Известный американский джазовый музыкант начала 20-го века — Чарли Паркер. Он был саксофонистом и композитором, и его считают одним из основателей стиля бибоп.
Детство и юность
Великий саксофонист джаза появился на свет летом 1920 года в Канзас-Сити, штат Канзас. Интересно, что детство будущего музыканта прошло в городе с таким же названием, но уже в штате Миссури.
Паркер рос в семье афроамериканца, работавшего в цирке, и местной индианки из племени чокто. Жизнь семьи была трудной: отец мальчика зарабатывал на жизнь танцами, пением и игрой на пианино, а мать работала уборщицей в местных больницах и банках. Чарли был единственным ребенком в семье.
Сравнивая снимки семьи Паркеров, можно заметить, что Чарльз очень напоминал своего отца. Воспитанием мальчика в основном занималась его мать. Уже в 14 лет у Чарли появился интерес к музыке, и он начал играть в школьном оркестре на арендованном саксофоне. Увидев увлечение сына музыкой, его мать решила сделать ему подарок, собрав необходимую сумму на покупку его первого саксофона, несмотря на скромный бюджет.
Отец почти не участвовал в воспитании мальчика. До 10 лет Чарли периодически видел своего отца, но потом тот исчез. Впоследствии он вообще исчез. Однако Чарли не унывал, у него был увлеченный саксофон. Подросток проводил по 15 часов в день на репетициях, из-за чего у него даже не хватало времени на учебу в школе.
Музыкальная карьера
В конце 1930-х годов Чарли начал уделять все больше времени игре на саксофоне. Он отлично овладел принципами музыкальной импровизации. Бенни Мотен и Каунт Бейси оказали огромное влияние на развитие музыкального таланта Чарли. Молодой музыкант получал уроки у известного альт-саксофониста Бастера Смита, который также был известен как Профессор Смит.
Свои первые концерты Чарли начал давать в 1936 году, выступая в ночных клубах Канзас-Сити. Однако он не сразу был признан общественностью как гениальный музыкант.
В 1937 году шестнадцатилетний Чарли собирался принять участие в своем первом джем-сейшне вместе с известными музыкантами. Подросток очень волновался перед таким важным событием. Во время выступления юноша потерял мелодию и даже упустил ритм. Тогда барабанщик Джо Джонс перестал играть и бросил свои тарелки под ноги Чарли со знаком презрения. Зрители освистали Паркера.
Чарли рассказывал, что после этого события не смог играть несколько месяцев.
В 1939 году молодой человек решает переехать в Нью-Йорк. Однако гонорары с первых выступлений были настолько мизерными, что Чарли вынужден был подрабатывать. Он мыл посуду в тех же ресторанах и клубах, где и играл.
Невозможно точно проследить этапы развития стиля бибопа. Однако, по словам Паркера, уже в 1939 году во время исполнения песни «Чероки», он заметил, что мелодию можно перенести в любую тональность, используя все 12 звуков хроматической гаммы.
Тем не менее, нововведение молодого исполнителя не было одобрено его коллегами по джазу. Тем не менее, нашлись и такие музыканты, которым идея Паркера пришлась по вкусу. Коулмен Хокинс и Бенни Гудмен принимали участие в создании джазовых композиций в новом стиле. До сих пор композиция «Билли Бонс», исполненная Чарли Паркером, остается эталонным примером жанра.
В 1945 году осенью исполнитель участвовал в записи для лейбла «Savoy», которая по сей день считается величайшей джазовой сессией. Среди произведений, записанных в это время, были композиции «Now’s the Time» и «Ko-Ko».
После этого Чарли отправился в тур по Америке, но его выступления не пользовались большим успехом среди публики. Большая часть музыкантов из оркестра, сопровождавшего Паркера, вернулась в Нью-Йорк. Чарли же остался в Калифорнии и завершил свой гастрольный тур. Опять не устояв перед искушением, артист обменял свой авиабилет на героин.
Чарли был заинтересован в идее объединения классической музыки с джазом. Хотя термин "Третий поток" был введен композитором Шуллером только после смерти Паркера, Чарли всегда был открыт для новых возможностей в классическом джазе. Он следил за последними тенденциями в оперной и симфонической музыке, внесенными Стравинским. Осенью 1949 года артист записал несколько баллад с джазовым оркестром.
К сожалению, во время жизни Паркер не записывал альбомы. Исключением был только сборник «Bird and Diz», который он выпустил вместе с Диззи Гиллеспи в 1952 году. Именно поэтому большинство альбомов Паркера содержат записи его живых выступлений. Одним из наиболее уважаемых исполнений в мире джаза считается версия хита Джорджа Гершвина под названием «Summertime», исполненная Чарли.
Личная жизнь
Чарли Паркер вступил в брак в раннем возрасте, всего 15 лет, он женился на Ребекке Раффинг, которой было 19. Они стали родителями, но брак быстро распался.
В 16 лет Чарли начал употреблять наркотики, вначале морфий в связи с аварией. Позже он перешел на героин и алкоголь, чтобы защититься от ломки, когда не мог найти дозу.
Проблемы с алкоголем и наркотиками приводили к частым инцидентам и отмене концертов у Паркера. Его репутация пострадала, и организаторы вечеринок избегали связываться с ним. За своей порцией Чарли шел на все: выступал на улицах и заложил свой любимый саксофон в ломбард.
В 1948 году Чарли заключил брак во второй раз. Его супругой стала Дорис Грин. После смерти артиста Дорис была признана вдовой Паркера, хотя на самом деле музыкант провел последние пять лет своей жизни с Беверли Дороти Берг, известной под псевдонимом Чан.
В 1943 году восемнадцатилетняя Беверли работала танцовщицей в ночном клубе, где она и познакомилась с Чарли. Хотя долгое время они просто дружили, в их знакомстве Чан успела родить ребенка от другого мужчины и выйти замуж за другого музыканта.
Чан была матерью двоих детей – маленькой При и мальчика по имени Байард. Несмотря на свои проблемы с алкоголем и наркотиками, Чарли оставался заботливым отцом и очень любил своих детей. В 1954 году трехлетняя При неожиданно умерла, и это стало для Чарли настоящим ударом. Он вернулся к своим старым привычкам и снова начал употреблять героин. Мужчина даже дважды пытался покончить с собой.
В последующие лета Чан написала свою собственную автобиографию с названием «Мои переживания в ми-бемоль». В этой книге она рассказала о своих отношениях с Чарли Паркером и об их сложной коммуникации. Этот роман послужил основой для фильма «Птица», который был снят режиссёром Клинтом Иствудом. В роли Чарли Паркера выступил известный актёр Форест Уитакер.
Смерть и память
Весной 1955 года скончался выдающийся саксофонист. Мужчина скончался в номере гостиницы «Стэнхоул», который был арендован баронессой Панноника де Кёнигсвартер, являвшейся защитницей Паркера.
Музыкант умер во время просмотра концерта Джимми и Томми Дорси. Официальная версия причины смерти гласит, что он умер от сердечного приступа или язвы желудка. Однако нездоровый образ жизни оставил след на всем организме Чарли Паркера. У него был цирроз печени, он болел пневмонией.
Когда полиция прибыла на место его смерти, полицейский определил возраст покойного примерно в 53 года. На самом деле тогда Чарли Паркеру было всего 35 лет.
После кончины саксофониста вышла целая серия его альбомов. В 50-х годах была выпущена коллекция под названием «Чарли Паркер: Гений саксофона». В 70-х годах появился альбом под названием «Бессмертный Чарли Паркер».
Чарли Паркер до сих пор остается одним из величайших музыкантов прошлого века. Образ Паркера активно используется в литературе и киноиндустрии. В честь 50-летия со дня его смерти в 2005 году была выпущена специальная серия альт-саксофонов.
Если вы обнаружили ошибку в написании, пожалуйста, сообщите нам, выделив этот текст и коснитесь выделенного текста.