бернард начал писать романы. Однако в то время ни одно издательство не согласилось их опубликовать. С 1879 по 1883 год он написал пять романов, но первый из них вышел только через три года, в 1886 году. По мнению критиков, ранние произведения автора отличались своеобразным стилем, который стал его особенностью — краткие описания ситуаций и диалоги, полные парадоксов.
В то время литературный гуру Бернард Шоу был вдохновлен норвежским писателем Генриком Ибсеном. В 1891 году Шоу выпустил книгу под названием «Суть ибсенизма», в которой коснулся основных черт произведений драматурга из Скандинавии. Театры того периода в основном играли пьесы Уильяма Шекспира, время от времени оживляясь неважными комедиями и мелодрамами. Шоу утверждал, что Ибсен сделал новый вклад в европейскую драматургию, он разоблачил острые конфликты и дискуссии между персонажами.
В 1885 году Бернард написал свою первую "неприятную пьесу" под названием "Дом вдовца", будучи всепоглощенным творчеством Ибсена. Критики считали эту работу началом удивительной карьеры Шоу, который стал пионером нового европейского театра, отличающегося своей остротой, акцентом на диалоги и конфликты, а не на активные действия персонажей.
Следующие драмы Бернард составили дуэт с первой – «Волокита» и «Профессия миссис Уоррен», содержание которых поразило высокомерных англичан своей остросюжетной правдивостью и ядовитой сатирой. Главная героиня «Профессии миссис Уоррен» – это женщина легкого поведения, которая живет на доходы от самой древней профессии и не планирует ее бросать.
Противоположность главной героине пьесы – ее собственная дочь. Узнав, каким образом мать зарабатывает на жизнь, она отрекается от нее и стремится найти честный источник дохода. Эта пьеса драматурга показывает его стремление к изменению, включая абсолютно новые темы в литературе, острые и актуальные, социальные и политические. Этот новый для консервативной Англии жанр называется реалистическая драма. В пьесах Шоу присутствует сатира и юмор, что делает их чрезвычайно привлекательными и легкими для восприятия.
После вызвавшей негодование и отрицание серии пьес, автора известные "неприятные пьесы" сменились целым рядом "приятных пьес" — "Избранник судьбы", "Оружие и человек", "Кандида", "Поживем – увидим".
В конце 19-го и начале 20-го веков Шоу, как выдающийся мыслитель, создал произведения, которые стали великими шедеврами – «Цезарь и Клеопатра», «Майор Барбара», «Пигмалион», «Человек и сверхчеловек».
По своей глубине, сложности и многогранности пьеса «Пигмалион» не имеет себе равных. Множество критиков и литературов посвятили ей свои труды, выпустив огромное количество книг и монографий. Главные герои пьесы – бедная цветочница Элиза Дулитл и ее наставник – благородный, богатый филантроп Генри Хиггинс. Он поставил перед собой задачу превратить простую цветочницу в леди, подобно тому как когда-то Пигмалион превратил кусок мрамора в красивую Галатею.
Удивительным образом Элиза претерпевает изменения и проявляет свои лучшие качества — благородство, доброту, отзывчивость. Два джентльмена шутливо спорят между собой, не подозревая, что их игра может принести Элизе настоящую трагедию, ведь они не увидели всю красоту её души.
Еще одно важное произведение Бернарда Шоу — пьеса «Дом, где разбиваются сердца», написанная им вскоре после окончания Первой мировой войны. Драматург открыто обвинял английских интеллигентов и верхушку общества в том, что Англия и вся Европа пережили ужасы войны, разруху и смерть. Литературные критики увидели в этом произведении влияние творчества Чехова и Ибсена. В этой сатирической драме присутствует символизм, гротеск и аллегории.
После войны Шоу стал все больше симпатизировать идеям социализма. До самой смерти он хвалил социалистическую Россию, считая ее примером для всех развитых стран. Он утверждал, что СССР идет единственно верным путем. К концу жизни Шоу полностью принял идеи сталинского режима, даже посетив Советский Союз в 1931 году.
Бернард Шоу пришел к выводу, что только через диктатора можно достичь порядка в стране и обществе. Но после того, как Гитлер стал лидером нацистов, писатель осознал свою ошибку.
В 1923 году драматург представил пьесу «Святая Иоанна», которую поклонники и критики признали одной из лучших в его творческом наследии. Главная героиня – Жанна д’Арк, ее жизнь, подвиги и мученическая смерть. Последующие произведения автора – «На мели», «Горько, но правда», «Женева», «Миллионерша» – не получили такого признания за жизни драматурга.
Автор разделял свои произведения на три категории – приятные, неприятные и для пуритан. Неприятные пьесы отражали ужасное социальное устройство, существовавшее в то время в Англии. Цель приятных пьес заключалась в том, чтобы развлечь зрителя. Произведения для пуритан должны были показать отношение самого автора к официальной лицемерной морали.
Свое отношение к этим пьесам Шоу выразил в предисловии к сборнику 1901 года. Он заявил, что не считает себя фанатиком и абсолютно не боится отображать в своих произведениях чувства, но он категорически против того, чтобы все события и действия героев происходили исключительно по любовным мотивам. По мнению Бернарда, если придерживаться этого принципа, то храбрость, доброта и великодушие проявляются только в случае, когда человек влюблен.
После смерти Бернарда Шоу его произведения стали пользоваться огромной популярностью. Они по-прежнему показываются на мировых театральных сценах и остаются актуальными по сей день. Некоторые из них были экранизированы, например, фильм "Миллионерша", основанный на одноименной пьесе Шоу. Этот фильм имел большой успех, в нем сыграли Ю.Борисова, В.Этуш, В.Осенева, Ю.Яковлев.
Личная жизнь
Бернард встретил свою будущую супругу, Шарлотту Пейн-Таунзенд, в Фабианском обществе. Она происходила из обеспеченной семьи, однако этот факт совершенно не интересовал молодого человека. Влюбленные поженились в 1898 году.
Шоу проявлял равнодушие к деньгам, поэтому, когда ему была присуждена Нобелевская премия по литературе в 1925 году, он отказался от нее. Деньги были получены посолом из Англии Артуром Даффом, который вскоре после этого вложил всю сумму в учреждение литературного фонда для переводчиков.
Личная жизнь писателя складывалась удачно, что подтверждается тем, что супруги прожили вместе 45 лет, пока Шарлотта не скончалась. Конечно, в каждом браке возникают разногласия между супругами, и Бернард с его женой не стали исключением. Иногда они ссорились, но ненадолго. У писателя не было детей.
Ходили слухи, что Музой Бернарда Шоу была известная актриса Стелла Патрик Кэмпбелл, для которой он написал свою пьесу «Пигмалион» с очаровательной Элизой Дулитл.
Смерть
Всю вторую часть своей жизни Бернард Шоу провел в Хартфордшире, в уютном двухэтажном доме, окруженном зеленью. Прожив там с 1906 года, он остался там до своей смерти в 1950-м.
По мере старения великий писатель потерял своих близких. В 1940 году ушла из жизни его любимая Стелла, которую нередко называли его тайной возлюбленной. Их чувства были взаимными. Через три года, в 1943 году, скончалась верная супруга Шарлотта. В последние месяцы перед смертью Бернард уже не вставал с постели, но он оставался полностью при сознании и мужественно встречал свою смерть.
Шоу умер 2 ноября 1950 года от почечной недостаточности. Ему было 94 года. По завещанию его тело было кремировано после смерти, и его прах был развеян вместе с прахом его любимой Шарлотты.
Долгое время Бернард Шоу был непризнанным, и его творчество оставалось в тени. Многие издатели отказывались печатать его произведения. Однако, несмотря на все трудности, он добился успеха и стал одним из самых популярных драматургов не только в Англии, но и по всему миру. Шоу понимал, что только движение в правильном направлении приведет к достижению целей и амбиций. Этот лейтмотив прозвучал почти во всех произведениях прославленного автора, который стал классикой драматургии еще при жизни.
Избранные произведения
- История об Андрокле и льве
- Удивительная княжна Аннаянска
- История о Великой Екатерине
- Повесть о Великолепном Бэшвиле и его верности
- История про воскресный день в Суррейских холмах
- Доктор перед трудным выбором
- Описание вступления в брак
- Горькая, но правдивая история
- Дон Жуан и его объяснения
- О доме, где разбиваются сердца
- История о другом острове Джона Булля
- Описание Женевы
- Золотые дни доброго короля Карла
- История об императоре и девочке
- Повесть о Инке Перусалемском
- Интерлюдия в театре
- Как он обманул её мужа
- Лечение с помощью музыки
- Повесть о майоре Барбаpа
- История о миллиардах Байанта
- Рассказ о миллионерше
- История о том, как оказаться на мели
- Возвращение к Мафусаилу
- О несбалансированном браке
- Новая игра — воздушный футбол
- Завершение истории "Цимбелин"
- Рыцарь ордена Виктории — О’Флаэрти
- Августус исполняет свой обязанности
- Огонь страсти
- Дебютная пьеса Фанни
- Пигмалион
- Почему она отказалась
- Притчи о далеком будущем
- Простачок с неожиданных островов
- Раскрытие тайны Бланко Поснета
- Знакомство по-деревенски
- Святая Иоанна
- Серенада
- Темная леди сонетов
- Тайна костюмерной
- Корзина с яблоками
- Человек и сверхчеловек
- Удивительная месть
- Шекс против Шо
- Шестеро из Кале