Роберт Аллен Циммерман, более известный как Боб Дилан, — легендарный американский музыкант, который также занимается живописью, литературой и киноискусством. Его влияние на музыкальную культуру простирается на протяжении последних шестидесяти лет. В 2016 году он был удостоен Нобелевской премии по литературе за вклад в американскую песенную традицию через создание новых поэтических выражений. Среди известных хитов Дилана можно назвать песни «Knockin on Heavens Door» и «All Along the Watchtower».
Детство
Боб Дилан, настоящее имя которого — Роберт Аллен Циммерман, появился на свет 24 мая 1941 года в городе Дулут, штат Миннесота, в госпитале Святой Марии. Своё детство он провел в Хиббинге — крупном горном районе Месаби. У него также есть младший брат по имени Дэвид.
Его дед и бабушка по отцовской линии, Зигман и Анна Циммерман, эмигрировали из Одессы после антисемитского погрома 1905 года. Бабушка и дедушка по материнской линии, Бен и Флоренс Стоун, были литовскими евреями и переехали в США в 1902 году. В своей автобиографии Дилан упоминал, что девичья фамилия его бабушки была Киргиз, и что её семья происходила из города Кагызман, провинции Карс в северо-восточной Турции.
Родные Дилана — Абрам Циммерман, владелец магазина электроприборов, и Беатрис (Битти) Стоун — были частью небольшой, но сплоченной еврейской общины. После того, как его отец заболел, семья переехала в Хиббинг, где Роберт провел оставшуюся часть своего детства. Еще с детских лет он проявлял интерес к музыке — от блюза и кантри, которые он слушал по радио, до рок-н-ролла в подростковом возрасте.
По приезде в Хиббинг, Роберт начал играть на гитаре и губной гармошке, а также писать стихи. Он активно участвовал в школьных музыкальных мероприятиях и выступал в местных клубах и барах, не смотря на небольшую аудиторию.
В 1959 году Роберт поступил в университет, но продолжал уделять время музыке, выступая в клубах Миннеаполиса. Именно тогда он впервые использовал псевдоним Боб Дилан, выбрав его, по одной из версий, в честь валлийского поэта Дилана Томаса.
Когда Боб Дилан учился в средней школе Хиббинга, он играл в нескольких аматорских группах. Вместе с коллективом The Golden Chords они исполняли кавер-версии песен Литл Ричарда и Элвиса Пресли. На одном из школьных талант-шоу их выступление было так громким, что директору пришлось выключить микрофон. Будущий музыкант был присутствовал на выступлении Бадди Холли в Дулуте за три дня до его смерти; Дилан позже вспоминал, что в тот момент почувствовал особую связь с артистом.
После окончания школы альбом выпускника был назван «Роберт Циммерман: присоединиться к Литл Ричарду». Используя псевдоним Элстон Ганн, он устроил встречи с певцом Бобби Ви, чтобы продемонстрировать свои музыкальные способности. В сентябре 1959 года Циммерман переехал в Миннеаполис и поступил в Миннесотский университет, где он вступил в еврейскую общину Sigma Alpha Mu и стал активным участником фолк-сцены Динкитауна.
В период учебы в университете Роберт Циммерман решил использовать псевдоним «Боб Дилан». В своей автобиографии он отметил, что выбрал менее известную фамилию Диллон после знакомства с творчеством поэта Дилана Томаса.
Захватывающая страсть к творчеству полностью захватила молодого Роберта Циммермана, что в итоге привело его к решению оставить университет и полностью посвятить себя музыке. В 1961 году он переехал в Нью-Йорк, где началась новая глава его жизни. Здесь Дилан погружается в атмосферу сцены, заводит знакомства с выдающимися исполнителями того времени и постепенно становится частью музыкальной индустрии. Ему даже удалось поболтать с Вуди Гатри, легендой и вдохновителем его молодости.
Творчество Дилана привлекало внимание не только любителей фолк-музыки. Однажды на его выступлении присутствовал музыкальный критик Роберт Шелтон, чьи восторженные отзывы помогли ему заключить контракт с Columbia Records. В 1962 году вышел первый альбом под названием «Боб Дилан», включающий в себя новые интерпретации фолк и блюзовых композиций, а также несколько авторских песен. После успешного дебюта Дилан официально принял своё артистическое имя.
В 1963 году он выпустил свой второй альбом «Вольный Дух Боба Дилана», пропитанный духом политических протестов. Несмотря на то, что Дилан уже интересовался рок-н-роллом, под давлением менеджера песни были записаны в акустическом стиле. Альбом был восторженно встречен публикой, а композиция «Бловин’ ин зе Винд» стала символичным гимном в борьбе за права афроамериканцев.
В 1964 году произошло двойное событие: выход альбомов «The Times They Are a-Changin’», сохранившего протестный дух, и второго, содержащего авторские композиции в стиле ритм-энд-блюз. Сложные поэтические тексты песен отражали глубокое увлечение Дилана мировой литературой. Популярность певца стремительно возрастала, его фотографии украшали стены меломанов, и каждое выступление становилось значимым событием.
1965 год стал поворотным моментом в карьере Дилана: он начал экспериментировать с фолк-роком, выпустив альбом «Bringing It All Back Home» с новой аранжировкой уже известных песен. Несмотря на смешанные отзывы поклонников, Дилан продолжал исследовать рок-жанр, записав альбом «Highway 61 Revisited». Песня «Like a Rolling Stone» предвещала новый этап его карьеры.
В 1966 году Боб Дилан попал в серьезное дорожно-транспортное происшествие на мотоцикле, из-за которого ему пришлось уйти из публичной жизни. В это время он занимался написанием новых песен и исследованием различных музыкальных стилей. В 1967 году вышел альбом «Джон Уэсли Хардинг», который смешивал в себе элементы рока и кантри, заложив основы для жанра кантри-рока. Новый стиль не сразу нашел отклик у фанатов, но привлек внимание новых поклонников среди любителей кантри.
Переехав в Нэшвилл, культурную столицу кантри, Дилан продолжал экспериментировать, изменяя свой стиль исполнения и тембр голоса. Вместе с Джонни Кэшем он записал альбом «Нэшвилльское небесное небо». Начало 1970-х годов было отмечено слухами о творческом кризисе Дилана. Несмотря на трудности, он выпустил альбом «Новое утро», который стал долгожданным хитом.
В 1974 году был выпущен альбом «Planet Waves», после чего Дилан отправился в грандиозное турне по Америке. Его последующая пластинка «Blood on the Tracks» была чрезвычайно личной и принесла огромный успех.
Альбом «Slow Train Coming» 1979 года отразил новое увлечение Дилана — христианской тематикой. Он воздвигался против порнографии и проституции, а его композиция «Gotta Serve Somebody» была удостоена премии «Грэмми». Новое направление Дилана не нашло поддержки среди поклонников, и его концерты, где он отказывался исполнять известные хиты, встречали скепсис.
Несмотря на убывающий интерес к его творчеству, Боб Дилан продолжал активно выступать в турне. В 1985 году его выступление в Москве оказало огромное влияние на развитие советской рок-сцены. Стиль исполнения Дилана вдохновил таких музыкантов, как Борис Гребенщиков и Майк Науменко, которые только начинали свою карьеру.
В 1988 году Дилан начал свое бесконечное турне, получившее название Never Ending Tour, которое продолжается до сих пор. Особенно запомнилось выступление 2007 года в рамках тура, которое прошло в Дэйтоне, штат Огайо, и было очень заметным.
Примерно в то же время Дилан вместе с Джорджем Харрисоном, Томом Петти, Роем Орбисоном и Джеффом Линном создал супергруппу The Traveling Wilburys. За два года существования группа выпустила два альбома.
В своем альбоме "World Gone Wrong" Дилан вернулся к истокам своего стиля, представив авторскую интерпретацию нескольких национальных хитов. Критики и поклонники тепло отзывались о балладе "Lone Pilgrim".
В 1997 году Дилан пережил серьезные проблемы со здоровьем, связанные с сердцем, что привело к его госпитализации. Однако, к счастью, все закончилось благополучно. В этом же году он посетил проповедь папы римского в Болонье, где прозвучали слова его знаменитой композиции "Blowin’ in the Wind".
Также в 1997 году Дилан был приглашен на встречу с тогдашним президентом США Биллом Клинтоном и был удостоен награды Центра Кеннеди за свой вклад в культуру.
Вследствие этого признания, Дилан скоро выпустил альбом «Time Out of Mind», который был тепло встречен критиками и поклонниками. В 1999 году он был удостоен премии «Оскар» и «Золотого глобуса» за композицию «Things Have Changed» из фильма «Вундеркинды».
В 2001 году был выпущен альбом «Love and Theft», демонстрирующий разносторонность таланта Дилана, на этот раз в образе джазмена. Альбом «Modern Times», вышедший в 2006 году, также имел успех, несмотря на более грубый голос музыканта из-за возрастных изменений. За этот альбом он получил премию «Грэмми» как лучший сольный рок-проект.
В течение 2016 года Дилан получил высшую литературную награду — Нобелевскую премию за свой значительный вклад в песенное искусство. Однако в тот вечер он не смог принять участие в церемонии вручения, так как у него было запланировано выступление в Лас-Вегасе.
Кино и литература
На старте своего творческого пути Боб Дилан интересовался не только музыкой, но и литературой. В 1966 году он опубликовал экспериментальный роман «Тарантула», который был написан в стиле потока сознания. Вопреки сравнению самого Дилана своего произведения с «Пишу, как пишется» Джона Леннона, критики относились к книге скептически. К 2003 году «Тарантула» даже вошла в список «5 самых непонятных предложений из книг, написанных музыкантами».
В 2004 году Дилан вернулся к литературному творчеству с выпуском своей автобиографии «Хроники», посвященной его первому году жизни в Нью-Йорке. В отличие от «Тарантулы», этот труд оказался более успешным, заняв второе место в списке бестселлеров The New York Times и получив номинацию на Национальную книжную премию США.
Помимо литературы и музыки, Дилан также проявил интерес к кинематографу. В своей молодости он написал музыку для нескольких фильмов и сыграл в таких картинах, как «Реналдо и Клара» и «Пэт Гэрретт и Билли Кид».
Песни Дилана использовались в саундтреках более чем шестисот кинопроектов. Среди них стоит выделить «Беспечного ездока» Питера Фонды, «Хранителей» Зака Снайдера и «Большого Лебовски» братьев Коэн.
В 2003 году Боб Дилан даже написал сценарий к фильму «Шоу века» под псевдонимом Сергей Петров. В 2005 году вышел фильм «Нет пути назад: Боб Дилан», рассказывающий о пяти годах его жизни с 1961 по 1966 год. Режиссером ленты стал Мартин Скорсезе, который смог точно передать характер и внутренний мир Дилана, а также важные моменты музыкальной эпохи.
Фильм о жизни и творчестве Дилана, под названием «Там, где меня нет», снятый режиссером Тоддом Хейнсом, также уделяет внимание его биографии. В этой киноленте актриса Кейт Бланшетт, сыгравшая главную роль, была удостоена престижной награды «Оскар».
Дилан также принял участие в создании картины под названием «Мавританец», вышедшей в 2021 году. Его песня «Человек во мне» вошла в саундтрек этого фильма.
Личная жизнь
Боб Дилан также славится бурной личной жизнью. Его первой серьезной любовью была Сьюз Ротоло, талантливая художница, которую он встретил в 1961 году. Волшебная красота Сьюз поразила Дилана настолько, что ее фотография украсила обложку его альбома «The Freewheelin’». Несмотря на сильные чувства, отношения пары не были долговечны, и разрыв с Ротоло оставил глубокий след в сердце музыканта — это нашло отражение в песне «Boots of Spanish Leather».
Затем в жизни Дилана появилась Джоан Баэз, известная фолк-певица. Их отношения были не только романтическими, но и творческими. Однако, как и его предыдущий роман, их связь также закончилась к 1965 году.
После расставания с Баэз, Боб Дилан нашел утешение в объятиях других женщин, среди которых были актриса Эди Седжвик, певица Дана Гиллеспи и модель Сара Лоундс. Именно Сара стала его долгожданной спутницей и матерью его детей. Ему было посвящено произведение "Sad-Eyed Lady of the Lowlands", которое выразило искреннюю любовь и преданность.
Несмотря на это, их брак также закончился разводом в 1970-х годах.
В поисках идеальной спутницы жизни, Дилан встретил свою вторую жену, Кэролин Дэннис, бэк-вокалистку его группы. От этого брака у него родилась дочь Дезире Габриэль Дэннис-Дилан в 1986 году. К сожалению, и этот союз закончился разводом в 1992 году.
Помимо всех своих неудач в личной сфере, Боб Дилан продолжает оставаться важной фигурой в мире музыки, вдохновляя и радуя поклонников по всему земному шару своими творениями.
В настоящее время
Талантливый музыкант Боб Дилан по-прежнему находится в центре внимания в мире развлечений, несмотря на свой зрелый возраст. В 2020 году он порадовал поклонников новым видеоклипом на свою свежую композицию под названием «False Prophet», вдохновленную нуар стилем. Этот трек стал уже третьим по счету перед выпуском его нового альбома под заглавием «Rough and Rowdy Ways».
Однако, перед переходом в 2021 год, Боб Дилан принял решение, которое вызвало живой интерес в музыкальной индустрии. Он решил продать все права на свои песни компании Universal, вызвав широкие дискуссии. Согласно New York Times, сумма сделки составила ошеломляющие $ 300 млн.
Сейчас, в августе 2021 года, СМИ полны заголовков о новом скандальном обвинении в адрес Боба Дилана. Ему вменяют изнасилование 12-летней девочки, которое, предположительно, произошло более 50 лет назад. Это обвинение вызвало широкий резонанс и подняло вопросы о прошлых деяниях музыканта. В настоящее время ведется расследование данного случая, и будущее Дилана под вопросом. Но его вклад в музыкальную культуру и его значение остаются неоспоримыми.
Поданный в Верховный суд штата Нью-Йорк иск, связанный с одним из скандальных сексуальных дел, вызвал большой интерес. Согласно заявлениям истца, в 1965 году молодой музыкант якобы насильно вступил в сексуальные отношения с несовершеннолетней девочкой. Сторона обвинения готовится представить в суде свои доказательства, подтверждающие данную версию событий. Однако представитель известного музыканта Дилана назвал все обвинения ложью, подчеркнув, что его клиент полностью невиновен и готов бороться до последнего, чтобы вернуть свою репутацию.
Этот вопрос вызывает множество споров о том, могут ли такие обвинения быть истинными или же они направлены на порочение репутации общественного деятеля.