Борис Мокроусов — биография и творчество композитора

Борис Андреевич Мокроусов – известный советский композитор, создавший такие известные песни как «Сормовская лирическая», «Одинокая бродить гармонь», «Весна на Заречной улице», «Осенние листья» и многие другие. Он также был удостоен высшей награды — Сталинской премии.

Борис Мокроусов родился 27 февраля 1909 года в Нижнем Новгороде, в семье рабочего. Как старший ребенок в многодетной семье, он посвящал много времени помощи родителям, заботясь о младших детях и помогая с домашними делами. Вместе с этим, Борис отлично успевал учиться, увлекался рисованием и музыкой.

Во время учебы в средней школе Борис присоединился к оркестру. В то время у него не было возможности посещать музыкальную школу, но он самостоятельно научился игре на мандолине, гитаре и балалайке.

Когда в Нижнем Новгороде открылся клуб железнодорожников, Борис стал его постоянным посетителем. Под влиянием звуков фортепиано, он с увлечением освоил игру на этом инструменте.

Юность

Борис получил огромный опыт в процессе своей работы тапером. Он усовершенствовал свои навыки в нотной грамоте, научился создавать мелодии и придумывать собственные ритмы.

В 1925 году он окончательно решил следовать пути музыки и поступил в Нижегородский музыкальный техникум, где обучался с утра до вечера, чтобы достичь высокого мастерства в игре на фортепиано. Затем он поступил на композиторский факультет Московской консерватории имени П.И. Чайковского, которую окончил в 1936 году.

Уже во время учебы Мокроусов создал такие произведения, которые сделали его имя известным: "Пионерская сюита", музыка к балету "Блоха", "Антифашистская симфония".

Молодой композитор никогда не задумывался о том, чтобы писать мелодии для песен. Он считал себя создателем более глубоких музыкальных форм. Однако, после посещения премьеры концертной программы хора им. Пятницкого под названием "У околицы", его вдохновило так сильно, что он почувствовал желание заняться именно песенным творчеством. Выступление было наполнено частушками, народными припевами и традиционными русскими мотивами, которые глубоко тронули его душу.

Работа в 30-е и 40-е годы

В 30-е годы прошлого века возник новый жанр — советская песня. Старые герои, ситуации и переживания уступили место новым. И это требовалось отразить как в словах, так и в музыке. Пионеры, комсомольцы и крестьяне нуждались в хороших песнях. В середине и к конце 30-х годов Борис Андреевич создал много песен.

Он также стал участником сборника советской песни, идеей которого был Исаак Дунаевский. В этом сборнике была песня, которая принесла Мокроусову первую большую популярность.

Текст песни "Милый мой живет в Казани" написал В. Соловьев, а музыку — Мокроусов.

Над оперой под названием «Чапай» композитор трудился многие годы. Он возвращался к этой работе снова и снова, дополнял и совершенствовал ее. Премьера состоялась 14 ноября 1942 года, а композитор начал работу над ней еще в 1936 году, став также соавтором либретто.

Во время написания оперы композитор активно изучал жизнь и личность В. Чапаева. Основой произведения послужили народные песни, которые так любил этот герой.

Опера стала известным произведением и часто поставлена на сцене. Например, ее поставили в Чувашском народно-драматическом театре, Кремлевском театре и во многих других театрах.

Военная служба не обошла композитора стороной. Он был призван на фронт и проходил службу на Черноморском флоте, но не забывал и о музыке. Ведь известно, что хорошая песня – главный помощник солдата. «Песня защитников Москвы» и баллада «Заветный камень» пополнили копилку песен о войне. Последнюю очень любил Леонид Утесов. Певец всегда пел ее на живых концертах и говорил, что это «Царь-песня».

Творчество в 50-е и 60-е годы

Война против нацистской Германии завершилась победой, за ней последовал период восстановления разрушенных городов и жизни. Люди радовались возвращению к нормальной жизни, творили семьи, рожали детей и искали веселых, романтических фильмов для отдыха души. Советскому зрителю был нужен позитив и радость после столь тяжелых времен, и в такой атмосфере родилась возможность для лирического таланта народного композитора.

В 1949 году на сцене Московского театра сатиры состоялась постановка пьесы с названием "Свадьба с приданым", которая вскоре стала основой для одноименного фильма. В этом фильме прозвучали песни, которые вскоре стали популярными среди людей и были признаны народными.

Композитор был удостоен Сталинской премии за песню с названием «Одинокая бродит гармонь». Эта награда имела большое значение и популярность не только в России, но и за ее пределами. Французский певец Ив Монтан включил эту песню в свою репертуарную программу.

Фильм под названием «Весна на Заречной улице» является еще одним примером успешного сотрудничества Фатьянова и Мокрусова. Совместная работа над этим фильмом была сложной: музыка уже была написана композитором, а Фатьянов не мог придумать слова к песне. В итоге эту песню исполнил малоизвестный актер по имени Николай Рыбников. Именно эта песня стала душой фильма.

После написания песни, посвященной столетию завода «Красное Сормово», последовал еще один триумф. Знаменитая "Сормовская лирическая"! Кто ее не знает, кто не сможет напеть мотив! К этому важному моменту было заказано написание увертюр и контратактов. Однако директор завода настоял на том, что необходимо написать песню.

Простую, мелодичную, такую, которая запомнится людям. Эту задачу дали Борису Андреевичу — кто, если не коренной житель Нижнего Новгорода, знал, какую песню примет душа рабочего из "Красного Сормова" и всей страны.

Песни "Осенние листья", "Мы с тобою не дружили", "Осенние листья", "Хороши весной в саду цветочки" заслужили любовь и признание людей. Их исполняли звезды эстрады тех лет: Клавдия Шульженко, Леонид Утесов, Марк Бернес.

Песня «Вологда» — это настоящий бриллиант в репертуаре «Песняров». Группа открывала и закрывала свои концерты этой песней — она пользовалась огромной популярностью, а ее известность продолжает расти. Интересно, что песня стала известной только через двадцать лет после ее создания, ведь композитор написал ее еще в конце 50-х годов.

Еще одним творческим успехом стал саундтрек к фильму «Стряпуха», вышедшему на экраны в 1965 году.

Композиция была выпущена в альбоме «Поддубенские частушки».

Последняя работа

Последний творение Бориса Мокроусова, зазвучавший в фильме, стал «Неуловимые мстители» Эдмонда Кеосояна. Приключения подростков во время Гражданской войны сразу стали настоящим хитом. Во многом это произошло благодаря песне «Бьют свинцовые ливни». Сцена, где фигуры всадников скачут на фоне красного диска солнца под музыку Бориса Мокроусова, стала одной из самых узнаваемых в отечественном кинематографе.

В этом фильме звучала множество песен, написанных Мокроусовым, например, беспутные куплеты Бубы Касторского.

Во второй части киноленты "Неуловимые мстители" также должна была звучать музыка Мокроусова, но он скончался. Композитор Ян Френкель попросил режиссера оставить заглавную песню "Бьют свинцовые ливни", утверждая, что лучше уже никто не напишет.

Личная жизнь

В те времена, когда личная жизнь не была публичной, Борису Мокроусову дружба с поэтом Алексеем Фатьяновым была особенно ценной. Их встреча в Доме композиторов была случайной, когда оба мужчины не смогли пройти через одну дверь. Оба были крепкими и высокими.

Композитор предпочитал одеваться элегантно и со вкусом. Поэтому, когда он заметил, что Фатьянов носит военную форму (он только что вернулся из армии), на следующий день он повел его на рынок, чтобы помочь выбрать гражданскую одежду. Фатьянов и его семья стали постоянными гостями на даче в Подмосковье. Борис Андреевич жил, работал и отдыхал на этой даче.

Будучи скромным человеком, он с удовольствием разводил на даче животных: голубей, кроликов, коз, и посадил яблоневый сад. Здесь за большим столом с самоваром собиралось его большое семейство и многочисленные друзья.

Борис Андреевич вступил в брак дважды. Его первой женой была Эллен Гальмер. Их союз не длился долго, и у них не было детей. Вторая жена, Марьяна, была преданной супругой и помощницей композитора до его последних дней. В этом браке у них родились два сына: Анатолий и Максим.

Смерть

За несколько лет до своей смерти у композитора начались проблемы со здоровьем. Он уже не мог быть так активным и творческим в своей работе. В конце марта 1968 года его госпитализировали, но несмотря на все усилия врачей, он ушел из жизни 27 марта 1968 года.

Смерть музыканта произошла почти незаметно. Его близкий друг Фатьянов скончался еще в 1959 году. Кроме того, в этот же день погиб первый космонавт мира – Юрий Гагарин. Его трагическая гибель затмила кончину композитора.

Могила музыканта находится на Новодевичьем кладбище в Москве.

Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий