Альфред Шнитке: биография и творчество, интервью-воспоминания о композиторе

Альфред Шнитке: биография и творчество, интервью-воспоминания о композиторе

Супруга — Ирина Шнитке. Дети — Андрей Шнитке. Родители — Гарри Викторович Шнитке, Мария Иосифовна Шнитке.

Вена, Гамбург, Лондон, Амстердам, Будапешт, Загреб – важные события выдающихся произведений Альфреда Шнитке проходили по всей Европе. Он был одним из советских, а позднее российских композиторов, чье творчество востребовано не только на родине, но и широко за границей.

Многогранный талант в сочетании с неповторимым авторским стилем, зародившимся на любви к музыке Малера, Шостаковича, Брукнера, многонациональность и мультикультурность личности делают Альфреда Шнитке величайшим творцом современности.

Детство и юность

Альфред Гарриевич Шнитке, знаменитый музыкальный революционер, появился на свет 24 ноября 1934 года в городе Энгельсе, который находится в живописном Поволжье, в настоящее время — Саратовская область. Родители будущего композитора были немецкого происхождения, поэтому мальчик начал говорить на этом языке еще в детстве.

Музыкальная биография Альфреда Шнитке начинается в 1946 году, когда ему было 12 лет и его отдали учиться музыке. В это время семья жила в Вене, и отец будущего композитора работал корреспондентом в местном издательстве новостей.

В возрасте 15 лет Альфред выбрал дирижерско-хоровое отделение и пошел учиться в Московское музыкальное училище. Именно в это время он начал писать свою собственную музыку.

Через четыре года, в 1953 году после окончания училища, Альфред Шнитке решает поступить в Московскую консерваторию, где проходит основной курс, а затем поступает в аспирантуру. После окончания обучения, в этом же учебном заведении будущий композитор преподает инструментовку с 1961 по 1972 годы.

Личная жизнь

Альфред Гарриевич Шнитке вступил в брак дважды. Сначала он был женат на музыковеде Галине Ивановне Кольциной (1933-1987) с 1956 по 1959 годы. После развода Шнитке встретил Ирину Федоровну Шнитке (девичья фамилия Катаева, род. 1941), которая стала его второй женой.

Их знакомство произошло, когда Шнитке преподавал уроки фортепиано и готовил Ирину к поступлению в Институт им. Гнесиных. Влюбленные поженились в 1961 году, а в 1965 году родился их сын Андрей.

Альфред Шнитке

Альфред Шнитке – один из тех удивительных людей, которые добились признания еще при жизни

В 1986 году он был удостоен Государственной премии РСФСР, а спустя год получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

По приглашению коллег из Германии, в 1990 году Шнитке переехал в эту страну, где начал преподавательскую деятельность в Гамбургской высшей музыкальной школе, а также активно сотрудничал с оперными и балетными труппами. В связи с нестабильной ситуацией в России и внезапным инсультом, Альфред Гарриевич принял решение о принятии гражданства Германии.

После нового инсульта в 1994 году, который парализовал правую половину его тела, композитор продолжал творить. Для обеспечения этой возможности специально был разработан прибор, который позволял Шнитке записывать ноты, используя только левую руку, так как он был прикован к постели.

Благодаря удачной конструкции была создана Девятая симфония. Гениальный композитор скончался 3 августа 1998 года. Альфред Гарриевич Шнитке похоронен в столице России, на Новодевичьем кладбище.

Интересные факты

Краткая жизнь великого музыканта не вмещает в себя все важные моменты и особенности его личности. Его творчество отличалось утонченностью и оригинальностью, и не всем это было понятно.

Например, во время запланированного исполнения Второго скрипичного концерта в Воронеже, его отменили в последний момент, ссылаясь на болезнь исполнителя, хотя это было ложью. Вечером предполагаемого концерта скрипач и дирижер, уже одетые для выступления, стояли возле зала, чтобы дать понять, что причина отмены связана с идеологическими разногласиями.

Вся музыка для кинокартины «Белорусский вокзал» была написана Альфредом Гарриевичем, но основная композиция «Нам нужна одна победа» принадлежит Б. Окуджаве. Шнитке сделал аранжировку и предложил идею включения песни в заключительные кадры фильма.

Известный балетмейстер Джон Ноймайер был ярым поклонником творчества Альфреда Гарриевича и поставил балеты, завоевавшие сердца публики – «Отелло» и «Трамвай «Желание»» на музыку, созданную им. Встретившись лично с композитором в 1985 году, Ноймайер заказал у него балет «Пер Гюнт», который дебютировал в Гамбурге зимой 1989 года.

В 2015 году была представлена вторая версия произведения. Посвященный композитору Шнитке, балет под названием «Звуки пустых страниц» был поставлен хореографом в его память. Премьера этого балета состоялась в 2001 году в Мариинском театре.

Альфред Шнитке

Музыкальные произведения Альфреда Шнитке пользуются популярностью как в странах, которые ранее входили в состав СССР, так и за её пределами

Композицию с названием «Вариации на один аккорд» Альфред Гарриевич написал специально для выступления своей второй жены Ирины на концерте современной музыки, который проходил в Гнесинке в 1965 году. В 1977 году его пригласили работать над постановкой оперы «Пиковая дама» в Парижскую оперу. Режиссером спектакля был Юрий Любимов, а художником и композитором – Дмитрий Боровский и сам Альфред Шнитке.

Музыканты предложили совершенно новую и обновленную интерпретацию спектакля, тщательно переработав музыкальную партию и либретто, добавив в произведение цитаты из произведений Пушкина. Это вызвало недовольство Александра Жюрайтиса, который занимал должность дирижера Большого театра. Он написал разрушительную статью, что стало причиной скандала в советской прессе.

Любимову было запрещено покидать страну. Он не смог присутствовать на генеральной репетиции, и администрация театра отказалась поставить оперу «Пиковая дама» в его интерпретации с Шнитке. Это произошло только через 13 лет в Карлсруэ (1990), затем через три года в Бостоне и еще спустя четыре года – в Москве.

Главным поклонником творчества Шнитке был Ю. Башмет. Он первым исполнил Концерт для альта с оркестром, и именно под его руководством в России впервые прозвучала 9-ая симфония.

Коллеги-современники по-разному относились к работам Альфреда Гарриевича. Например, С. Губайдулина и Э. Денисов разделяли его взгляды и положительно отзывались о нем, в то время как Р. Щедрин и Д. Шостакович высказывались положительно, а Г. Свиридов наоборот, крайне негативно относился к творчеству композитора.

Альфред Шнитке

Наследие Альфреда Шнитке в области творчества огромно и оставлено потомкам

Учебное заведение, где великий музыкант получал образование в молодости, было переименовано в Московский институт музыки имени А. Г. Шнитке в 1999 году. Сам композитор лично согласился на установку своего имени на этом учреждении. В 1998 году на базе этого университета был создан Шнитке-центр, а в 2001 году открылся единственный в своем роде музей великого музыканта.

По словам второй жены Альфреда Гарриевича, он был идеальным как супруг и как личность в целом — добрым, справедливым, заботливым и чрезвычайно честным. Для Шнитке самым великим композитором всех времен был И.С. Бах.

Творчество

Великий музыкант оставил своим потомкам огромное наследие: 20 концертов, 9 симфоний, балеты, оперы, вокальные и камерные произведения, а также музыкальные аранжировки к спектаклям и кинолентам.

Большинство творческих тем великого композитора посвящены внутреннему миру человека – поиску смысла жизни, эмоциям, переживаниям. Шнитке считал, что ирония и трагизм в жизни неразделимы, и это тонко отражалось в его музыке. Уникальный музыкальный стиль Шнитке начал формироваться в 60-е годы.

Алеаторика

Композитор в числе первых использовал метод алеаторики в СССР, что позволило интерпретаторам импровизировать. Первая симфония, написанная в 1974 году, была создана с применением алеаторики и посвящена дирижеру Геннадию Рождественскому, который первым ее исполнил.

Несмотря на то, что симфония прошла все согласования, ведущие филармонии СССР, включая московскую и ленинградскую, не рискнули представить настолько радикальную музыку публике. Дебютное исполнение произведения прошло в Нижнем Новгороде.

В 1972 году на всесоюзном конкурсе балета была показана премьера – первого балета Шнитке, идея постановки, хореография и либретто которого принадлежали театральному режиссеру Владимиру Васильеву.

Полистилистика

В 70-е годы Альфред Гарриевич вводит новое понятие в музыкальную терминологию — «полистилистика». Принцип этого понятия заключается в использовании несочетаемых направлений в его творчестве — Вагнера и Глинка, Баха и нововенской школы.

В интервью музыкант рассказывает, что его Фортепианный квинтет, написанный в 1972 году в память о матери, в 1975 году достигает размеров настоящего «Реквиема». Через несколько лет он начинает цикл Concerto Grosso.

Новые произведения отличаются идеей не простого взаимодействия солиста и оркестра. Партитуру к Concerto Grosso №1, написанную в полистилистике, создатель впоследствии часто использовал для написания музыки к фильмам.

Творчество А. Шнитке

Творчество композитора Альфреда Шнитке поражает своей уникальностью и искусством совмещать различные музыкальные направления.

Цикл симфоний и концертов

В периоде 70-80-х годов Шнитке ушел к истокам музыки, духовной и народной песни. В результате он создал «Der Sonnengesang des Franz von Assisi», основанный на текстах Франциска Ассизского, а также «Миннезанг» для 52-х хористов, основанный на поэзии германских рыцарей средневековья.

Посещение монастыря Сан-Флориан в Австрии, где покоится А. Брукнер, послужило вдохновением для рождения Второй симфонии. Впечатления от красоты католической «невидимой мессы» легли в основу новой симфонии, звучащей на фоне хора.

Третья симфония отражала его видение немецкой музыки, в то время как Четвертая стала ярким воплощением великого плана, объединившего различные вероисповедания. Альфред Гарриевич величественно показал вечный принцип «Единого Бога», совмещая в произведении стиль православной, протестантской, католической и синагогальной музыки.

В 1983 году была написана кантата по произведению бессмертного Гете «История доктора Иоганна Фауста». Идея написания музыки не давала покоя композитору на протяжении нескольких лет.

Он решил отказаться от создания оперы, так как считал, что музыка будет несоответствующей оригиналу. Основой для создания кантаты послужили заключительные главы «Народной книги» И. Шписа. Опера по произведению Гете была готова только через 11 лет, а кантата вошла в ее 3-й акт.

А. Шнитке

Андрей Шнитке никогда не расставался с своей партитурой, посвящая все свое время любимой работе

Концерт № 1 для виолончели с оркестром был создан в 1986 году, став первым произведением композитора после инсульта. Изначально планировалось другое завершение Концерта, но Шнитке дополнил финальную композицию и использовал микрофон для усиления звучания виолончели.

Созданный в 1987 году Concerto grosso №4 и 5-ю Симфонию композитор объединил в одно произведение, соединив под призмой его оригинального восприятия на сочинения Г. Малера два судьбоносных для себя жанра.

В 80-е были написаны несколько выдающихся произведений для хора:

  • Три хора по православным молитвам (1984).
  • Концерт на стихи Г. Нарекаци для смешанного хора (1985).
  • «Стихи покаянные» (1987).

В 90-е годы Андрей Шнитке создал:

  • Концерты гроссо №5 и №6,
  • 2 сонаты для фортепиано,
  • 4 симфонии, включая 9-ю,
  • оперы «Жизнь с идиотом» и «Джезуальдо».

Чужой среди своих

«Я, композитор с русскими корнями…»

Этот заголовок был выбран для фильма-биографии великого музыканта, выпущенного в 1990 году. Альфред был наполовину евреем, наполовину немцем, родившимся в семье, где говорили только на немецком языке. Какой самоидентификацией обладал этот талантливый человек?

Отец Альфреда, Гарри Викторович, несмотря на свою немецкую фамилию, был евреем по национальности, родился во Франкфурте-на-Майне и переехал в Россию с родителями в возрасте 12 лет. С 1930 года семья проживала в Энгельсе (тогда Покровск), где тогда проживала крупная немецкая община.

Именно там он встретил свою маму, Марию Иосифовну Фогель, немку по национальности, чья мать совершенно не знала русского языка. С отцом будущий композитор общался на русском языке, а с матерью – на немецком.

Фамилия Шнитке

В возрасте 16 лет, когда Альфред Шнитке получил свой паспорт, он указал свою национальность как «еврей». Впоследствии сам музыкант признавался, что не чувствовал себя ни немцем, ни евреем, ни русским. Даже несмотря на закономерность своей жизни в Германии, эта страна стала его последним пристанищем лишь по воле случая.

В 1989 году А. Шнитке получил предложение поработать в Гамбурге, и музыкант с женой быстро согласились и уехали. В 1991 году за ними последовала их семья со сыном. Изначально планировалось, что семья Шнитке не задержится в Германии надолго и вернется в российскую столицу.

Однако два инсульта, которые постигли великого музыканта, помешали выполнить задуманное — он находился под постоянным контролем врачей. Семья Шнитке до сих пор живет в Германии.

Проклятие 9-й симфонии

Мифическое проклятие 9-й симфонии объединяет композиторов: Дворжак, Брукнер, Шуберт, Малер, Бетховен… Для каждого из них она стала последней в их жизни. Альфред Шнитке, увы, не смог избежать этой участи.

Он создавал свою симфонию, будучи тяжелобольным, парализованным с правой стороны тела и практически неспособным говорить. Поэтому партитура требовала значительной доработки и толкования.

Альфред Шнитке с женой Ириной

Текст перефразирован и сохранена HTML-разметка: Альфред Гарриевич вместе со своей второй женой, Ириной Федоровной,

Летом 1998 года в Москве состоялась премьера симфонии, расшифрованной и исполненной другом Шнитке — Г. Рождественским. После того, как Альфред Гарриевич посмотрел исправленную партию и послушал запись концерта, он был крайне разочарован и не позволил исполнять симфонию в таком виде.

Таким образом, неожиданно и печально завершилось не только долгое сотрудничество (Шнитке написал для Рождественского более 30 произведений), но и теплая дружба двух гениев — композитора и дирижера. Близкие Альфреда Гарриевича вспоминали, что это потрясение стало причиной его внезапной смерти.

После того, как Ирина Федоровна попросила Н.С. Корндорфа воссоздать Девятую симфонию по партитуре её супруга, в процессе работы над интерпретацией случилась трагическая смерть Николая Сергеевича. Позже вдова обратилась к А. Раскатову с этой же просьбой, и его вариация была впервые исполнена 16 июля 2007 года.

Фильм Белорусский вокзал

Альфред Шнитке создал музыку для более чем 60 отечественных кинофильмов, что великолепно подчеркивает его талант. Но, несмотря на это, его жизнь была связана не с 9-й симфонией, а с кантатой для оперы по произведению Гете. После завершения этого произведения, у композитора произошел серьезный инсульт, который был последним, и не дал Шнитке шанса на выздоровление.

Музыка Шнитке в кино

Невозможно представить себе советский кинематограф без фильмов, в которых звучат трогательные композиции Альфреда Шнитке. За период с 1961 по 1984 год гениальный композитор написал музыку к более чем 60 фильмам. К таким известным работам относятся:

  • «Вызываем огонь на себя»;
  • «Комиссар»;
  • «Дядя Ваня»;
  • «Белорусский вокзал»;
  • «Горячий снег»;
  • «Восхождение»;
  • «Маленькие трагедии»;
  • «Фантазии Фарятьева»;
  • «Экипаж»;
  • «Сказка странствий»;
  • «Мертвые души» и другие.

Голливуд также не остался в стороне, и в зарубежных кассовых фильмах зачастую звучали произведения талантливого музыканта. Это известные всем:

  • «Куда приводят мечты»;
  • «Остров проклятых»;
  • «Лобстер».

Альфред Шнитке

Московский музыкальный институт присвоил свое имя А.Г. Шнитке с его согласия, в этом учебном заведении обучался великий композитор

Частые вопросы

Всегда вызывал интерес у поклонников творчества легендарного Альфреда Шнитке вопрос о том, связано ли создание 9-ой симфонии с заболеванием композитора. Однозначно ответить на него сложно, но верующие в потусторонние силы находят много подтверждающих их влияние доказательств.

Посетившие концерты музыки Шнитке или прослушавшие ее с подручных средств удивляются, как ему удавалось сочетать несочетаемое? Гениальный композитор тонко чувствовал стили, умел отражать глубокую сущность человеческой натуры, переливая ее через свое мировоззрение и творчество известных коллег.

Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий