Борис Тимофеевич Штоколов — выдающийся оперный певец, чья деятельность с успехом охватывает и советский, и русский периоды. Его профессионализм удостоен многочисленных наград, включая Премию имени Глинки, и звания Народного артиста СССР.
Детство и юность
Борис Тимофеевич родился в сельской местности Кузедеево в Сибирском крае 19 марта 1930 года. Ныне это село находится в Новокузнецком районе Кемеровской области. Однако, существуют источники, которые указывают город Кузнецк, сейчас известный как Новокузнецк, также в Кемеровской области, в качестве места рождения Оперного исполнителя.
О молодых годах и становлении артиста мы знаем большинство информации из его собственных слов. В конце 1930-х годов отец принял решение переехать всей семьей в Чернянку в Курской области, где занимался отбором лошадей для Красной армии.
Семья жила в Свердловске, когда в 1942 году матери пришло официальное извещение о смерти отца. «Мы остались у матери мал мала меньше. Всех прокормить, а тем более одеть ей было очень сложно». Около года до окончания войны в Урале начался набор учеников для обучения в Соловецкой школе. Борис решил, что обязательно должен попасть в эту школу, чтобы жизнь его матери стала легче.
В 1944 году он был зачислен в юнг-школу. Количеству желающих попасть туда было невелико, и добраться до нужного места было нелегко и полно приключений. Путь лежал через Пермь, Горький и затем Волгоград. По прибытию в Архангельск новобранцам выдали шинели, бескозырки и бушлаты.
После этого произошло распределение, в результате которого Борис Тимофеевич стал ротным торпедным электриком. Жили они в землянках, построенных предыдущими юнгами. Каждый учился усердно и торопился, так как война подходила к концу, и молодые люди опасались, что им не удастся увидеть победу.
Впоследствии Штоколов вспоминал: «Я помню, как мы все с нетерпением ждали практики на боевом корабле. Хотя в боевых действиях нам уже не пришлось участвовать. Практика проходила на эсминце «Строгий» и на крейсере «Киров». У них была такая удивительная история, что я чувствовал свою причастность к Победе».
После окончания школы в 1949 году, я решил продолжить обучение и поступил в специальную школу ВВС, которая находилась в Свердловске. К концу моего обучения меня заметил Г.К. Жуков, который настоял на том, чтобы я поступил в Уральскую консерваторию имени М.П. Мусоргского на вокальный факультет.
Я помню те времена так: «Я был просто запевалой, который всегда первым поднимает песню во время строевой подготовки. Но в то время у меня даже не было мыслей связать свою жизнь с музыкой. Я отмахивался от всех предложений и говорил, что все это не серьезно. После возвращения с Балтики мне сообщили, что я должен готовиться к концерту.
На выпускном вечере курсантов должен был присутствовать сам Жуков, который в то время командовал Уральским военным округом. Я впервые выступал перед такими высокопоставленными гостями и очень волновался. После концерта Жуков заявил, что армия без меня не пропадет, а мне нужно петь. Именно по его приказу меня отправили в консерваторию. И вот так «знакомство» произошло…
Музыкальная карьера
Во время учебы в консерватории на первом курсе он работал электриком в драматическом театре, а затем стал осветителем в театре оперы и балета. Позже, будучи студентом старших курсов, он устроился стажером в театр балета и оперы имени Луначарского в Свердловске, где получил хорошую подготовку и практику среди опытных коллег. Через несколько месяцев его имя впервые появилось на афишах, и он вышел на сцену, играя небольшие эпизоды. После окончания учебы в 1954 году его пригласили солистом в театр, где он впервые исполнил серьезную роль Мельника в опере «Русалка» русского композитора Даргомыжского. Его работа была высоко оценена критиками и публикой.
В 1959 году Борис Тимофеевич принимает участие в VII Всемирном международном фестивале студентов и молодежи в Вене, где он становится лауреатом. Также в это время Апрелевский завод выпускает дебютный альбом певца, на котором записаны романсы Ф.Шуберта и А.Рубинштейна.
Сразу после этого Штоколову предлагают работу в театре оперы и балета имени С.М. Кирова в Ленинграде, который ныне известен как Мариинский театр. Именно здесь началась карьера и признание таланта Бориса Тимофеевича. Он работал здесь до 1990 года и получил признание как один из величайших исполнителей русской оперы.
Роли царя в опере «Борис Годунов» и Досифея в «Хованщине» Мусоргского исполняет Борис Тимофеевич. Ему доверили также партии Ивана Сусанина и Руслана в опере Глинки. Он получил положительные отзывы за исполнение роли Гремина в «Евгении Онегине» и Галицкого в опере «Князь Игорь» Бородина. Его выступления с партиями в опере «Севильский цирюльник» Россини и «Фауст» Гуно были успешными.
Во время своей карьеры в театре, он принимал участие в ряде известных постановок, включая «Судьба человека» композитора И.И. Дзержинского и «Октябрь» композитора В.И. Мурадели. Он был приглашен выступать на крупнейших мировых сценах в Швеции, США, Италии, Кубе, Великобритании, Канаде, ГДР, ФРГ, Венгрии и Австрии.
Особенности голоса
Каждый персонаж, роль исполнитель проживал как свою собственную. Его выступления были отмечены глубиной психологии, точностью исполнения и цельностью задумки. Программы с участием Штоколова включали разнообразные произведения классических и современных композиторов, как отечественных, так и зарубежных. На любой сцене, будь то оперный зал или концертный зал, он легко увлекал слушателей в свой уникальный мир, поражая свежестью, темпераментом и искренностью передаваемых чувств.
Уникальный тембр голоса – подвижный высокий бас, всегда выделялся своей выразительностью, красотой и нежностью звучания. Зарубежные СМИ с восхищением описывали таланты российского оперного певца, перечисляя его мастерство и способности.
В 1969 году Николай Бенуа, живущий в Чикаго, решил поставить знаменитую оперу под названием «Хованщина». Для исполнения роли Досифея был специально приглашен Борис Тимофеевич. После успешной премьеры критики отметили, что «Штоколов – яркий пример великолепного художника, у которого вместо кисти уникальный голос, словно рисующий красивые картины. Этот великий бас обладает удивительной техникой, с помощью которой он играет на тонких струнах души слушателя».
Своим первым выступлением в Америке Штоколов явно доказал, что он настоящий бас-кантанте. Следуя традициям русской оперной школы, он продолжал развивать музыкально-сценическую культуру.
Тратя много времени на работу в театре, Борис Тимофеевич также не забывал о концертной деятельности, где он смог раскрыть новые стороны своего таланта. «На эстраде исполнителю гораздо сложнее, чем на оперной сцене. Здесь нет костюма, грима, актерской мимики и жестов.
Нужно раскрыть характер произведения только своим голосом, не прибегая к помощи партнеров и театральной атрибутики», — говорил артист. Но и здесь Штоколов справился великолепно. На эстраде он получил, возможно, еще большее признание, так как гастрольные выступления проходили на всех возможных концертных площадках, а не ограничивались несколькими приемлемыми театральными сценами. Пресса с восторгом отзывалась о талантливом исполнителе. В одном из журналов было написано: «Даже если он исполнит всего один романс, вы запомните его на всю жизнь и будете каждый раз вспоминать с трепетным восторгом».
Каждый его романс — это настоящее произведение искусства, такие как «Гори, гори. Моя звезда», «Утро туманное, утро седое», «Я вас любил», «Очи черные», «Ямщик, не гони лошадей». Здесь нет никакой фальши, ни в голосе, ни в звуке, ни в эмоциях. Каждый звук словно чудо. «Однажды я заметил, — говорил Штоколов, — все мои эмоции, возникшие где-то глубоко во мне, передаются в зал.
И это усиливает мое чувство ответственности, как художественной, так и человеческой. Ведь зритель слушает меня, и обманывать его ожидания неприемлемо».
В тот день пятьдесятьлетнему великому оперному певцу выпала возможность выйти на сцену в образе его любимого героя – Бориса Годунова. Несмотря на то, что он уже неоднократно играл эту роль, каждый раз он находил в ней что-то новое, что помогало ему открыть ее с новой стороны. Он стремился донести до зрителей всю сложность души этого героя, раскрыть его тайны, показать его мысли и чувства. Для певца образ Бориса был полон психологических нюансов, которые он пытался изобразить, но они всегда ускользали от него, как вода сквозь пальцы. Глубина этого образа казалась бесконечной и многогранной, вызывая у певца желание раскрывать новые и новые аспекты своего голоса и актерского мастерства.
Семья
Отец оперного певца, Тимофей Ильич, принимал участие в Гражданской войне. В 1938 году он стал руководителем ОСОАВИАХИМа. Однако в сентябре того же года его обвинили в vражественных действиях против народа и исключили из партии. В 1941 году он добровольно пошел на фронт. В 1942 году появилась информация о его пропаже без вести, а затем о его гибели в боях под Ленинградом.
Мать Бориса Тимофеевича, Елизавета Ивановна, закончила приходскую школу, а затем поступила в гимназию. Также известно, что она училась играть на фортепиано.
Личная жизнь Бориса Тимофеевича связана с Надеждой Петровной, которая стала его супругой. У них родились два сына — Александр и Тимофей.
Смерть
6 января 2005 года в городе Санкт-Петербург ушел из жизни Борис Тимофеевич Штоколов, который проживал в этом городе на тот момент.
Он был погребен с максимальными почестями на Литераторских Мостках на кладбище Волковского в Санкт-Петербурге.