Георгий и Аркадий Стругацкие – известные фантасты, сценаристы и авторы современной научной и социальной фантастики.
Их всегда называли вместе – братья Стругацкие. Из двух различных личностей получился один великий писатель. Библиография братьев Стругацких очень обширна: они написали и издали примерно тридцать романов и повестей, а также более двадцати рассказов. Их произведения вдохновили многих режиссеров, таких как Александр Сокуров, Андрей Тарковский, Алексей Герман.
Они познакомили читателей с альтернативными и увлекательными мирами. Но независимо от того, куда их фантазия вела, центром их рассказов всегда был человек со всеми его достоинствами и недостатками.
28 августа 1925 года в Батуми появился на свет Аркадий Стругацкий, а 15 апреля 1933 года в Ленинграде родился его брат Борис. Их отец Натан Стругацкий был искусствоведом, а мать Александра Литвинчевой – учительницей. Отец был евреем, а мать – украинкой. Родители Александры не одобряли этот брак, но она решила идти своим путем и оборвала все связи с родственниками.
Во время Гражданской войны Натан Стругацкий служил комиссаром в кавалерийской бригаде, затем был политработником при Фрунзе. После демобилизации он стал партийным работником, работал в Украине, где и встретил свою будущую жену. Он погиб в начале 1942 года, а его жена Александра прожила до преклонных лет, став Заслуженной учительницей РФ и получив орден «Знак Почета».
Когда началась Великая Отечественная война, Аркадий Стругацкий занимался строительством укреплений, затем устроился на работу в гранатную мастерскую. В 1942 году он покинул блокадный Ленинград и был эвакуирован в Оренбург. Оттуда его призвали в армию и отправили в Актюбинское артиллерийское училище.
Незадолго до окончания учебы весной 1943 года он был направлен в Москву и продолжил обучение в Военном институте иностранных языков. Диплом об окончании получил в 1949 году и стал профессиональным переводчиком с английского и японского. Сначала он работал в Канской школе военных переводчиков, затем служил в качестве дивизионного переводчика на Дальнем Востоке. В 1955 году он был демобилизован и устроился на работу в «Реферативный журнал», а затем в Госполитиздат и Детгиз.
После окончания войны, Борис Стругацкий решил пойти учиться и поступил на физико-математический факультет ЛГУ. После получения образования, он стал работать астрономом в Пулковской обсерватории. В 1960 году он начал писать профессионально, часто сотрудничая со своим братом в написании научной фантастики и переводе произведений зарубежных авторов. За свой сценарий к фильму "Письма мертвого человека" в 1986 году он был удостоен Государственной премии РСФСР.
Творчество
Первый опыт написания у Аркадия произошел до начала войны. Его первую работу он назвал «Находка майора Ковалева», но текст пропал в блокадном Ленинграде. Поэтому считается, что первым произведением более старшего из братьев Стругацких является рассказ «Как погиб Канг». В 50-х годах Аркадий продолжал творить и вскоре представил повесть под названием «Четвертое царство».
Его первая опубликованная работа называлась «Пепел Бикини». Однако Аркадий писал ее не один, у него появился сокавтор – Лев Петров. Этот рассказ описывает трагические события, произошедшие при испытании водородной бомбы на атолле Бикини.
В 50-х годах Борис присоединился к кругу писателей. Он поддерживал близкие отношения с братьями, переписывался с ними, так как в то время Аркадий еще находился на военной службе.
Совместное творчество
Название первого произведения талантливых братьев — «Извне». Изначально это была небольшая история, затем братья превратили ее в повесть. Рассказ был опубликован в 1958 году на страницах журнала «Техника молодежи».
Через год вышла первая книга от братьев, которую они назвали «Страна багровых туч». По слухам, Аркадий поспорил со своей женой Еленой и победил, написав свою первую книгу. Позже он перенес некоторых персонажей этой книги в свои другие произведения – «Стажеры», «Путь на Амльтею», а также в рассказы, вошедшие в первый совместный сборник братьев – «Шесть спичек». Это стало началом долгого цикла о мире будущего, названного Мир Полудня. Сами авторы потом признавались, что им не против жить в таком идеальном мире.
Десятилетиями Стругацкие лидировали среди фантастических писателей и стали великими мастерами своего жанра. Их произведения вызывали горячие споры и многочасовые дискуссии, и каждое из них не оставалось незамеченным. Критики неоднократно пытались провести параллели между творчеством Стругацких и работами Ивана Ефремова, автора знаменитого произведения «Туманность Андромеды».
Создание братьев Стругацких начиналось в соответствии со стандартами социалистического реализма. Однако уже тогда писатели придавали своим персонажам характер и уникальность. Основные герои Стругацких – люди с интеллектом, гуманисты, отважные исследователи, которые стремятся к развитию мира и продвижению научно-технического прогресса. Кроме того, герои выделялись своим языком, благодаря этому простому, но эффективному приему они становились реальными и узнаваемыми, как будто жили по соседству. Рождение этих героев пришлось на период хрущевской "оттепели", когда люди надеялись на улучшение жизни и продвижение научно-технического прогресса, а также улучшение международных отношений.
Самой значимой книгой того времени стала повесть "Полдень, XXII век", герои которой – счастливые высокоинтеллектуальные люди, смело исследующие космическое пространство.
Однако вскоре в творчество братьев Стругацких влились напряженные нотки. В романе «Далекая Радуга» описывается катастрофа, произошедшая на отдаленной планете. Это последствие неудачного эксперимента ученых, поставившего человека перед сложным выбором. А выбирать приходится из двух зол, прямо как в поговорке.
В повести, которая называется «Попытка к бегству», герои столкнулись с новой проблемой – они внезапно вспомнили свое прошлое и теперь стремятся изгнать этот «палеолит» из своего сознания. В романе «Трудно быть богом» сотрудники Института экспериментальной истории оказываются в похожей ситуации. В своей повести «Хищные вещи века» авторы затрагивают актуальные вопросы современности. Это первое произведение в отечественной литературе, антиутопия в утопии, что делает его особенно актуальным в советской литературе.
Советская цензура
В 1960-е годы братья создали и другие оригинальные произведения литературы. Например, «Понедельник начинается в субботу», где присутствует добродушный и актуальный юмор. Читатели оценили эту работу, и вскоре вышло продолжение под названием «Сказка о Тройке». Теперь уже это не юмор, а прямая сатира.
Произведение вызвало скандал, альманах «Ангара», опубликовавший этот рассказ, вскоре закрыли, и рассказ не печатали долгое время. Такая же участь постигла и другую повесть – «Улитка на склоне», сюжет которой переносит читателя в Лес и в Управление по делам этого же Леса. Советская цензура не обратила внимания на важные вещи, а именно на то, что надвигается прогресс, сносящий на своем пути все преграды, и упорно мчащийся вперед.
Критики также остро отреагировали на сатирическое произведение «Второе нашествие марсиан»: Записки здравомыслящего». Все персонажи получили имена героев из легенд Древней Греции, но это не умаляет критического взгляда на современную ситуацию. Личное достоинство и честь человека – основные темы, затронутые авторами.
Повесть братьев Стругацких «Отель «У Погибшего Альпиниста» также затрагивает похожие темы. В ней основной вопрос заключается в том, готовы ли земляне встретить представителя инопланетного разума. Это произведение стало экспериментом для авторов, объединившим в себе научно-фантастический роман и детектив.
В 70-х годах братья редко публиковали свои произведения из-за давления советских цензоров. Самая известная книга Стругацких «Пикник на обочине» была опубликована в журнале, но затем была запрещена на восемь лет. В 1979 году они написали сценарий на основе этой книги, по которому режиссер Андрей Тарковский снял свой знаменитый «Сталкер».
После аварии на Чернобыльской АЭС эта история была отражена в одной компьютерной игре. Только в 80-е годы, когда братья готовили к выпуску сборник «Неназначенные встречи», они смогли включить в него «Пикник на обочине», правда, сократив его объем. Молодые писатели все еще ощущали давление суровой советской цензуры.
После этого вышли на свет популярные произведения прозаиков – повесть «За миллиард лет до конца света» и роман «Град обреченный», написанные братьями Стругацкими. Позже они опубликовали еще один роман под названием «Хромая судьба», где герои имеют сходство с самими авторами.
Их последняя совместная работа под названием «Жиды города Питера, или Невеселые беседы при свечах» была издана в 1990 году. Через год после этого Аркадия уже не стало, и Борис отправился в одиночное плавание.
Он принял псевдоним С.Витицкий и написал еще два романа – «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» и «Поиск предназначения».
Личная жизнь
Их личная жизнь оставалась в тайне. Только известно, что у Аркадия была семья, а о Борисе ничего неизвестно.
То же самое с детьми литераторов. Даже в интернет-энциклопедии нет информации о их существовании.
Смерть
Аркадий Стругацкий скончался в Москве 12 октября 1991 года, а его брат Борис Стругацкий ушел из жизни в Санкт-Петербурге 19 ноября 2012 года, выжив его на двадцать лет. В соответствии с их завещанием, могилы братьев не существуют, поскольку их прах был развеян по указанным ими местам. Прах старшего брата был развеян вблизи Рязанского шоссе, а прах младшего – над Пулковской обсерваторией.
Произведения
- 1959 — «Страна багровых туч»
- 1960 — «Извне»
- 1960 — «Путь на Амальтею»
- 1961 — «Полдень, XXII век»
- 1962 — «Стажёры»
- 1962 — «Попытка к бегству»
- 1963 — «Далёкая Радуга»
- 1964 — «Трудно быть богом»
- 1965 — «Понедельник начинается в субботу»
- 1965 — «Хищные вещи века»
- 1965 — «Беспокойство»
- 1966-1968 — «Улитка на склоне»
- 1967 — «Гадкие лебеди»
- 1968 — «Второе нашествие марсиан»
- 1968 — «Сказка о Тройке»
- 1969 — «Обитаемый остров»
- 1970 — «Отель „У погибшего альпиниста“»
- 1971 — «Малыш»
- 1972 — «Пикник на обочине»
- 1974 — «Парень из преисподней»
- 1976-1977 — «За миллиард лет до конца света»
- 1980 — «Повесть о дружбе и недружбе»
- 1979-1980 — «Жук в муравейнике»
- 1982 — «Хромая судьба»
- 1985—1986 — «Волны гасят ветер»
- 1988 — «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя»
- 1988—1989 — «Град обреченный»