Из Лондона приехал Борис Акунин, чтобы заявить: "Мне больше нет смысла возвращаться, ведь теперь мой дом здесь" // И можно поговорить.
В интервью "Немцова.Интервью" Борис Акунин выразил убеждение, что нынешняя власть ведет его страну к гибели.
Борис Акунин — биография
Григорий Чхартишвили, более известный под псевдонимом Борис Акунин, является российским писателем, литературоведом, сценаристом и переводчиком, создателем известной серии детективных романов о сыщике Эрасте Петровиче Фандорине.
Помимо детективов, Борис Акунин также занимается написанием произведений других литературных жанров, в том числе исторических, которые отличаются высокой достоверностью благодаря его широким знаниям. В своей художественной прозе писатель использует псевдонимы: Борис Акунин, Анатолий Брусникин и Анна Борисова. Литературоведческие работы и эссе он публикует под своим настоящим именем — Григорий Чхартишвили.
Детство
Григорий Шалвович Чхартишвили родился 20 мая 1956 года в Грузии в семье артиллериста Шалвы Ноевича Чхартишвили и учительницы русского языка Берты Исааковны Бразинской. Через два года после рождения сына семья перебралась в Москву. Там Григория определили в английскую спецшколу №36. В школьные годы будущий писатель много читал, даже иногда – прямо на ходу.
Предпочтение отдавал историческим романам. Однажды, уже учась в старших классах, он наткнулся на книгу о театре Кабуки, затем – на статью в газете «Наследники самураев» о японском писателе Юкио Мисиме и влюбился в Японию навсегда.
Образование
Григорий, ученик десятого класса, посещал занятия в школе молодого востоковеда, расположенной при Институте стран Азии и Африки МГУ. Благодаря этому, его приняли в японскую группу историко-филологического факультета университета, куда он поступил в 1973 году.
Вспоминая общение с Чхартишвили в университете, однокурсники отмечают его общительность и необычную внешность. Его густые волосы были настолько впечатляющими, что его прозвали "Анжел Дэвис". Одним из самых ярких событий на четвертом курсе стала его удачная поездка в Японию по программе обмена студентами. Это было не только его первое зарубежное путешествие, но и целый год погружения в японскую культуру и традиции.
Свободный выбор
В 1978 году Чхартишвили закончил обучение истории Японии и начал заниматься переводами произведений таких японских писателей, как Юкио Мисима, Кэндзи Маруяма, Синъити Хоси, Кобо Абэ и многих других. Благодаря своему свободному владению английским языком, он успешно переводил произведения Малькольма Брэдбери, Ти Си Бойла и Питера Устинова.
В то время как только что выпускника могли отправить на любое предприятие при обязательном распределении, где нужно было знание языка, Чхартишвили предпочел свободное распределение из страха попасть на закрытый военный завод. Он самостоятельно устроился в качестве корректора в издательство «Русский язык». Благодаря свободному графику работы, выпускнику достаточно было появляться на работе всего лишь два дня в неделю. Этот факт, который впоследствии будущий автор назвал «дауншифтингом» (философия жизни «ради себя»), сделал его достаточно свободным. Основную часть свободного времени он посвятил художественным переводам.
В восьмидесятые годы Чхартишвили начал зарабатывать приличные гонорары за свои качественные японские технические переводы.
Работа в издательстве
В 1986 году начинающий автор был приглашен на работу в журнал «Иностранная литература», после того как он опубликовал там одно из своих произведений. Сначала Григорий Шалвович занимал должность руководителя отдела публицистики журнала, но начиная с 1994 года он стал заместителем главного редактора, продолжая работать над переводами и литературоведческими статьями. В течение пяти лет он руководил выпуском 20-томной «Антологии японской литературы» в качестве главного редактора этого издания.
С 1998 по 2001 год писатель возглавлял правление «Пушкинской библиотеки» (проект благотворительного Фонда Джорджа Сороса).
В начале 2000-х годов, руководство журнала предложило ему создать серию книг под названием «Лекарство от скуки», которая стала очень популярна среди любителей детективного жанра. В эту серию вошли самые захватывающие зарубежные детективы десятилетия.
Писательская деятельность
Григорий Чхартишвили долгое время трудился над эссе «Писатель и самоубийство», которое было опубликовано в 1999 году. В своем исследовании он изучал взаимосвязь между самоубийством и литературным творчеством, изучив биографии более 300 писателей, совершивших самоубийство.
После такого напряжённого труда писателю захотелось написать что-то лёгкое, и он принялся за свой первый детективный роман в серии «Новый детектив» под названием «Азазель», с отважным героем Эрастом Фандориным. Этот роман заметно выделялся среди множества другой литературы такого жанра, благодаря своему отличному литературному стилю. Он был опубликован под псевдонимом «Борис Акунин», и с того времени (1998 год) писатель начал писать художественные произведения именно под этим именем. Слово «акунин» в переводе с японского означает «злой гений».
Эраст Фандорин и его приключения принесли писателю Акунину популярность среди читателей и признание критиков. В 2000 году он был признан писателем года после победы в конкурсе газеты «Комсомольская правда» под названием «Лица года». В это же время его роман «Коронация, или Последний из Романов» был удостоен премии «Антибукер» в номинации «Братья Карамазовы». В 2003 году издание «Азазель» попало в шорт-лист премии «Золотой кинжал» Британской Ассоциации писателей-криминалистов.
Акунин был уволен с должности замреда осенью 2000 года после всех конкурсов и побед, что позволило ему посвятить себя полностью писательскому труду.
Каждое новое произведение Акунин стало более сложным по структуре и формату его романов. Он начал использовать практику заимствования у известных авторов, таких как Александр Куприн, и назвал это "игрой в литературные аллюзии". В романе "Алмазная колесница" он поделился своими знаниями о японском быте.
Литературные игры вдохновили его на идею писать каждый роман в своем собственном жанре. Так, "Турецкий гамбит" стал шпионским детективом, "Статский советник" — политическим, "Левиафан" — гермитичным (с действием, происходящим в ограниченном пространстве) и так далее. Успех детективной серии был укреплен многочисленными экранизациями.
В 2004 году вышла книга под названием «Кладбищенские истории», которую написали два автора – Акунин и Чхартишвили. Он не мог поручить свою любимую серьезную тему только одному Акунину.
После этого была опубликована новая серия книг с разным содержанием, начиная с «Детской книги» (2004 год). Затем вышли: «Шпионский роман» (2005 год), «Фантастика» (2005 год) и «Квест» (2008 год), который относится к научно-фантастической литературе, а также книга «Дети Луны» того же года, написанная в стиле романа-кино.
Писатель также обратил свое внимание на жанр драматургии. В 2000 году он создал в пьесе "Чайка" восемь различных версий убийства Константина Треплева. В 2002 году вышла книга-перевертыш "Комедия. Трагедия", в которой комедийным жанром была пьеса "Зеркало Сен-Жермена", а трагедией – "Гамлет", безусловно схожий с трагифарсом. Специально для Российского академического молодежного театра в 2005 году Акунин написал интересную пьесу "Инь и Ян", в которой главный герой его романов, Эраст Фандорин, получил свое продолжение.
Период с 2008 по 2011 год характеризовался выходом исторических романов автора под псевдонимом Анатолий Брусникин, таких как "Девятый Спас", "Беллона" и "Герой иного времени".
Псевдонимом Анны Борисовой автор подписал романы «Креативщик», «Там…» и «Vremena goda».
Философские размышления в сочетании с художественным сюжетом – особенность издания «Аристономия», выпущенного в «соавторстве» с Чхартшвили в 2012 году.
Автор вложил не мало усилий в проект «История российского государства», который рассчитан на десять лет. Первый том «От истоков до монгольского нашествия» был представлен в 2013 году, выход восьмого тома был отложен из-за пандемии Коронавируса с зимы 2020 года на весну 2021 года, когда и состоялась презентация тома под названием «Лекарство для империи. Царь-освободитель и царь-миротворец».
При создании этой линейки книг основным ориентиром для Александра Акунина была известная работа Николая Карамзина. Серия выпущена в трех вариантах: в красочном бумажном формате, аналогичном электронном виде и в виде доступной аудиокниги в исполнении Александра Клюквина, без иллюстраций. Акунин стремился простым доступным языком излагать последовательность событий отечественной истории, без мифологизации и идеологической окраски, чтобы книгу мог прочесть человек с любым уровнем образования.
Проект «Планета Вода», выпущенный в 2015 году, объединил три нетипичные истории о приключениях Фандорина: технократический детектив «Планета вода», ностальгический «Парус одинокий», и идиотический детектив «Куда ж нам плыть?».
В 2016 году вышел удивительный проект от Бориса Акунинa под названием «Осьминог». Это интерактивная повесть с музыкальным сопровождением от Бориса Гребенщикова, в которой автор использует различные литературные жанры. Прочитав книгу до конца, читатель проходит своего рода психоаналитическое тестирование и получает заключение.
В 2018 году вышел роман, завершающий цикл «Новый детектив» и получивший название «Не прощаюсь». Учитывая творческую продуктивность автора, возможно, будет и продолжение.
В 2019 году был опубликован роман под названием «Трезориум», написанный в соавторстве с Чхартишвили, который был очень высоко оценен критиками.
В 2019-2020 году Акунин написал свой последний приключенческий роман «Просто Маса», продолжение истории помощника Фандорина Масахиро Сибата. Книга издана в трех версиях, включая электронную с ссылками на информационные источники для читателей, у которых могут возникнуть вопросы по истории.
26 мая 2020 года в Александринском театре Санкт-Петербурга состоялась премьера благотворительного интерактивного онлайн-перформанса «Драма на шоссэ. Судебное разбирательство» по пьесе Бориса Акунина. В этом проекте приняли участие режиссер Константин Богомолов, актриса Мария Миронова, пианистка Полина Осетинская, писатель Татьяна Толстая и журналист Николай Сванидзе.
В это время состоялась премьера мюзикла по мотивам романа "Алмазная колесница" писателя на сцене театра "ЛДМ. Новая сцена" в Петербурге.
Общественная жизнь
В 2008 году журнал Esquire провел интервью с Михаилом Ходорковским, бывшим главой «ЮКОСа». Писатель назвал дело арестованного олигарха самой позорной страницей в истории судопроизводства после распада Советского Союза.
В 2011 году писатель принимал участие в митинге против фальсификаций выборов на Болотной площади вместе с Борисом Немцовым и Алексеем Навальным. Он также активно участвовал в других мероприятиях оппозиции. В связи с этим Минюст России провел проверку его произведений на предмет наличия экстремистских высказываний.
В 2012 году Акунин стал одним из основателей Лиги избирателей, задачей которой является контроль за избирательными процессами в Российской Федерации.
Личная жизнь
Борис Акунин — представитель поколения, которое не приветствует посягательства на свою личную жизнь. Поэтому мало что известно о его личной стороне.
Его первой женой была японка, учившаяся в аспирантуре ИСАА МГУ. Детали этого брака остаются неизвестными, особенно учитывая тот факт, что в то время женитьба на иностранке считалась чем-то, что лучше скрывать. Несмотря на развод, писатель не комментировал этот брак даже спустя несколько лет.
Эрика Эрнестовна Воронова, вторая жена Акунина, является редактором и переводчиком. Она начала работать в издательстве «Наше наследие» как корректор, и впоследствии познакомилась с писателем. В настоящее время они проживают во Франции, где она помогает ему редактировать книги, иногда выступая в роли агента и ведя переговоры с издателями. Несмотря на то, что они дружно живут, у них нет совместных детей.
В 2014 году супруги покинули Россию из-за несогласия с действующим политическим режимом, но сохраняют любовь к своей родине.
Произведения
- 1998 «Азазель»
- 1998 «Турецкий гамбит»
- 1998 «Левиафан»
- 1998 «Смерть Ахиллеса»
- 1999 «Старое Донское кладбище»
- 1999 «Пиковый валет»
- 1999 «Декоратор»
- 1999 «Статский советник»
- 2000 «Коронация, или Последний из романов»
- 2000 «Пелагия и белый бульдог»
- 2000 «Чайка»
- 2000 «Алтын-толобас»
- 2000 «Сказки для Идиотов»
- 2001 «Пелагия и чёрный монах»
- 2001 «Любовница смерти»
- 2001 «Любовник смерти»
- 2002 «Внеклассное чтение»
- 2002 «Комедия/Трагедия»
- 2003 «Пелагия и красный петух»
- 2003 «Алмазная колесница»
- 2005 «Детская книга для мальчиков»
- 2005 «Шпионский роман»
- 2005 «Фантастика»
- 2006 «Инь и Ян»
- 2006 «Ф. М.»
- 2006 «Сценарии»
- 2006 Нефритовые чётки
- 2007 Младенец и чёрт
- 2007 Мука разбитого сердца
- 2008 Летающий слон
- 2008 Дети Луны
- 2008 Квест
- 2008 Рыцарь печального жанра
- 2009 Сокол и Ласточка
- 2009 Странный человек.
- 2009 Гром победы, раздавайся!
- 2009 Весь мир театр
- 2010 «Мария», Мария…
- 2010 Ничего святого
- 2011 Операция «Транзит»
- 2011 Батальон ангелов
- 2011 Фото как хокку
- 2011 Любовь к истории
- 2012 Чёрный город
- 2012 Детская книга для девочек
- 2012 Самая таинственная тайна и другие сюжеты
- 2013 Том I. От истоков до монгольского нашествия. Часть Европы
- 2014 Огненный перст
- 2014 Том II. Ордынский период. Часть Азии
- 2014 Бох и Шельма
- 2015 Северный часовой и другие сюжеты
- 2015 Планета Вода
- 2015 Том ІІІ. От Ивана III до Бориса Годунова. Между Азией и Европой
- 2016 Вдовий плат
- 2017 Седмица Трехглазого
- 2017 Князь Клюква. Плевок дьявола
- 2017 Том IV. Семнадцатый век. Между Европой и Азией
- 2017 Том V. Азиатская европеизация. Царь Петр Алексеевич
- 2018 Не прощаюсь
- 2018 Ореховый Будда
- 2018 Том VI. История Российского Государства. Эпоха цариц
- 2019 Доброключения и рассуждения Луция Катина
- 2019 Том VII. История Российского Государства. Первая Сверхдержава
- Фейсбук
- Страница в Википедии