Борис Кустодиев – знаменитый художник России, специализирующийся на портретах. Он также создавал декорации для театральных постановок и работал над иллюстрациями и оформлением книг. В 1909 году он был назначен академиком живописи Императорской Академии художеств, а в 1923 году стал членом Ассоциации художников революционной России. Его самые известные работы включают в себя «Портрет Федора Шаляпина», «Масленица», «Русская Венера», «Купчиха за чаем».
Борис Кустодиев изображал обыденную жизнь русского народа, отразил красочных народных образов – красавиц, купцов и купчих. Он имел поддержку Ильи Репина и восхищение Федора Шаляпина. Несмотря на его уникальный талант, художник проживал скромную жизнь, первые заработанные деньги он потратил на покупку штанов.
Ему не повезло в более позднем возрасте, пережив потерю младшего сына, в 38 лет он оказался прикованным к инвалидному креслу. На его долю выпали две революции и Гражданская война, но это не сломало его дух. В каждой картине или иллюстрации мастера просвечивает огромное счастье и радость.
Детство и юность
Борис Кустодиев родился в Астрахани 23 февраля (7 марта) 1878 года. Его отец, Михаил Кустодиев, был профессором философии и истории литературы, а мать сама воспитывала четверых детей, занимаясь рукоделием и музыкой. Борис пошел в церковно-приходскую школу, а затем поступил в гимназию. В девятилетнем возрасте он впервые увидел настоящую живопись и решил стать художником, чтобы так же искусно изображать на полотне все, что ему захочется.
Мама испытывала трудности с тем, чтобы найти необходимую сумму для оплаты уроков рисования Бориса. На помощь пришел его дядя, Степан Никольский, хотя и не очень охотно. Благодаря его финансовой помощи Боря смог обучаться у Павла Власова, бывшего студента Академии художеств в Петербурге. Власов поддержал своего ученика, отметив, что немного умения в рисовании – это не умение вообще, и что на искусство нужно быть готовым отдать даже жизнь. Он также утверждал, что без знания анатомии человека, нельзя пытаться изображать обнаженную натуру.
В одном из своих писем сестре Кустодиев сообщал, что уже целый месяц занимается у Власова, и наконец начал рисовать голову. Он уточнил, что до этого делал несколько орнаментов и различных частей тела, а теперь приступил к рисунку головы. Несколько дней назад Борис нарисовал две яблоки и две морковки, и был в полном восторге от своей акварели. Он мало верил, что это его собственное творение.
После окончания семинарии в 1896 году, Борис отправился в Москву с намерением продолжить учебу в художественной школе, но ему отказали из-за возраста. Восемнадцатилетний парень не мог учиться вместе с детьми. Тогда Кустодиев попытался еще раз, но уже в Петербурге, в Высшем художественном училище при Академии художеств. Каждый претендент на обучение должен был представить работу перед приемной комиссией.
Он был весьма рад, обнаружив на своем полотне написание мелом – «принят».
Во время обучения в училище художник упорно трудился, создавая портреты и натюрморты. Он получал знания у Ильи Репина, чье творчество он обожал с детства. Сам художник не переставал восхищаться успехами своего ученика. Репин говорил, что возлагает на Бориса большие надежды, что он обладает огромным талантом, серьезным и внимательным, изучающим природу.
В 1901 году Илья Репин работал над громадной картиной под названием «Торжественное заседание Государственного совета». Он привлек к ее написанию нескольких учеников, включая и Кустодиева. Итогом стали 27 портретов, основой для которых послужили эскизы Бориса. Молодой художник написал третью часть всей картины под непосредственным руководством своего наставника – Репина.
Творческий путь
В октябре 1903 года Борис Кустодиев успешно завершил свое обучение в Академии художеств, получив золотую медаль, звание художника и право на годичное путешествие за границу или по России. Его картины уже были представлены на международных выставках в Петербурге и Мюнхене еще до окончания обучения, и были отмечены большой золотой медалью Международной ассоциации.
В конце 1903 года художник уехал в Париж вместе с женой и новорожденным сыном. После этого он посетил Германию, Италию и Испанию, где изучал творчество старых мастеров, копируя их работы. Также он работал в студии Рене Менара.
Через полгода Кустодиев вернулся на родную землю. Он поселился в Костромской губернии, где занялся созданием серии картин под названиями «Деревенские праздники» и «Ярмарки».
У художника семьи не было собственного жилья, поэтому он приобрел участок земли рядом с Кинешмой и самостоятельно построил дом, который получил название «Терем». Он жил со своей семьей в этом доме целых десять лет, и этот период был самым счастливым в его личной жизни.
В это время художник начинает размышлять о собственном стиле в живописи. Он не хотел копировать реализм Репина, с его работой на природе. Борис решил, что пришло время писать самостоятельно, именно так, как он видит русскую красоту. Ему нравились народные гулянья и ярмарки, его привлекали лубочные изображения.
В 1904 году Кустодиев основал Новое общество художников. Через год его заинтересовала графика, и он начал работать в изданиях «Адская почта», «Жупел», «Искры» как карикатурист. Он создал иллюстрации для рассказа Гоголя «Шинели», который был опубликован в 1905 году. Также в это время художник стал помощником декоратора в Мариинском театре Головина.
В 1909 году художник Кустодиев был присвоен звание Академика живописи. Его кандидатура была поддержана на Собрании Академии и представлена его известными коллегами — Архипом Куинджи, Ильей Репиным, Василием Матэ.
Первые проблемы с руками у Бориса возникли в 1911 году. Он испытывал очень острую боль, которая беспокоила его довольно долго, но врачи не могли помочь. Когда боль стала невыносимой, Кустодиев отправился на лечение к доктору Ролье в Швейцарию. Позднее немецкий профессор Герман Оппенгейм провел операцию художнику, и он вернулся домой.
Пришло облегчение, и Борис принялся за труд. Он предпочитал портретам и жанровым зарисовкам сельской жизни. Когда он закончил работу над полотнами «Красавица», «Купчихи», «Девушка на Волге», «Купчиха», на него накинулись журналисты разных изданий.
В газетах не переставали появляться критические статьи, в которых говорилось, что Кустодиев начал чудить и бросаться из одной стороны в другую. Хвалили его за хорошие портреты, такие как изображения госпожи Базилевской и Нотгафт. Ругали за пышную «красавицу», удобно расположившуюся на сундуке, расписанном букетами. Эти портреты считали нарочитым и выдуманным безвкусием.
Театр очень высоко оценил труды известного художника, давая ему множество заказов. В 1914 году Борис не только создал декорации, но и разработал наряды для артистов спектакля "Смерть Пазухина". Он также работал над оформлением пьес Николая Островского "Волки и овцы", "Свои люди – сочтемся", "Гроза". Художник долго не мучился над декорациями, они появлялись легко и естественно.
Его талант оценивали Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко. Кустодиев создал портреты таких известных людей, как Иван Москвин, Николай Александров и многих других.
Операция, революция
1916 год стал временем возвращения боли в руке. Несмотря на то, что путь к профессору Оппенгейму в Германии был закрыт из-за Первой мировой войны, нужно было пройти очень тяжелую и ответственную операцию в Петербурге. Врачи долго не могли принять решение о том, что сохранить — руки или ноги, так как гарантировали подвижность только одной конечности. Доктор обратился к жене с этим вопросом, и её ответ был категоричным — он художник, и без рук ему никак нельзя.
В марте 1916 года, Борис написал Лужскому в письме, что он лежит без движения уже тринадцать дней, но ему кажется, будто прошло целых 13 лет. Он говорил, что наступила передышка, хотя до этого он мучился и страдал. Борис осознавал, что этот период еще не все, что предстоит пройти в долгом курсе реабилитации, но после этого, возможно, он почувствует себя живым человеком.
Врачи запретили художнику заниматься своим делом, но он не послушал их. Сидя в инвалидной коляске, он воплощал свои идеи на холсте, которые посетили его светлый ум во время месяцев принужденного безделия. В 1916 году он представил полотно «Масленица», получившее высокую оценку Репина. Это произведение было выставлено на выставке «Мир искусства».
Этот период стал наиболее плодотворным в его творческой биографии, Борис писал очень много, как никогда ранее. В 1915 году он закончил работу над портретом Александра Анисимова, а в 1922 году появился не менее знаменитый портрет известного певца Федора Шаляпина. Кустодиев параллельно работал над «Русь ушедшую» и пропагандистскими плакатами, трудился над созданием картины «Большевик» и обложки издания «Коммунистический интернационал».
Кроме этого, Борис оформлял книги, календари, плакаты. Придумывал иллюстрации к «Сказкам Пушкина» и сборнику «Ленин и юные ленинцы», художественно оформлял революционные праздники и манифестации. С 1918-го по 1920-й годы Борис создавал декорации к опере «Царская невеста», которую ставили в Большом оперном театре Народного дома.
Его кисти принадлежат и декорации оперы «Снегурочка», которая прошла с большим успехом в Большом театре, и «Вражьей силе», поставленной в Мариинке. В 1925-м МХАТ представил постановку Евгения Замятина «Блоха». Автором декораций к ней стал тот же Кустодиев.
В 1926 году Борис завершил свою новую картину под названием «Русская Венера». Врачи не советовали художнику работать слишком долго и рекомендовали ограничиться несколькими часами в день. Поэтому создание «Венеры» заняло почти целый год.
Личная жизнь
Летом 1900 года Борис отправился на учебу в деревню Калганово в Костромской губернии, где он встретил свою будущую жену. Её звали Юлия Прошинская, ей было 19 лет. Девушка была из приличной семьи, получила хорошее образование и увлекалась поэзией, живописью и музыкой. Поэтому неудивительно, что между ними сразу возникло взаимное влечение.
8 января 1903 года Юлия Прошинская и Борис Кустодиев вступили в брак. Церемония прошла в небольшой церкви на Екатерининском канале. В том же году у художника родился сын Кирилл, который, как и отец, стал известным художником. Через два года, в 1905 году, появилась на свет дочь Ирина. В 1907 году семья пополнилась сыном Игорем, но он умер от менингита в 11 месяцев.
Вдова Бориса, Юлия, прожила еще 15 лет после его смерти. Она умерла от голода зимой 1942 года во время блокады Ленинграда. Внучка Татьяна Кустодиева (дочь Кирилла) работала искусствоведом и занимала позицию в Отделе западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа. Она также написала каталог эрмитажной коллекции итальянской живописи 13-15 веков. Татьяна ушла из жизни в 2021 году.
Смерть
Борис Кустодиев, который стал хуже чувствовать себя, обратился к Народному комитету просвещения с просьбой отправить его на лечение в Германию в феврале 1927 года. Однако он получил разрешение и субсидию от государства лишь в марте, а использовать их так и не сумел.
Заграничный документ был оформлен только в начале лета, а художник ушел из жизни десятью днями ранее. Борис Кустодиев ушел из жизни 26 мая 1927 года, его похоронили в городе на реке Неве, на кладбище Александро-Невской лавры.