Царь Давид, второй правитель народа Израильского, управлял страной в течение 47 лет. Его личность осталась в истории как образец достойного правителя.
Давида считали праведным царём и пророком. Согласно библейским предсказаниям, Бог избрал его потомкам для царствования в Израильском царстве и предсказал, что от его потомков родится Мессия. Давид был благочестивым, но его современники также отмечали его мудрость и справедливость, несмотря на то, что он, как и все люди, совершал ошибки, за которые приходилось платить долго. До сих пор историки спорят о характере Давида, многие факты его правления окутаны легендами. Однако археологи смогли найти улики, подтверждающие его реальное существование и правление в Израиле.
Происхождение царя Давида
Согласно Ветхому Завету, примерно в 1035 году до н.э. в городе Вифлееме на берегу реки Иордан вырос младший из восьми сыновей Иессея и его жены Руфи, моавитянки. Этот мальчик вскоре стал известным как будущий царь Давид.
Священные тексты описывают его как необычайно красивого, сильного и красноречивого мальчика. Он также обладал умением играть на древнем струнном инструменте — кинноре.
С детских лет Давид занимался пастушеством, пас стада овец своего отца. Его детство прошло на склонах холмов, окружавших его родной город Вифлеем. Родители были спокойны за свой скот, ведь молодой Давид проявлял удивительную храбрость, защищая овец от львов и медведей, бродивших по этим местам.
Пока Давид пас стада, царствовал Саул, назначенный народом Богом. Однако позднее он оказался негодным в глазах Творца, который разочаровался в своем выборе и повелел Пророку Самуилу найти нового претендента на престол. Выбор пал на Давида, который был помазан как будущий царь. И когда он был помазан, на него сошёл Дух Божий.
Служба при дворе царя Саула
Царь Саул позвал Давида на своё служение, потому что игра на кинноре молодого человека успокаивала его. Однажды Давид отправился навестить своих братьев, которые служили в израильской армии, и там ему пришлось принять вызов филистимлянина по имени Голиаф, огромного великана, который был вооружён «до зубов». Но Давид смог одной пращей одолеть его и обеспечить победу израильской армии. С этого дня Саул окончательно принял его к своему двору.
Созерцая ловкость Давида, Саул обещал отдать его в жёны свою дочь Мелхолу. Однако, условием свадьбы являлся поход против потомков Каслухима. После победы Давид принёс царю двести мешков с отсечёнными мужскими достоинствами, в соответствии с требованием жестокого Саула.
За время службы Давид подружился с сыном царя — Ионафаном. Успешная борьба с филистимлянами и отвага молодого воина заставили народ забыть о царе Сауле, что вызвало в нём ревность и злобу. Саул начал ненавидеть и подозревать Давида. Он задумал убить его тайно, чтобы не вызвать недовольства у людей, восхищавшихся молодым воином. Саул действовал очень аккуратно.
Давид почитал Бога и не желал причинить вред Саулу, который был помазан Богом. Однажды они были в пещере вдвоем, и Давид незаметно срезал кусочек одежды у царя, чтобы продемонстрировать свою способность причинить ему вред, но он этого не сделал.
Однако в один момент Саул не смог сдержать своей враждебности и бросил копье в Давида, но промахнулся. Возникла ситуация, когда Давида могли посадить в тюрьму, и он был вынужден бежать из страны к своим врагам, к пророку Самуилу в Раму.
Самуил послал Давида в убежище, где особенно ощущалась присутствие Всевышнего. Он осознал, что не судьба ему помириться со Саулом, но он сам наполнен Духом Божиим. Вскоре он встретился со своим старым другом, сыном Саула Ионафаном, который подтвердил его сомнения по поводу отца. Ионафан заверил, что мирного урегулирования не будет. Долгое время Давид старался скрыть своих родственников от Саула.
Воцарение Давида
Будущий мессия, преследуемый враждебным тираном, начал собирать вокруг себя верных союзников, которые, также как и он, боролись за свою жизнь. Он также нашел поддержку даже у филистимлян, своих противников. Давид со своими соратниками, их численность к тому времени достигла шестисот человек, занимались грабежами амаликитян и отправляли часть добытого добра царю Ахису.
Во время войны с филистимлянами Давид не участвовал. В это время филистимляне разгромили израильтян в битве при Гелвуе. Там погиб сын Саула, а сам царь приказал удариться копьем в грудь. Воспользовавшись этим временем слабости, Давид с вооруженными людьми отправился в иудейский город Хеврон и провозгласил себя царем. Это стало началом разделения Иудеи от Израиля, где на трон был поставлен сын Саула, Иевосфей.
Эти действия привели к гражданской войне, которая продолжалась около двух лет. Давид одержал победу в этой войне. Старейшины из Израиля отправились к нему в Хеврон и признали его царем над всем народом Израильским. Вскоре после этого он вернул Ковчег Завета из Гефа, который прежде был захвачен филистимлянами. После этого он объединил оба государства.
На первом месте в его правлении стоит ликвидация потомков Саула, а затем война с иевусеями, после которой он захватывает и присоединяет город Иерусалим к своему государству. После этого он переносит туда столицу. Позднее он заключает мир с царем Хирамом из Тира, с которым вместе строит в Иерусалиме деревянный храм.
Со временем Иерусалим становится иудейским центром, и именно туда переносят Ковчег Завета, который делает город основным местом для национального культа, так как Ковчег является самой важной святыней еврейского народа. Он размещается в шатре и охраняется священниками. Давид хотел построить для него храм, но решил не делать этого, так как посчитал, что его руки омаранены кровью его врагов, и это покажется осквернением святыни. Эту задачу выполнит его сын и наследник Соломон.
Внутренняя политика
Давид был человеком, глубоко верующим, и отклонялся от жертвоприношений, что привело к началу религиозной реформы. Ему приписывается написание возвышенных псалмов. Церковные службы станут совершенно другими, они будут мелодичными, поскольку Давид помнил свою юношескую любовь к музыке.
Со временем духовная сфера жизни будет подчинена светским законам, священники будут подчинены первосвященникам. Нельзя не отметить и выдающиеся победы царя Давида на поле битвы, покоренные народы регулярно платили ему дань, поэтому была создана казна. Давид окружил себя отрядом государственных охранников, которых он назвал телохранителями.
Безусловно, следует отметить, что Давид успешно установил укрепленное государство в Израиле, аналогичное европейским странам. Теперь все королевские владения находились под контролем чиновников. Давид попытался провести полную перепись населения, однако не смог завершить начатое дело.
Внешняя политика
В сфере внешней политики Давида достигнуты значительные успехи, благодаря расширению своих владений с использованием военных действий. Он завоевал западную часть Иордании, разгромил арамейцев, находившихся на территории Сирии, и затем присоединил Идумею.
Во время его правления на территории Израиля были обнаружены залежи меди, и Давид заключил соглашение с финикийцами. Сотрудничество с опытными торговцами принесло значительные прибыли. Они приобретали у царя зерно и скот, а в качестве оплаты предлагали неизвестные израильтянам технологии, необходимые им, а также древесину. Израильтяне освоили от более развитых финикийцев искусство письма и получили у них алфавит.
Личная жизнь
Среди всех достоинств царя Давида, его главная черта — любовь к женщинам. Он имел много жен и наложниц, от которых родились множество его детей. В то время это было принято и считалось нормой для многих правителей различных стран, полигамия была распространена и принималась обществом.
Первой женой царя была Мелхола, дочь Саула, от неё у него не было детей. Когда он правил в Хевроне, у царя было шесть жен:
- Ахионама Изеелитянка, от неё у него родился первый сын Амон;
- вторая называлась Авигея, у неё родился Далуия, но, возможно, он умер в младенчестве, так как его упоминание есть только в списке сыновей;
- третья носила имя Мааха и была дочерью царя Гессурского. У Маахи родились двое детей Давида, дочь Фамарь и сын Авессалом;
- четвертая была Аггифа, у неё родился сын Адоний;
- У Авиталы родился Сафатия, пятый ребенок;
- У Аглы родился Ифреам.
Любовные страсти Давида привели к напряженной политической жизни, и его влечение привело к гневу Бога. Его грех состоял в прелюбодеянии. Однажды он встретил чрезвычайно привлекательную женщину и захотел ее, но обнаружил, что она уже была замужем за своим верным военачальником Урией Хеттеем. Ее звали Вирсавия.
Давид был очарован красотой молодой женщины и приказал привести её к себе, не обращая внимания на её семейное положение. Когда женщина забеременела, вернулся её муж. Давид надеялся, что Урий вернется к своей жене и их роман останется тайной, но мужчина отказался войти в дом. Тогда Давид отправил его на войну с приказом поставить его на передовую линию, где Урий был убит.
Поступок царя сильно разгневал пророка Нафана. Он опечален вероломством царя и предсказал помазаннику Божьему наказание. Бог оставит ему жизнь, но он будет наказан четыре раза за свой грех. Первым наказанием будет смерть младшего сына. Вторым — изнасилование дочери Фамарь его первым сыном Амном.
Третьим — смерть Амнома, которого убьет его брат Авессалом из-за недовольства отцом, который не накажет жестокость старшего сына. И, наконец, четвертым наказанием будет то, что Авессалом после убийства постарается скрыться, а затем вероломно нападет на своего отца, желая свергнуть его и самому стать царем.
Однако его замысел потерпит неудачу, войска Давида разгромят его, а Авессалом погибнет. Давид очень любил своих детей и был крайне огорчен этими событиями. Он начал молиться Богу о прощении. И он его получил, и это распространилось даже на брак с Вирсавией, у него родился ещё один сын, будущий наследник Соломон.
Но жизнь уже не текла так спокойно, его ещё один сын, Адония, стал претендовать на власть, организовав заговор, и царь передал корону Соломону. Помимо официальных жен Соломон имел множество наложниц, от которых у него было девять детей. Последняя наложница звалась Ависага, сунамитянка.
Смерть
Смерть Давида настала, когда он достиг семидесяти лет, а его сын Соломон принялся за дело своего отца. Единственное, чему не сулил новый царь, так это войны. О великом правителе написано множество произведений в его честь. В 1997 году был выпущен фильм о его жизни и правлении под названием "Царь Давид: Идеальный властитель".
Искусный скульптор, художник и архитектор Микеланджело Буонарроти создал величественную статую царя Давида в мраморе. Это произведение искусства, высотой пять метров, в настоящее время находится в Академии изящных искусств во Флоренции и является великим культурным достоянием. На скульптуре изображен Давид, готовящийся к битве с Голиафом, и передает его сосредоточенность и решимость.
В религиозных традициях
В еврейской религии утверждается, что мессия должен произойти из потомков Давида и принести перемену в мир, насыщенный насилием и конфликтами. Грядущее пришествие мессии приведет к установлению мира на земле, основанного на любви к Богу.
Давид в христианстве, по Новому Завету, изображается как пророк, герой и предок Иисуса Христа, «Сына Давидова». В православии царь Давид ставится в один ряд с пророками и праведниками Ветхого Завета и играет важную роль в богословии. Одним из ключевых элементов православного богослужения и Ветхого Завета является Псалтырь, или Псалмы Давида, которые прочитываются чаще всего.