Цицерон — биография древнеримского оратора и философа

Марк Туллий, известный под именем Цицерон, считается одним из самых талантливых ораторов древнего Рима. Благодаря своему искусству убеждения и мастерству слова, он добился больших успехов в политике. Его работы по литературе, философии и риторике всё так же актуальны и в наше время.

Детство

Известный политический деятель завет свое происхождение в Древнем Риме, и его биография полна неизведанных загадок, которые освещены сохранившимися произведениями.

Так, Марк Туллий Цицерон родился 3 января 106 года до н.э. Это число не входило в число любимых дней для Цицерона, и он не считал его особенно значимым. Сразу же после рождения его отдали на воспитание кормилице, несмотря на легкий труд родов. Именно этой женщине, покормившей Цицерона грудным молоком, было явлено видение, из которого она заключила, что этот мальчик — «полезный для римлян».

Марк Туллий появился на свет в имении своего деда, расположенном неподалеку от реки Фибрен рядом с Арпином. Родители мальчика были не обычными: отец был римским всадником, получившим множество травм и не смог построить карьеру, мать — представительница знатного происхождения, ведшая "безупречный образ жизни". Марк был старшим из двух братьев. Младший, Квинт, также судьба одарила даром оратора и мыслителя.

Умственные способности мальчика проявились с ранних лет. Он был очень сообразительным для своего возраста, поэтому получение начального образования было необходимо. После переезда в Арпино Марк начал изучать основы начальной школы. Несмотря на блестящие способности Цицерона, многие современники часто указывали на его "деревенское рождение" и считали недостойным внимания.

Близкие родственники мальчика были уважаемыми людьми. Например, муж тети поддерживал близкие отношения с влиятельным оратором Луцием Лицинием Крассом. Именно этот дядя стал вдохновителем для талантливого племянника, поскольку он был очень умным и отлично разбирался в основах гражданского права.

В детстве Цицерон часто посещал Рим вместе со своим двоюродным братом, чтобы общаться с полководцем и политиком Крассом.

Цицерон с удовольствием учился. Его современники замечали, что ему легко давались правописание, произношение и математические операции. Поэтому его стремление к знаниям казалось безграничным. Уже в юношеском возрасте он изучал основы греческого языка и обучался у лучших учителей из Греции.

Ораторство

Совладение искусством красноречия стало страстью Цицерона на всю его жизнь. Он активно писал сочинения на различные темы, чтобы улучшить свои навыки ораторского искусства. Философ смог простым языком объяснить сложности теории и практики публичных выступлений. Его трудам посвящены такие произведения, как «Об ораторе», «Оратор», «О построении речи», «Бруте», «О нахождении материала».

В то время Марк Туллий не был удовлетворен только риторическим образованием, и поэтому он также использовал творчество для воздействия на своих учеников. Цицерон установил очень высокие стандарты, и не каждый новый оратор мог достичь такого же успеха. Согласно Цицерону, оратор должен был быть хорошо осведомлен в нескольких областях — истории, права, риторики и философии.

Только образование и кругозор были недостаточными для максимального воздействия на аудиторию — говорить нужно было с душой, проявляя тактичность. За свою жизнь философ дал людям множество драгоценных советов, включая золотое правило — избегать излишнего использования риторических фигур. Он также рекомендовал использовать неологизмы, но при этом объяснять их значение.

Он подчеркивал важность изобразительных средств, предлагая использовать живые метафоры. Философские темы помогали образно выражать свои мысли. Кроме советов по содержанию выступления, Цицерон также акцентировал внимание на дикции и рекомендовал практиковаться в четкости произношения. Он сам в качестве образца использовал речь пожилых римских женщин.

Когда речь идет о политическом или судебном выступлении, оно должно иметь четкую структуру, отличную от обычных выступлений. Использование шуток и пафоса не приведет к максимальному воздействию, но в умеренном количестве эти методы могут оживить выступление и помочь удержать внимание аудитории. Оратору важно тонко чувствовать эту грань. Наиболее эмоциональной частью должен быть заключительный отрывок. Только так, согласно высказыванию Марка Туллия, можно добиться желаемого эффекта.

Цицерон в своих выступлениях подчеркивал важность литературы как для авторов, так и для читателей. Часто писатели художественных произведений рассказывали о подвигах известных людей и деятелей, вдохновляя своих читателей. Он советовал всем, кто обладал литературным талантом, постоянно его развивать, так как только сам талант не достаточен для мастерства в слове.

Взгляды Цицерона на поэзию были консервативными, он отдавал предпочтение традиционным формам стихосложения и критиковал творчество поэтов-модернистов. Он считал современную поэзию целью, а не средством для прославления родины и воспитания патриотов. В основном он предпочитал эпическую поэзию и трагедии.

Цицерон понимал историю как искусство прекрасной речи, а не как область чистой науки. Философ неоднократно призывал своих соотечественников к тому, чтобы зафиксировать исторические события, произошедшие в недавнем прошлом. При этом он считал, что внимание следует уделять не столько древним временам, сколько описанию событий, произошедших недавно, чтобы заинтересовать читателей.

Политические взгляды

В политической сфере Цицерон проявил себя как теоретик и практик, сделав значительный вклад в теорию государства и права. Некоторые исследователи отмечают противоречия между его письменными работами и устными высказываниями. Однако, согласно советскому ученому С.Л. Утченко, Цицерон в своих политических трактатах представил новаторские идеи, которые были успешно применены на практике. Для Марка Туллия изучение философии было неотъемлемой частью государственной деятельности.

В 25 лет Цицерон уже успешно выступал перед аудиторией. Его первое выступление было посвящено диктатору Сулле. Мнения оратора вызывали разногласия, однако Марк Туллий не стал объектом преследований со стороны власти. Позже философ переехал в Афины, где продолжил изучать предпочитаемые науки. Вернуться на родину Цицерон решил только после смерти диктатора и начал выступать в качестве защитника на судебных заседаниях.

Основу политических взглядов Цицерона составили греческие идеи, однако он ближе ощущал себя к римскому государству. Основная тема исследований и размышлений оратора была связана с Римской республикой и ее отличиями от греческих полисов. В своем трактате "О государстве" философ утверждал, что государство принадлежит народу, но для достижения согласия между людьми необходимы правовые вопросы и общие интересы.

По мнению Цицерона, в Римской республике необходим был лидер, способный разрешить проблемы и разногласия народа. Принцип власти, установленный Октавианом Августом, не соответствовал взглядам философа, который считал себя сторонником республиканцев с их разнообразными точками зрения. В настоящее время историки и ученые активно обсуждают вопрос о сущности высшего лидера. Мнение Цицерона по этому вопросу остается неизвестным из-за фрагментарности его сочинений (они дошли до нас не полностью).

В течение длительного времени политик стремился найти идеальные законы, способные обеспечить сохранение государства. По его мнению, у страны есть только два будущих пути — либо процветание, либо упадок. Для достижения второго варианта необходима хорошая законодательная база. Однако философ не верил в судьбу и относился скептически ко всем утверждениям на этот счет.

Трактат с названием "О законах", написанный Цицероном, содержит теорию естественного права. По его мнению, законы одинаковы и для людей, и для богов. Оратор пытался донести мысль о том, что действия человека связаны с высшим разумом, закладывающимся в природе, и что человеческие законы, созданные путем общения, имеют свои отличительные черты от природных законов.

Цицерон считал, что право — это сложная наука, которая даже не подвластна судебным ораторам. Он советовал внедрять философские методы и теории в изучение права, чтобы улучшить ситуацию. Только тогда законы станут истинным искусством.

По мнению Цицерона, справедливости нет в повседневной жизни. Но когда настанет час расплаты, каждый получит то, что заслуживает за свои поступки. Иногда строгое следование законам может привести к серьезным ошибкам, и Цицерон старался предотвратить их, способствуя улучшению отношения к рабам.

Цицерон активно критиковал политическую систему и подтверждал свои слова трактатами. После смерти Цезаря были опубликованы его произведения с заголовками "О дружбе" и "Об обязанностях", в которых он выражал свои мысли о будущем Рима после падения республиканского строя. Многие годы спустя после его смерти эти работы стали широко известными благодаря выразительным цитатам, содержащим истинный смысл.

Личная жизнь

Личная жизнь Цицерона, подобно его биографии, была сложной и запутанной. У оратора было два брака. Он провел большую часть своей жизни с первой женой по имени Теренция, которая происходила из знатного и уважаемого рода. Вместе у них родились двое детей. Их дочь умерла в раннем возрасте, а сын остался здоровым.

Первый брак Цицерона длился 30 лет, до тех пор, пока он не женился повторно в 60 лет. Его вторая жена, по имени Публия, была намного моложе своего мужа, но это не смущало философа. Однако их брак был нарушен ревностью со стороны второй жены, и в итоге семья распалась.

Преследования и смерть

После убийства Цезаря философ был объявлен врагом государства из-за своих высказываний об Антонии. В дополнение к официальному статусу врага государства, ему были наложены другие меры — конфискация имущества и награда за его убийство или предательство.

Оратор узнал о происшествии от своего брата. Изначально они планировали отправиться в Астру, а затем в Македонию. Но из-за нехватки времени на сборы, Квинт решил вернуться за вещами, чтобы затем догнать брата в пути. Однако он был скоро обнаружен, и его убийство не заставило себя ждать. Цицерону удалось скрыться на судне, но после долгих поисков он был вынужден вернуться в свою виллу в Формии.

Долгое время предатели искали Марка Туллия, и в конце концов его поимали неподалеку от его виллы. Плащ, который был накинут на голову оратора, вороны сорвали, словно пытаясь спасти его. Рабы несли измученного Цицерона на носилках к морю и надеялись его спасти. Но он приказал им остановиться, предвидя, что его время скоро придет.

Центурион Геренний и военный трибун Попиллий (убийцы) совершили убийство: отрубили философу голову и руки за его высказывания и написанные речи против Антония. Перед смертью оратор пристально посмотрел на палачей, а затем сам вытянул шею и опустил голову, будучи готов к казни.

Жизнь этого человека была полна трудов: риторика, ораторство, право, философия. Изречения Марка Туллия остаются актуальными и в наши дни. Их глубокий смысл сохраняется вместе со временем, что подтверждает его выдающийся ум и способность к глубокомысленному мышлению.

Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий