Борис Рыжий, известный как уральский поэт и геофизик, был удостоен литературных наград «Антибукер» и «Северная Пальмира». За короткую жизнь он написал более 1300 стихотворений.
В творчестве Бориса Рыжего смерть была главной темой, с которой он общался как с подругой и собеседником. Его работы признавали уже при жизни, печатали и называли новым Есениным…
Детство
Борис Рыжий родился в Челябинске 8 сентября 1974 года. Его отец, Борис Петрович Рыжий, был геофизиком, доктором геолого-минералогических наук. Его мать, Маргарита Михайловна, работала врачом-эпидемиологом. У него были две старшие сестры, Елена и Ольга.
В 1980 году семья переехала в Свердловск (сейчас Екатеринбург) из-за служебных обстоятельств отца, который стал главным геофизиком в объединении "Уралгеология". Они поселились на окраине города, в районе, известным как Вторчермет. Этот район был известен своими проблемами с уличными бандами, хулиганами и алкоголиками.
С одной стороны, Борис рос как домашний парень. С самого детства бабушка, а потом отец или его сестра Ольга читали ему произведения русских классических поэтов. Он был очень близок с Ольгой, которая учила его плавать и многое другое. Они часто обсуждали отечественную литературу и изучали английский по Шекспиру. Когда Ольга уезжала, Борис всегда писал ей письма.
С четырнадцати лет он стал писать стихи, миниатюры и детективные романы.
С другой стороны, живя в таком неблагополучном квартале, нужно было уметь отстоять себя на улице. Поэтому Рыжий начал заниматься боксом и добился серьезных успехов. В 1988 году он стал чемпионом Свердловска в юношеском разряде.
Его уважали в районе не только из-за его умения в боксе. Он умел находить общий язык со всеми, и даже чтобы поддержать компанию, мог выпить суррогатный спирт на стройке. Сам себя Рыжий называл «лучший друг бандитов и воров».
У Рыжего был шрам на лице — он упал в детстве на разбитую стеклянную банку. Когда его спрашивали об этом шраме, он любил выдумывать разные истории. Иногда он говорил, что получил его в бандитской разборке, иногда в перестрелке, где убили его друга, а иногда утверждал, что защищал родину.
Таким образом, жизнь Рыжего была разделена на два мира: «высокое» и «низкое». Из этих двух миров складывалась его поэзия, простая в содержании и высокохудожественная в форме.
В 1991 году Рыжие перебрались в исторический центр города, на Московскую горку. Борис очень беспокоился из-за этого. Шпаны в Екатеринбурге были повсюду. На Вторчермете у него был хоть какой-то авторитет. «А в центре –, говорил он сестре, – случись чего – никто впрягаться за меня не будет!» И оказался прав.
Летним вечером того же 1991 года Борис провожал свою одноклассницу Ирину Князеву домой во Вторчермет. На нем был шикарный костюм, только что привезенный отцом из Германии. Когда он вернулся на Московскую горку возле Дворца спорта, его напали сзади так, что он не успел ничего сделать, жестоко избили ногами и, разумеется, забрали костюм. После этого он долго восстанавливался. Даже через полгода ссадины от побоев были ещё заметны на свадебных фотографиях (они с Ириной в декабре поженились).
В 1991 году осенью, Борис Рыжий начал обучение в Уральской горно-геологической академии, выбрав специальность геофизика и геоэкология.
Во время учебы в университете, он начал знакомиться с уральскими поэтами в поисках поддержки. Сначала он познакомился с Алексеем Кузиным и Юрием Лобанцевым. В своем дневнике Кузин описал первое впечатление от творчества Рыжего как "явно выраженное драматическое мироощущение, образное видение мира, свободное владение поэтической формой". Лобанцев, который в то время руководил литературным объединением "Горный родник", поддерживал молодого поэта и советовал участвовать в поэтических конкурсах.
Послушав совет, Рыжий поехал в Москву на фестиваль студенческой поэзии в 1992 году и занял второе место. После этого его стихи "Облака пока не побледнели", "Елизавет" и "Воплощение в лес" были опубликованы в "Российской газете" издаваемой в Екатеринбурге. Позднее его стихи печатались в журналах "Уральский следопыт", "Урал", "Знамя", "Звезда", "Арион" и в альманахе Urbi. Они были также переведены на английский, голландский, немецкий и итальянский языки.
С начала 1990-х годов Борис Рыжий часто бывал на литературных мероприятиях и фестивалях в Москве и Санкт-Петербурге. Там он завел новые знакомства. Он дружил с Алексеем Пуриным, Александром Кушнером, Олегом Дозморовым. Особенно ценил Борис общение с Евгением Рейном и Евгением Евтушенко. Рейн считал Бориса Рыжего выдающимся поэтом своего поколения.
После того, как он закончил обучение в Уральской горной академии в 1997 году, Рыжий принял должность младшего научного сотрудника в Институте геофизики РАН, а с 1999 года также начал работать в журнале «Урал». В этом журнале он редактировал рубрики под названиями «Граф Хвостов» и «Антология шедевров поэзии Урала». Однако, его работа там продолжалась недолго, так как не сложились отношения с главным редактором Николаем Колядой. Несмотря на это, Рыжий нашел себе место в газете «Книжный клуб», где стал автором колонки под названием «Актуальная поэзия с Борисом Рыжим».
Весной 1999 года журнал «Знамя» опубликовал несколько стихотворений Рыжего из цикла «From Sverdlovsk with Love», за что поэт был награжден премией «Антибукер» 21 января 2000 года. Также в том же году в Санкт-Петербурге вышел его первый сборник стихов под названием «И всё такое…».
В июне Рыжий отправился в Роттердам на Всемирный фестиваль поэзии вместе с другими уральскими поэтами, но, несмотря на опрятность и комфорт Голландии, она не произвела на него впечатления: «…всё у них есть, всё ухожено». В конце лета журнал «Пассионата» опубликовал его стихи, которые стали весьма популярными в Голландии. На его стихотворения «Так я понял» и «Море» написали песни известная голландская рок-группа De Kift.
Во время культурных событий, включая церемонию награждения премии "Антибукер", Рыжий предпочитал появляться в сильном опьянении. Его необузданный образ жизни он описал в своем произведении "Дневник из Роттердама", которое было опубликовано после его смерти. Конечно, публичное развратное поведение было всего лишь одним из обликов Бориса Рыжего.
В 2000 году, пришла осень, и Рыжий был включен в Союз российских писателей в качестве его члена.
Также в этом же году он завершил обучение в аспирантуре Института геофизики Уральского отделения РАН. Он провел несколько лет в научных исследованиях, связанных с изучением структуры земной коры и сейсмичности Урала и России, участвуя в нескольких геологических экспедициях. Всего Рыжий опубликовал 18 научных исследовательских работ.
Личная жизнь
Ирина Князева была единственной женщиной в жизни Бориса.
Вместе они учились в старших классах и потом поступили в один институт.
Свадьба состоялась через полгода после окончания школы – в декабре 1991 года. Первое время они проживали у родителей Бориса. Оба учились, но старались не обременять родителей – зарабатывали самостоятельно: Борис работал вахтёром и сторожем, а Ирина брала домашние проекты.
В середине января 1993 года у этой замечательной пары родился сын по имени Артём. Они переехали в новую квартиру и радовались новому этапу в своей жизни. Заботу о малыше и обязанности по дому они делили поровну, стараясь поддерживать баланс. Когда кто-то из них был свободен, этот человек мыл посуду.
По словам Рыжего, после окончания университета он поступил в аспирантуру, а затем нашел работу в Институте геофизики, чтобы избежать призыва в армию. Он очень боялся оставлять свою жену и сына одних.
Борис очень ценил свою семью и мечтал дожить до старости рядом с Ириной. По воспоминаниям Ирины, они любили просто сидеть на кухне и беседовать друг с другом.
Подобно многим поэтам, Борис Рыжий был известен как "сова". Свои стихи он творил главным образом ночью, пользуясь всем, что попадалось под руку. Поэтому его стол был постоянно усыпан бумагой. Он ложился спать лишь ближе к семи утра или вообще не ложился, сразу отправляясь на работу.
Поэт Рыжий был заядлым курильщиком – по четыре пачки в день. Он употреблял алкоголь запоями и периодически срывался раз в полгода. Согласно Василию Иванову, в конце своей жизни Рыжий выглядел очень несчастным, страдающим от частого употребления алкоголя. Вместе с тем именно в эти последние месяцы были созданы его самые мощные стихотворения.
Смерть
Илья Фаликов, автор книги «Борис Рыжий. Дивий Камень», сообщает о том, что весной 2001 года Борис переживал депрессию и в течение двух месяцев принимал антидепрессанты.
Утром 7 мая Борис Рыжий совершил самоубийство. Причины его поступка до сих пор остаются неизвестными. Возможно, подсказку к разгадке его тайны представляют слова, которые он произнес однажды: «Главная трагедия поэта в том, что он поэт. Других трагедий, в общем-то, нет».
На момент своей смерти ему было всего 26 лет, и он оставил записку с надписью: «Я всех любил. Без дураков».
На Нижне-Исетском кладбище 10 мая 2001 года состоялась похоронная церемония, посвященная Борису Рыжему.
Посмертно поэта удостоили премии с названием «Северная Пальмира».
Память
- На улице Свободы, дом 149 в Челябинске, есть памятная бронзовая табличка, посвященная поэту, который провел свои ранние годы жизни в этом доме.
- В 2008 году голландский режиссер Алёна ван дер Хорст сняла документальный фильм "Борис Рыжий", в котором она изучала причины смерти поэта.
- Творчество талантливого автора стало основой для создания спектаклей в трех театрах: музыкальный спектакль "Рыжий" стажёрской студии "Мастерской П. Фоменко" (2010 год), театральный перформанс "Рыжий" Центра современной драматургии (2012 год) и "Земная шваль — бандиты и поэты" (2016 год) в московском театре "Мастерская".
- Группа «Молчат дома», известная своим пост-панк звучанием, включила в свой альбом «Этажи» трек под названием «Эмалированное судно», основанный на стихах Бориса Рыжего.