Известный советский и российский хореограф, балетмейстер и художественный руководитель Борис Яковлевич Эйфман организовал свой собственный театр балета, который носит его имя. Он также является народным артистом России и офицером французского ордена литературы и искусства.
Детство и юность
Борис Эйфман, ставший известным в советское время народным артистом, обладает множеством талантов. Он неоднократно постановщик академических и классических спектаклей, а также создатель инновационных номеров в балетном искусстве. Некоторые эксперты называют его основателем современного балета в России. В настоящее время творчество этого мастера по-прежнему удивляет и восхищает зрителей.
Борис Яковлевич родился в поселке Рубцовск на территории Алтайского края 22 июля 1946 года. Его отец, Янкель Эйфман, переехал сюда во время Великой Отечественной войны и принимал участие в создании завода, выпускавшего двигатели для танков. Его мать, Клара Курис, была по образованию врачом. У Бориса также есть брат Леонид, который переехал в Калифорнию спустя много лет.
Когда Боря только что отметил свой пятый день рождения, его семья переехала в Бессарабию, а точнее в город Кишинев, который является столицей Молдовы. Именно здесь мальчик пошел в общеобразовательную школу, а позже начал трудиться. В свои старшие годы он окончил школу, учась в вечернем отделении.
В период подросткового возраста Борис заинтересовался хореографией, что определило дальнейший ход его жизни. Он стал учеником балетной студии, расположенной в Дворце пионеров. Учил его в этот момент Рашель Бромберг, известный педагог в стране.
После прохождения обучения в школе, молодой парень принял решение поступить на факультет хореографии, который был создан в рамках музыкальной школы в Кишиневе. В возрасте семнадцати лет Борис Эйфман начал преподавать в детской хореографической студии. После нескольких лет работы в Молдове, он переехал в Ленинград и поступил в Государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова. С тех пор он считал этот город своим родным.
Балет
В 1972 году Борис Яковлев успешно защитил свой диплом и стал квалифицированным специалистом. Стоит отметить, что задолго до этого события, он уже начал свою профессиональную карьеру артиста на сцене Театра балета и оперы в Ленинграде. В то время зрители могли насладиться классическими пьесами «Гаянэ», «Жизнь навстречу», «Блестящий дивертисмент».
После окончания консерватории, он приступил к работе постановщика в Государственном академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова. Именно там был впервые поставлен балет, известный как «Русская симфония». В то же время он начал преподавать в Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.
После постановки спектакля «Жар-птица» на музыку Игоря Стравинского, Борис Яковлевич получил широкую известность во всей стране. Его удачная реализация этой сложной задумки позволила отправиться на гастроли по Советскому Союзу и за его пределы. Японская аудитория была приятно удивлена этим спектаклем.
Ученые, изучающие жизнь балетмейстера, утверждают, что он не стал бы такой известной личностью, если бы не выходил за пределы стандартного классического подхода в своем творчестве. В глубине души Борис всегда был исследователем. Он любил создавать фильмы-балеты, повторяя опыт фильмов-спектаклей. Однако одним из наиболее значимых достижений балетмейстера было открытие театра «Новый балет» в 1997 году.
Нельзя не отметить, что для Советского Союза такой проект стал уникальным явлением, поскольку хореограф не ограничивал себя только академическими постановками и элементами классического балета. Получив возможность ставить на своей сцене все, что ему вздумается, Эйфман начал экспериментировать в искусстве. Например, именно он представил театральной публике "балет без пуантов", детские спектакли под современную музыку, а также танцевальные рок-шоу. В 90-е годы театр под руководством Бориса Эйфмана был переименован в "Санкт-Петербургский государственный академический театр балета под руководством Бориса Эйфмана".
В 2005 году в репертуаре театра была представлена пьеса под названием «Анна Каренина», основанная на известном романе Льва Толстого. Музыка к спектаклю была взята из произведений Петра Ильича Чайковского. В спектакле были убраны все второстепенные сюжеты, а основное внимание было уделено отношениям между Анной, Карениным и Вронским. Режиссер поставил страсть главных героев в центр внимания, что стало источником драмы.
Через четыре года на этой же сцене был продемонстрирован спектакль с названием «Евгений Онегин». Сюжет снова содержал отсылки к литературе. Хореографическая версия романа, основанная на концепции Бориса Яковлевича, объединила прошлое и настоящее. Известные персонажи книги превратились в символы современности. Музыка, написанная Чайковским, органично сочеталась с рок-композициями, созданными Александром Ситковецким.
В 2011 году впервые был представлен спектакль под названием «Роден, ее вечный идол». Этот художественный проект был посвящен памяти французского скульптора Огюста Родена и его возлюбленной Камилы Клодель. Посредством постановки хореограф смог передать трагическую любовь между ученицей и автором «Поцелуя», а также затронуть основы его творчества и вдохновения, которые, как известно, влияют на души великих творцов.
В 2011 году начался один из важных этапов в жизни Эйфмана. В этот год руководство Санкт-Петербурга объявило о своем намерении построить Академию танца Эйфмана. Инициатором этого проекта был сам хореограф. Через два года Академия приняла первых учеников.
В 2019 году в непосредственной близости от нее открылся детский театр танца, который стал уникальным местом для проведения конкурсов, фестивалей и спектаклей. В 2015 году Академия открыла свой официальный сайт, на котором была размещена информация о репертуаре труппы, а также новости и фотографии, касающиеся работы театра.
В 2019 году зрители пришли на спектакль под названием «Эффект Пигмалиона», который был поставлен Борисом Яковлевичем. Это выступление было включено в репертуар Большого Театра. Сюжет спектакля основан на произведении Бернарда Шоу, который пытался показать процесс перемен. Балетмейстер представил свое видение этой истории, рассказав о том, как профессор лингвистики внезапно начал преподавать бальные танцы, а главная героиня превратилась в его ученицу.
Личная жизнь
Борис Эйфман, известный хореограф, всегда был открыт в отношении своей личной жизни. В молодости журналисты часто рассказывали о романтических отношениях артиста, в которых участвовали достаточно известные женщины. Этот факт не удивителен, учитывая, что на протяжении многих лет Эйфман оставался холостяком. В то же время он всегда привлекал своей внешностью и был успешен в своей профессии. Одним из самых известных романов артиста был его роман с красавицей-актрисой Анастасией Вертинской.
Несмотря на свое увлечение, Борис Яковлевич вступил в официальные отношения значительно позднее и совсем с другой женщиной. Его супругой стала известная балерина Валентина Морозова. Они работали вместе влюбленные в течение нескольких лет. В настоящее время Валентина Николаевна помогает своему мужу в его работе, уже не как балерина, а как опытный хореограф.
Валентина и Борис стали родителями только в 1995 году, взрослыми и зрелыми. Сейчас они воспитывают своего сына по имени Александр.
Борис Эйфман сейчас
В нынешнем 2021 году уважаемый российский режиссер продолжает свою творческую деятельность. Весной театр имени Эйфмана показал новый спектакль под названием «Страсти по Мольеру, или маска Дон Жуана». Этот проект стал вторым в его карьере, когда он обратился к творчеству известного драматурга. Ранее в 2001 году была представлена постановка под названием «Дон Жуан и Мольер». Художника Жанна Батиста Поклена режиссер неоднократно называл своим близким духом.
Однажды режиссер решил поделиться со зрителями тайнами театра, показав через язык танца внутренние борения творческого человека, в муках которого возникают великие постановки. С помощью световых эффектов и декораций мастер создал контраст между миром сцены и обыденной театральной реальностью.
После снятия ограничений из-за пандемии коронавируса, труппа театра Эйфмана отправилась в гастрольное турне. В первую очередь артисты посетили Новосибирск, где представили две постановки. «По ту сторону греха» — это адаптация произведения Федора Достоевского «Братья Карамазовы», а также было исполнено «Анна Каренина». Основные роли исполнила прима-балерина Мария Абашова, в первой постановке она сыграла Грушеньку, а во второй — Каренину.
В том же летом на сцене Александровского театра прошел гала-концерт, посвященный 75-летию мастера. Зрители смогли насладиться отрывками из самых ярких постановок, созданных Борисом Яковлевичем, а также увидеть эпизод из нового проекта «Чайка. Балетная история». Этот проект отличается новым форматом, так как его задумал именно балетмейстер.
Факты
- Во время одного из своих интервью Борис утверждал, что совсем не любит своих собственных постановок. Он при этом придумал оригинальное сравнение, говоря, что человек, который любит свою жену, никогда не пойдет к любовнице. Хореограф всегда ищет новые идеи и способы их воплощения, поэтому после того, как проекты выходят на сцену, он быстро забывает о своих старых постановках.
- В 50-х годах отважные эксперименты, к которым тяготел Борис, позволили включить музыку, которая в то время была запрещена, в постановку "Двухголосие". Композиция "Pink Floyd" от запрещенной группы также вошла в проект под названием "Бумеранг".