Давид Тухманов – известный российский музыкант, композитор, автор мелодий к известным песням. Он написал несколько сотен композиций, многие из которых стали популярными хитами.
Свою творческую карьеру Давид Тухманов начал еще в 60-е годы прошлого века. Благодаря своему уникальному таланту композитор быстро стал известным и заслужил репутацию мастера своего дела.
Несмотря на то, что Давид Федорович отметил свое 80-летие в 2020 году, он все еще активно работает и радует поклонников новыми музыкальными шедеврами.
Композитор истинной фамилии — Туманян. Его отец, армянин по национальности, вступил в брак с русской девушкой Верой Карасевой еще в первой половине прошлого века. Молодая пара, состоявшая из интеллигентных людей, проживала в Москве, где 20 июля 1940 года появился на свет их единственный сын Давид.
Вера Анатольевна сама была талантливым музыкантом и состояла в дружбе с семьей композиторов Гнесиных. Именно она заложила в сыне любовь к искусству и активно развивала его таланты. В четырехлетнем возрасте мальчик сочинил свою первую музыкальную композицию — фортепианное произведение на две руки. Сначала женщина занималась с Давидом сама, затем отвела его в музыкальную школу.
Будущий композитор не был прилежным учеником, вместо изучения нот он предпочитал игры с друзьями. Однако ему легко давалась учеба, и он всегда был готов к урокам, не тратя особых усилий.
После окончания музыкальной школы, Тухманов поступил в знаменитую Гнесинку.
Творчество
Давид Федорович в начале своего творческого пути занимался написанием музыки для фортепиано. С возрастанием опыта он начал писать лирические композиции и аранжировки к популярным песням. После службы в армии он полностью переключился на эстрадный жанр.
Песня «Последняя электричка» принесла Тухманову всеобщую любовь и мгновенно стала хитом. Его песни исполняли знаменитые артисты, такие как Иосиф Кобзон, Александр Градский, Лев Лещенко, Олег Митяев, Валерия, группа «Веселые ребята» и многие другие.
Патриотические музыкальные произведения являются особой главой в творческой биографии автора. Большинство его произведений получили высокую оценку как музыкальных критиков, так и слушателей. Нет ни одного человека в стране, который не знал бы его песню "День Победы", которая стала вершиной творчества Давида Тухманова.
Немногие знают, что композиция не сразу стала главным гимном страны в праздник 9 мая. "День Победы" долгое время был запрещен художественным советом из-за слишком западного звучания мелодии. Если бы Лев Лещенко не рискнул и не исполнил эту песню на концерте в День милиции, неизвестно, как бы сложилась ее судьба.
Талант Тухманова поистине уникален: обладая классическим симфоническим образованием, он гармонично вошел в новый для себя жанр эстрадной музыки и стал в нем настоящим законодателем музыкальной моды.
Тухманов создал для отечественной эстрады множество хитов, в числе которых «Олимпиада-80», «Так не должно быть», «Как жаль», «Вечная весна». Композитор был первым, кто осмелился объединить классическую музыку и хард-рок на советской эстраде. Его смелый подход позволил ему успешно руководить коллективом «Электроклуб» в жанре электропоп на протяжении нескольких лет.
Сам автор никогда не ограничивал себя определенным жанром: помимо популярных композиций, он также создавал музыку для детей и писал саундтреки к фильмам. Однако это не означает, что он игнорировал классическую музыку. Напротив, он активно участвовал в создании оперы "Царица", которая переносила зрителей в эпоху Екатерины Великой. Премьера этого спектакля состоялась на известных сценах — Большом и Александровском театрах, а также в "Геликон-опере".
Важно отметить, что маэстро посвятил много времени и сил своей работе в театре: он написал огромное количество музыки для различных спектаклей и мюзиклов. Также он внес большой вклад в кинематограф, создавая музыкальное сопровождение к нескольким десяткам фильмов. Песни Тухманова звучат в таких известных картинах, как «Куколка», «Эта веселая планета», «Инопланетянка», «Дорогой мальчик».
Его хиты «Джоконда» и «Чистые пруды», исполненные Александром Градским и Игорем Тальковым, стали чрезвычайно популярными. А кто забудет знаменитую песню «Родина моя», где звучала строка «Я, ты, он, она – вместе целая страна», будто первый советский рэп? Эту композицию исполнила неподражаемая София Ротару вместе с детским коллективом «Непоседы».
В каждой работе Давида Федоровича проявлялись новаторство и стремление к экспериментам. Например, песни, написанные для Валерия Леонтьева, вызвали настоящий фурор на российской эстраде. Композиции «Ненаглядная сторона» и «Кружатся диски», музыку к которым сочинил Тухманов, буквально взбудоражили публику. Коллектив «Москва» — еще один проект, подтвердивший эпатажный статус мастера.
Однако, в процессе своего творчества, композитор столкнулся с неприятностями: зрители и государственные чиновники не всегда одобряли его новаторские идеи. Хард-рок вызвал негативную реакцию у высших чиновников Минкульта, в результате чего группе «Москва» пришлось прекратить свою деятельность. Даже то, что в песнях коллектива звучали стихи русских классиков, не помогло им сохраниться.
В багаже наград Тухманова находится множество государственных и музыкальных премий, его вклад в отечественную культуру был высоко оценен и отмечен званием Народного артиста РФ. Его мелодии объединяет одно: они несут в себе мощный заряд позитива и добра для людей всех поколений и социальных групп.
В 90-х годах композитор тесно сотрудничал с известным детским поэтом Юрием Энтиным. Их совместные произведения звучали на сцене в исполнении коллектива «Непоседы» и других молодых певцов. Жизнь сложилась так, что в определенный момент автор переехал в Израиль. Несмотря на это, он продолжал творить исключительно для российских слушателей и участвовать в отечественных проектах.
Мастер ответил на вопрос о том, как в его уме зарождается музыка, утверждая, что это часто происходит внезапно и неожиданно. Мелодия возникает как искра, мгновенное откровение, которое нужно как можно скорее зафиксировать и переложить на ноты.
Его творчество – это не что-то спонтанное, а кропотливая, ежедневная работа с инструментом. Именно благодаря профессионализму и терпению Тухманова публика имеет возможность наслаждаться истинными музыкальными шедеврами, вышедшими из-под его пера. Сам композитор полагает, что мелодия должна звучать легко и искренне, несущая в себе заряд положительных эмоций.
После премьеры оперы «Царицы» в 2010 году, композитор задумался о создании следующего музыкального произведения. Некоторое время он сохранял тайну о деталях своего нового проекта, но вскоре стало известно, что его название будет «Иосиф и братья». Либретто к опере было написано Юрием Ряшенцевым, который также является автором сценария для оперы «Царица».
Личная жизнь
Известно, что Давид Федорович находится в своем третьем браке, и он не скрывает этого. Его первой женой была известная поэтесса и певица Татьяна Сашко, которую многие называют первым отечественным продюсером. В советское время мало кто знал о продюсерской деятельности, но благодаря поддержке Татьяны музыканту удавалось выпускать хит за хитом.
Новая жена сразу увидела в композиторе способность сочетать классическую музыку с современными ритмами и создавать настоящие шедевры. Сашко помогала выбирать авторов стихов и исполнителей для произведений своего мужа, а также занималась дизайном их альбомов. Текст песни «Эти глаза напротив» принадлежит Татьяне.
Их дочь Настя родилась в 1974 году. Несмотря на то, что она выросла в музыкальной семье, она не пошла по стопам своих родителей и поступила в МГИМО, чтобы стать журналисткой.
В 1986 году артист вступил во второй брак с женщиной по имени Наталья. Однако через два года пара развелась. После разрыва с женой, композитор уехал в Гамбург. По возвращению он обнаружил, что его экс-супруга завладела пятикомнатной квартирой на Кутузовском, сменив замки и проведя приватизацию. Для восстановления своих прав Давид Федорович пришлось приложить значительные усилия в суде.
Во время путешествия в Германию музыкант встретил Любовь, которая стала его третьей женой, партнером и музой. Западная Европа стала для Тухманова островком счастья и местом, где его личная жизнь, наконец, улучшилась. Здесь он продолжал сочинять музыку, одновременно выступая в местных заведениях и создавая аранжировки для немецких музыкантов.
Мастер не считал, что он находится в эмиграции. Он называл этот период своей жизни продолжительным зарубежным путешествием. Давид Федорович вспоминает, как с интересом заводил новые знакомства, слушал мнение иностранной публики о своем творчестве.
В 90-е годы музыкант вместе со своей женой переехал в Израиль, но несколько месяцев в году проводит в Германии. О родине артист тоже не забывает, регулярно приезжая на различные мероприятия. С первой женой и дочерью Тухманов не общается, и о причинах разрыва отношений не распространяется.
В 2020 году автор популярных песен отметил свое 80-летие, но из-за ограничений, связанных с COVID-19, не смог вернуться на родину. В поддержку музыканта на официальном сайте Кремля была опубликована статья с поздравлением от президента России Владимира Путина и премьер-министра Михаила Мишустина. Поздравления и пожелания здоровья пришли от родственников, друзей и поклонников со всего мира.
Несмотря на текущую ситуацию, композитор продолжает работать над новыми проектами и поддерживать связь с коллегами, хотя последнее время это происходит в основном через интернет. Сам Давид Федорович считает, что работа в онлайн-формате неестественна и менее эффективна.
Накануне своего юбилея артиста удостоили почетной награды – он стал лауреатом Государственной премии. К сожалению, из-за обстоятельств он не смог лично принять участие в церемонии, и вместо этого наблюдал за награждением по телевизору.
- Тухманов вместе с Рубальской написал композицию "Напрасные слова" для фильма "Следствие ведут ЗнаТоКи". В 1987 году она прозвучала в сериале "Бумеранг" в исполнении Ирины Аллегровой и стала популярной благодаря Александру Малинину.
- Для фильма "Эта веселая планета" Давид Федорович записал с Игорем Шафераном песню "Белый танец", которую впервые исполнила Татьяна Сашко.
- Мехрдад Бади, солист "Арсенал", исполнил песню "Я мысленно вхожу в ваш кабинет". Запись происходила подпольно из-за давления властей.