Всегда много людей участвует в появлении великих изобретений. Однако важно помнить имя того, кто сделал решающий вклад в их создание. В истории мировой авиации такими ключевыми фигурами являются братья Уилбер и Орвилл Райт — авторы первого самолета.
Детские годы
В 1867 году в семье Сьюзен Коернер и Милтона Райта произошло радостное событие, которое стало судьбоносным для всего человечества. Именно в этом году появился на свет мальчик Уилбер Райт, а через четыре года родился его брат Орвилл. Они никогда не чувствовали себя одинокими, так как помимо них в семье было еще пятеро братьев и сестёр.
Уилбер и Орвилл были талантливыми мальчишками, которые с увлечением изучали каждую игрушку, чтобы понять, как она работает. Их интерес к авиации пробудил игрушечный вертолет, который им подарил отец, модель которого повторяла изобретение француза Пено – одного из пионеров авиации. Мальчишки были в восторге от этой игрушки.
Когда она сломалась, братья почувствовали в себе дух изобретателей и сделали новую модель своими руками. Они использовали бамбук, бумагу и кусок резинки для вращающегося ротора. Было ли это на самом деле началом их «воздушной» карьеры или просто игрой, история умалчивает. Но известно, что в юности авиация была только одним из их многих увлечений.
Первые шаги и успехи в бизнесе
Хотя Уилбера в молодости отличался жизнерадостным и веселым характером, серьезная лицевая травма, полученная им в хоккейном поединке в возрасте восемнадцати лет, сильно изменила его. С течением времени физическая боль ушла, но психологический эффект оказался гораздо длительнее. Уилбер стал мрачным и уединенным, отказавшись от учебы в университете в пользу помощи родителям. Орвилл также столкнулся с серьезными трудностями в учебе, вплоть до отсутствия среднего образования. Тем не менее, Орвилл решил не огорчаться этим, а вместе со своим братом занялся бизнесом, постепенно преодолевая психологические последствия травмы.
Каким занятиям они посвятили себя? Вначале они занимались издательским бизнесом, и у них был собственный типографский станок, который превосходил фабричные аналоги. Но настоящий успех пришел к ним в 1892 году. В это время на американском континенте происходил настоящий бум велосипедов.
Они уловили эту «волну успеха», и открыли сначала магазин, а затем мастерскую по ремонту велосипедов. Этот гениальный маркетинговый ход позволил братьям заняться финансовым благополучием. Они только и делали, что считали прибыль, и именно это стало основным источником дохода для реализации своей главной мечты — изобретения самолета.
Когда мечта приобретает осязаемые формы
Идея создания воздушного средства посетила братьев задолго до начала двадцатого века, время которого было известно своими многочисленными открытиями. Их вдохновило гибель Отто Лилиенталя во время полета на планере из-за внезапного порыва ветра. Братья Райт славились своими воздушными змеями, но никогда не задумывались о создании средства для полетов с человеком. Они принялись за изучение теоретической составляющей воздухоплавания, чтобы избежать новых трагедий. Анализ предыдущих разработок в этой области позволил им сформулировать ключевые задачи, такие как улучшение системы управления и обеспечение устойчивого равновесия.
Олимпийский цикл создания планера
Да, именно за четыре года братьям Райт потребовалось, чтобы представить человечеству свой планер, который оказался огромным прорывом в освоении воздушного и, впоследствии, космического пространства. За это время (1899 — 1902) братья сделали значительные успехи в разработке моделей планеров.
Многие эксперименты оставили свой след. Им удалось достичь того, что казалось невозможным. Они представили миру уникальный летательный аппарат, который был тяжелее воздуха. Разработанные ими системы управления обеспечивали контроль вдоль трех осей: вертикальной (рыскание), продольной (крен) и поперечной (тангаж). Таким образом, братья стали создателями той системы, которая используется в современных самолетах.
Самолет с приятным хвойным запахом
Уилбер и Орвилл вдохновленные успехом планеров, в 1903 году представили миру самолет "Флайер-1". Его оснастили бензиновым двигателем. Удивительно, но его создал механик из велосипедного магазина Райтов. Что касается корпуса, они решили не изобретать велосипед и использовали материал, отлично зарекомендовавший себя в предыдущих моделях – ели с приятным хвойным запахом.
Размах крыла самолета составлял двенадцать метров, а весил он почти три центнера. Двигатель весил почти восемьдесят килограммов, что эквивалентно девяти "лошадкам". Важным преимуществом этого изобретения братьев стала его доступная цена. Самолет "Флайер-1" стоил менее $1000, что было значительно дешевле других аналогов.
Кто будет первым?
Дискуссия о том, кто станет первым испытателем, была довольно напряженной. В итоге они просто бросили монетку, и выбор пал на Уилбера. Он совершил свою попытку первого полета за семнадцать дней до Нового 1904 года. К сожалению, она была неудачной — летательный аппарат рухнул на землю почти сразу после взлета. Но ни Уилбер, ни пилот не пострадали.
Братья решили, что это была всего лишь техническая ошибка, вызванная их недостаточным опытом.
Через три дня «Флайер-1» снова был готов к полету. Теперь Орвилл Райт взял штурвал в свои руки. Под его управлением самолет поднялся и пролетел 36,5 метров, затем без проблем приземлился. Этот 12-секундный полет стал историческим. В этот же день братья еще раз поднимались: Уилбер перелетел 52 метра, а Орвилл — на 8 метров больше, оба раза на высоте всего 3 метра.
Только 5 человек стали свидетелями этих событий, в том числе и маленький деревенский парень. У Райтов были еще надежды на «Флайер-1», но сильный ветер несколько раз серьезно нарушил их планы. И, к сожалению, летная «карьера» аппарата закончилась.
Открытие-невидимка
Долгое время достижения братьев Райт оставались незамеченными. Они не стремились публично афишировать свои успехи. Их целью было получить патент на изобретение, чтобы впоследствии выгодно продать всем самолет. Возникали определенные трудности, так как в то время многие пытались стать первопроходцами в области авиации. Было очень сложно отдавать приоритеты, особенно когда речь шла об отдельных деталях летательного аппарата.
До 1908 года братья усердно работали над улучшением дизайна самолета, после чего они получили признание по всему миру. Они заключили выгодные контракты с Министерством обороны в США и частной компанией во Франции. Это было время наивысшей популярности братьев Райт. Они даже создали авиационную компанию, хотя она не просуществовала долго.
Последние годы жизни знаменитых братьев
Первым из братьев Райт из жизни ушел Уилбер в 1912 году от тифа. Его младший брат, Орвилл, прожил еще 36 лет после этого события. Весь этот период не прекращались споры о том, кто из них имеет право называться "небесным" пионером. Именно из-за этих споров только через год после смерти Орвилла "Флайер-1" был добавлен в американский Национальный музей покорения небесных просторов. Таким образом, справедливость восторжествовала над людьми, посвятившими свои жизни авиации (кстати, они никогда не были женаты)!