Бертольд Брехт – немецкий драматург, писатель и поэт, а также теоретик и организатор театра. Он внес значительный вклад в создание известного театрального коллектива, который носит название «Берлинский ансамбль».
Детство и юность
В прошедшем столетии произошло множество изменений и военных конфликтов. Научные открытия сменялись экономическими кризисами, и несмотря на все трудности, век подарил человечеству выдающихся личностей, создавших произведения искусства, которые стали наследием всего мирового культурного наследия. Среди этих гениев был и Бертольд Брехт, талантливый драматург, писатель и поэт, которого называли "Шекспиром" двадцатого века. Его произведения стали неотъемлемой частью театрального репертуара.
Ойген Бертольд Фридрих Брехт — это полное имя немецкого писателя. Его дата рождения — 10 февраля 1898 года, он родился в городе Аугсбурге в Германии. Отец мальчика, Брехт Бертхольд Фридрих, начинал свою карьеру как простой торговый агент и достиг должности директора бумажной фабрики. Мать, София Брецинг, также происходила из обеспеченной семьи, где ее отец был начальником на железнодорожной фабрике. Бертольд был первым и долгожданным ребенком у молодых родителей.
Согласно обычаям своего родного баварского городка, семья Брехтов была отнесена к зажиточным. Поэтому будущий писатель вырос в атмосфере буржуазного дома, где работала служанка, няня присматривала за детьми, домашние учителя занимались их обучением, а на праздники все получали очень дорогие подарки. Позже Ойгена послали в народную школу, при францисканском монастыре. После ее окончания Бертольд Брехт поступил в королевскую реальную гимназию в Баварии.
В августе 1914 года стало известно о том, что Германия вступает в войну. Пропаганда, которую поддерживали власти, оказала влияние на молодой ум Брехта. Он решил внести свой вклад и вскоре опубликовал «Заметки о нашем времени» в местной периодической печати, где рассказал о неизбежности войны. Через несколько месяцев, увидев ужасные цифры из фронта, Брехт почувствовал прозрение, что отразилось в его новом произведении «Современная легенда». В этом стихотворении рассказывается о горе матери, которая плачет над своим сыном, в то время как власти отправляют других на фронт.
В 1917 году, после окончания гимназии, Брехт поступил в Мюнхенский университет на медицинский факультет. Через год его призвали в армию, но благодаря усилиям отца ему удалось избежать фронтовой службы и попасть в военный госпиталь.
Творчество
Когда Бертольд работал санитаром, он не только спасал жизни раненым, но и увидел все ужасы войны. В его творческой биографии появилась «Легенда о мертвом солдате», которая вызвала громкий отклик не только у читателей, но и в литературном мире. Драматург выбрал сатирический стиль написания, рассказывая о приключениях молодого солдата, который был вытащен из могилы и объявлен пригодным к военной службе. В течение нескольких дней читатели «разобрали» стихотворение, превратив каждую фразу в цитату.
Вернувшись с фронта, Бертольд быстро адаптировался к жизни в университете. Медицина больше не привлекала его, и молодой студент перешел на философский факультет. Однако через два года его отчислили из-за постоянных пропусков. Причиной стал театр, который внезапно появился в его жизни и занял в ней значительное место.
Ситуация радикально изменилась, после вмешательства авторитетного критика из Берлина Герберта Иеринга. Его положительные отзывы вынудили театральных деятелей по-новому взглянуть на пьесы Брехта. После успешной постановки произведений Брехта на сценах Берлина, Мюнхена и других городов, театральные критики были раздельны в своих оценках, а власти выразили свое недовольство.
В это время одаренный поэт принимает решение возобновить свое образование в университете в Берлине и продолжить изучать философию. Кроме того, он работал в издательстве, что позволило ему обеспечить себя самостоятельно. В 1927 году читатели смогли приобрести новую книгу с его стихотворениями под названием «Домашние проведи». Брехт не мог отказаться от театра, и поэтому его часто видели в театре у Пискатора, где он занимался адаптацией сценариев.
В 1928 году Жозеф Ауфрихт, который недавно занял должность директора в Шиффбауэрдамм, предложил Брехту поработать над адаптацией пьесы Джона Гэя под названием «Опера нищих». Эта пьеса, написанная в XVIII веке, нуждалась в том, чтобы быть адаптированной для современной публики, и драматургу предстояло усердно поработать над этим. Бертольд с головой погрузился в эту работу, оставаясь верным первоначальному сюжету и лишь слегка изменяя его интерпретацию, а также добавляя персонажей по мере необходимости.
Готовая пьеса была названа «Трехгрошовая опера», а либретто для нее было написано Элизабет Гауптман на немецком. Режиссером постановки стал близкий друг Брехта, Эрик Энгель, в то время как музыку написал Курт Вайлем. Дебютная постановка вызвала у зрителей восторженную реакцию, и автор впервые почувствовал себя триумфатором после завершения работы.
До тридцатых годов двадцатого века Брехт и Энгель продолжали сотрудничать. Вместе они развивали теорию, которую создал сам драматург, и назвали ее "Эпический театр". Основной идеей теории стало объединение эпического повествования, часто ведомого от лица автора или нейтрального персонажа, с действием. "Эпический театр" предназначался изменить представление зрителей о сути "театра", устранить стерильность и пафос. Также приветствовалось взаимодействие с аудиторией во время постановки.
Когда идея руководства впервые возникла, ни руководство, ни публика не были готовы к инновациям. Только к четыремдесятым годам Бертольд Брехт основал свой собственный театр, где он мог воплотить свои идеи и внести изменения. Несколько лет спустя его идеи были приняты ведущими театрами по всему миру.
1935 год. В Германии происходит радикальное смена правления. Вместе с Адольфом Гитлером национал-социалисты вступают во власть. Учитывая, что у Брехта ранее были опубликованы антирежимные произведения, ему лишают гражданства Германии.
В то время драматурга спасло только то, что за два года до этого он переехал в Вену со своей семьей. Позже они перебрались в Цюрих, но и там им не оказалось так комфортно, как они ожидали, и они задумались о новом переезде. И выбор пал на Данию. В то время как фашисты сжигали его коллекцию ценных книг, семья Брехта направилась в уединенную рыбацкую деревню.
Строгая, но великолепная северная природа вдохновляет на создание удивительных произведений, таких как «Мамаша Кураж и ее дети» и «Страх и отчаяние в Третьей империи». Брехт также улучшил свой первоначальный вариант «Жизнь Галилея». В 1939 году семья вынуждена была переехать из-за гонений на их творчество, которые нельзя было игнорировать, и которые угрожали всей семье. Гонения поддерживал не только правительство, но и сам король Кристиан X.
После отказа в американской визе Бертольд Брехт направился в Финляндию, где спустя несколько лет также пришлось бежать от нацистской коалиции. Однако успешное прошение в Американское посольство позволило ему покинуть Европу на шесть лет. В этот период он написал такие произведения, как «Кавказский меловой круг», «Добрый человек из Сезуана», «Швейк во Второй Мировой войне» и «Сны Симоны Машар».
Возвращение
Когда Бертольд Брехт вернулся в свою родную страну в 1947 году, он поселился в социалистической ГДР. Наконец-то его мечта осуществилась, и он смог работать без ограничений, давления и преследований. Сразу же после возвращения драматург основал новый театр, который получил название «Берлинер ансамбль». Первое представление, поставленное в этом театре, было удостоено Национальной премии ГДР. Это была постановка «Мамаша Кураж и ее дети».
Если в начале не возникало вопросов, то дальнейший репертуар подвергался тщательной критике. Бертольда обвиняли в "пацифизме", "космополитизме" или "формализме". Однако это не помешало писателю стать членом Академии искусств в ГДР в 1950 году и занять должность вице-президента через четыре года.
В 1954 году драматургу была вручена Международная Сталинская премия за "укрепление мира между народами". Тогда же была написана его последняя литературная работа — пьеса "Турандот".
С давних времен и до наших дней личная жизнь драматурга привлекает внимание исследователей. Брехту посвящено множество литературных работ. Российский автор Юрий Оклянский назвал свою книгу «Гарем Бертольда Брехта». В книге английского автора Джона Фуэджи можно найти интересные факты из биографии драматурга.
Например, он утверждает, что у Брехта было много любовниц, которые в разной степени были соавторами его произведений. Автор исследования считает, что большую часть «Трехгрошовой оперы» написала Элизабет Гауптман, которая была переводчицей оригинала. Маргарет Штеффин, работавшая стенографисткой, также принимала участие в создании «Доброго человека из Сезуана». А актриса Рут Берлау была involved в написании «Снов Симоны Машар».
Доказать, что девушки принимали участие в работах известного писателя, вряд ли получится, но многие знали об его многочисленных любовницах. При этом законные жены проживали рядом с ним на протяжении всей его жизни.
Марианна Цофф стала первой женой Брехта. Она была певицей и актрисой, и была старше своего мужа на пять лет. В 1922 году они поженились, и Марианна заботливо ухаживала за мужем, создавая домашний уют. Через год у них родилась дочь Ханна, которая стала актрисой, как и ее мать.
Брак закончился разводом из-за новой любви драматурга, Елены Вайгель, также актрисы, которая родила ему сына Штефана в 1924 году. Они зарегистрировали официальный брак только в 1929 году. Через год родилась дочь Барбара, повторившая путь матери.
У Бертольда Брехта родился незаконный сын от Паулы Банхольцер по имени Франк в 1919 году, в которую писатель был глубоко влюблен.
Смерть
Парадоксально, но после того, как драматург наконец получил возможность свободно выражать свои мысли и заслужил мировое признание, его здоровье начало ухудшаться. Возможно, годы эмиграции, стрессы и постоянные переезды из-за гонений также сказались на его состоянии. В 1956 году Брехт все-таки решил поставить на сцене пьесу «Жизнь Галилея». Он проводил много времени в своем театре на репетициях, в результате чего перенес инфаркт. Сам он уверял, что это всего лишь небольшое недомогание, и не пошел к врачу.
Бертольд совместно со своей семьей отправился в короткий отпуск. После его окончания он с великим усердием принялся за осуществление своего плана. В начале августа драматург вновь почувствовал ухудшение своего состояния, и вызванный врач поставил диагноз обширного инфаркта. 14 августа 1956 года писатель и театральный деятель Бертольд Брехт умер.
Его могила находится на Доротеенштадском кладбище. Согласно его завещанию, над могилой не произносили традиционных речей, а на самом памятнике нет ничего, кроме его имени. Рядом стоит точно такой же серый могильный камень с другим именем. Елена Вайгель пожелала быть похороненной рядом с мужем.