Бланш Дюбуа — описание персонажа из Трамвая Желания
Бланш Дюбуа — выдуманный персонаж из пьесы "Трамвай "Желание"", написанной Теннесси Уильямсом, за которую он получил Пулитцеровскую премию в 1947 году. Этот персонаж изначально был создан для Таллулы Бэнкхед, но стал широко известен благодаря киноверсии пьесы, снятой Элией Казаном в 1951 году, в которой главные роли исполнили Вивьен Ли и Марлон Брандо.
Происхождение
Бланш Дюбуа, оказавшаяся без средств и дома, приезжает в Новый Орлеан. Несмотря на своё плачевное финансовое состояние, она старается вести себя как дама из высшего общества. Бланш останавливается у своей сестры Стеллы и её мужа Стэнли Ковальски.
Когда-то она была учительницей и выросла в богатой семье, но после смерти родственников и потери наследства, которым она делилась со Стеллой, ей пришлось покинуть родное поместье Бель-Рив. В ходе сюжета также раскрывается, что много лет назад её муж, Аллан Грей, совершил самоубийство после того, как Бланш застала его в интимной связи с другим мужчиной. В попытках справиться с горем, Бланш вступала в серию незначительных романов, что в итоге привело к её изгнанию из родного города Лорел, штат Миссисипи, где её оклеветали как женщину с лёгкими нравами после связи с семнадцатилетним молодым человеком.
За фасадом общественной надменности и сексуальной чистоты, Бланш скрывает глубокое чувство неуверенности. Она — зрелая красавица с Юга, которая постоянно беспокоится из-за увядания своей красоты и опасается того, как её внешность воспринимают другие. Она нервничает и постоянно движется. Её манеры нежны и хрупки, а её одежда состоит из ярких, но изношенных вечерних нарядов, как указано в сцене 10: «Она надела слегка запачканное и помятое вечернее платье из белого атласа и изношенные серебряные туфли с драгоценными камнями на каблуках».
Бланш страстно избегает яркого света и даже покрывает лампочку бумажным абажуром. Она часто принимает ванны и во время пребывания у Стеллы расходует множество флаконов духов.
Сюжет
С самого начала Бланш удивлена тем, насколько бедным является жилище её сестры и насколько груб её муж. Внешность Бланш ярко контрастирует со скромным домом Стеллы, что предвещает её невозможность адаптироваться в мире, где господствуют патриархальные ценности, которые представляет Стэнли.
Она называет Стэнли обезьяной и упрекает Стеллу за то, что та вышла замуж за насильственного и животного по натуре человека. Бланш не скрывает своего презрения к Стэнли и к жизни, которую он обеспечивает её сестре, что лишь повышает его гордость. Со своей стороны, Стэнли возмущён высокомерием Бланш и убеждён, что она растратила долю Стеллы от продажи родового имения. Персонаж Бланш вызывает чувство двойственности, так как она постоянно ищет алкоголь, а её преувеличенные манеры вызывают подозрения.
Бланш встречается с другом Стэнли, Гарольдом «Митчем» Митчеллом, который отличается от Стэнли своей вежливостью и порядочностью. Однако, когда Стэнли узнает о прошлом Бланш от проезжего торговца и раскрывает это Митчу, его шанс на счастье рушится.
Митч узнает, что Бланш многократно появлялась в гостинице с плохой репутацией и развлекала мужчин способами, которые не подходят ей в отношениях с Митчем. Он также узнает, что она не добровольно ушла с работы учительницы, а была уволена за неподобающие отношения с несовершеннолетним учеником. После этого Митч прекращает отношения с Бланш. В ответ она начинает много пить и уходит в мир фантазий, где представляет, что её бывший возлюбленный, миллионер по имени Шеп Хантли, собирается забрать её.
Во время родов у Стеллы, Бланш и Стенли остались наедине в квартире. Стенли, находившийся в состоянии алкогольного опьянения, проявил свою доминирующую натуру и совершил акт насилия над Бланш. Этот инцидент заставил Бланш потерять нервы в сочетании с отсутствием поддержки со стороны Стеллы. В заключительной сцене пьесы добродушная надзирательница и врач забирают Бланш в психиатрическую лечебницу. Несмотря на её сопротивление, Бланш с улыбкой соглашается и теряет связь с реальностью. В этот момент она обращается к доктору словами:
< title >"Кто бы ты ни был… Я всегда зависела от доброты незнакомых людей".
Образ
Бланш Дюбуа, персонаж известной пьесы, была оживлена во многих театральных постановках и фильмовых адаптациях.
За исполнение роли Бланш в оригинальной постановке на Бродвее, Джессика Тэнди была удостоена премии Тони. Роль Бланш в национальном турне под режиссурой Гарольда Клурмана исполнила Ута Хаген.
В лондонской постановке образ Бланш также сыграла Вивьен Ли под руководством её тогдашнего супруга Лоуренса Оливье. Ли повторила свою роль в кинематографической адаптации 1951 года под руководством Элии Казана и за эту работу получила свою вторую премию "Оскар".
В 1956 году Таллула Бэнкхед, близкая подруга автора пьесы Уильяма, сыграла роль Бланш, которая вдохновила его на создание этого персонажа. Изначально она не хотела принимать участие в спектакле, а продюсеры опасались, что её сильная актёрская игра может быть излишней для хрупкого персонажа. Но когда она наконец сыграла роль в 1956 году, некоторые критики подтвердили эти опасения, считая её игру слишком сильной, но сам Уильямс назвал её исполнение "героическим".