Дева Мария – выдающаяся личность в христианской истории, которую почитают как одну из самых почитаемых фигур в христианстве. Её роль как мать Иисуса Христа придает ей особое значение. В христианских общинах она также почитается как Матерь Божия и Царица Небесная. Важно отметить, что в текстах Библии Мария упоминается по имени, а не как «Богородица».
Согласно начальным отрывкам от Матфея и Луки, Мария родилась в Галилее и была девушкой из Назарета. Её обручили с Иосифом, но она осталась девственницей и зачала Иисуса чудесным образом, по воле Святого Духа. Такие события сделали Марию ключевой фигурой в христианской вере и истории.
Детство
Иоаким и Анна, глубоко верующие и праведные люди, были родителями Богородицы. Оба супруга строго придерживались божьих заповедей и жили в согласии и любви. Однако их семейная жизнь омрачалась невозможностью иметь детей. Несмотря на годы молитв и усилий, они не получали ответа на свои мольбы. К тому же, окружающие издевались и насмехались над ними из-за этого горя.
Существует несогласие относительно места рождения Богородицы: некоторые святые утверждают, что она родилась в Иерусалиме, в то время как другие указывают на Сепфорис возле Назарета, в Галилее.
Пер сюжетам, против Иоакима и Анны долгие времена были бесплодны. Когда верхосвятитель отнял у Иоакима возможность принести жертву Богу из-за отсутствия детей, Иоаким ушел в пустыню, а Анна осталась одна дома. В этот тяжелый момент обоим явилось видение ангела, который объявил, что Господь услышал их молитвы, и они скоро станут родителями ребенка, о котором узнает весь мир.
Анна забеременела, и через девять месяцев родила дочь. Считается, что зачатие произошло 9 декабря, поскольку Рождество Богородицы (8 сентября) отстоит от этой даты на девять месяцев. Димитрий Ростовский упоминает легенду о том, что Пресвятая Дева родилась через семь месяцев, но этому нет никаких подтверждений.
Евангелие от Луки рассказывает о том, что Мария была связана с семьей священника Захарии, который был из колена Левия и потомка Аарона. Считается, что как и её обрученный Иосиф, Мария также была потомком Давида, и, следовательно, из колена Иуды. Согласно Евангелию от Луки, родословная Марии описана, хотя её имя не упоминается, в то время как родословная Иосифа приведена в Евангелии от Матфея.
В своё детство Мария провела в Назарете вместе с родителями, по предположению.
Анна и Иоаким прожили в браке около 50 лет, бездетные. Однако однажды, прогуливаясь по саду, Анна увидела ангела, который обещал ей материнство, и что её ребенок прославится во всем мире. Когда Анна поделилась этим с Иоакимом, оказалось, что и он тоже видел ангела, который обещал скорое появление ребенка.
После того, как Анна забеременела, они обещали посвятить своего новорожденного ребенка служению Господу. Когда их дочь появилась на свет, они назвали ее Марией (что в переводе с иврита означает «прекрасная», «сильная»). Те же соседи, которые раньше издевались над этой парой, теперь удивлялись этому чуду.
Мария была воспитана своими родителями для выполнения своего обета и в три года они передали ее в иерусалимский храм. И выяснилось, что это было легко, так как она с легкостью преодолела пятнадцать ступенек, что обычно с трудом делают даже взрослые.
По прошествии нескольких лет Иоаким и Анна умерли, но Мария осталась в храме, учась в специальной школе вместе с другими девушками.
Они изучали основы наук, Слово Божье, а также готовились к ведению хозяйства и воспитанию детей. Мария была в этой школе до 12 лет, преуспевая в шитье. Существует легенда, что ей доверили сшить занавес и покрывало для храма.
Имея такое воспитание, Мария могла бы стать желанной невестой благодаря своей трудолюбивости, набожности и образованности. Однако она посвятила себя Богу, что вызвало проблемы, так как в те времена зрелым девушкам было запрещено проживать в храме. Священники, уважавшие Марию, нашли решение: они устроили её замужество за пожилого вдовца Иосифа, чтобы он смог сохранить её девственность и помочь ей соблюсти обет.
Иосиф изначально не был в восторге от этого брака и опасался осуждения, но в конце концов принял Марию в свой дом в качестве жены по воле священников.
Рождество Христово
В соответствии с указом римской администрации о проведении переписи населения, Мария и Иосиф, принадлежащие к роду Давида, отправились в Вифлеем — город царя Давида. По прибытии они обнаружили, что из-за большого скопления народа все гостиницы были заняты, и им пришлось искать убежище в стойле. Именно здесь родился Иисус, лежавший в яслях, поскольку другого места для него не нашлось. Этот скромный акт рождения был ознаменован поклонением пастухов, которые первыми узнали о рождении Спасителя.
Восьмого дня после рождения ребенка его обрезали в соответствии с иудейским законом, а когда ему исполнилось сорок дней, его принесли в Иерусалимский храм для проведения обряда Сретения. В храме их встретил Симеон Богоприимец, который пророчески предсказал Марии грядущие страдания, что нашло отражение в иконографии Богородицы, изображаемой с пронзенным мечом сердцем.
Из-за того, что царь Ирод устроил убийство младенцев, Святая семья была вынуждена покинуть Израиль, чтобы спасти Иисуса.
Когда Иосиф ушел на работу, Мария оставалась одна и много времени уделяла молитвам и домашним делам. В один момент к ней пришел ангел и возвестил о скором рождении сына, который должен был стать спасителем человечества. Для Марии, девственницы, это было истинным чудом, так как она узнала, что зачатие произойдет по воле Высшей силы. Это событие отмечается в христианстве как праздник Благовещения.
После возвращения Иосиф заметил перемены в Марии. Сначала он не поверил её словам и подумал, что она подверглась обману. Но вскоре явился ангел и сообщил о непорочном зачатии. Это убедило Иосифа в невиновности Марии, и он решил оставить её у себя.
Перед самыми родами Марии, когда римский император Август объявил о переписи, Иосиф и Мария отправились в Вифлеем. Из-за большого наплыва народа им не удалось найти место для ночлега, поэтому им пришлось остановиться в пещере, где пастухи укрывали скот. В этом простом убежище Мария родила сына и положила его в ясли.
В ту ночь над пещерой засияла Вифлеемская звезда, символизирующая появление на земле чуда. Её свет заметили волхвы, которые сразу же отправились в Вифлеем, чтобы поклониться новорожденному и принести ему дары.
На седьмой день после рождения Иисуса было совершено его обрезание, и ему было дано имя. Когда Иисус был представлен в храме, его благословил старец Симеон, который осознал, кто стоит перед ним, и предсказал Марии сложную судьбу её и её сына.
Евангельское повествование
Во время пребывания Святой Девы Марии, вместе с ее мужем Иосифом и младенцем Иисусом в Вифлееме, царь Ирод услышал о рождении Сына Божьего. Ирод, известный жестокостью и амбициями, стремился узнать, в какой семье родился Иисус, но предсказатели не смогли дать точного ответа на его вопрос.
Ирод, не раздумывая, приказал убить всех новорожденных младенцев в Вифлееме, в попытке уничтожить потенциальную угрозу своему трону. Однако опасность, нависшая над Святой Семьей, была предотвращена благодаря ангелу, который предупредил Иосифа во сне о грядущей беде. После этого предупреждения плотник вместе со своей семьей бежал в Египет и пробыл там, пока опасность не миновала, после чего они вернулись в Назарет.
В Евангелиях о дальнейшей судьбе Богородицы мало упоминаний. Известно, что Мария всегда находилась рядом с Иисусом Христом, поддерживая его в миссии и помогая распространять Слово Божие среди людей. Она была свидетельницей чуда превращения воды в вино, одного из первых чудес, совершенных Иисусом.
Марии, конечно, было нелегко, так как проповеди Иисуса часто вызывали недовольство и даже агрессию у тех, кто отвергал новые религиозные учения.
В день казни Иисуса Христа, когда его предали на распятие по приказу Понтия Пилата, Мария глубоко переживала страдания своего сына. Она ощутила неимоверную боль, увидев, как гвозди пронзают его ладони, и на мгновение потеряла сознание от перенесенного шока. Несмотря на то, что Мария знала о предопределенной судьбе Иисуса принести себя в жертву за грехи человечества, материнское сердце едва выдерживало такое испытание.
Успение Богородицы
После долгих испытаний Мария решила провести остаток своей жизни на святой горе Афон, где она проповедовала среди язычников, принеся им Слово Божье. В настоящее время на этом месте находится большой комплекс монастырей и церквей, в которых хранятся свидетельства и чудеса, совершенные Богородицей. Среди них есть множество чудотворных икон, многие из которых, по преданию, несотворенные руками человека, а также пояс Богородицы, который находится в монастыре Ватопед. В этих местах также находятся мощи святых, признанных церковью святыми.
Подходя к завершению своей земной жизни, Мария все больше времени уделяла молитве, сердечно желая быть со своим сыном. Однажды ангел возвестил ей, что ее молитвы были услышаны, и через три дня ее желание будет исполнено. Мария, восторженно воспринявшая эту весть, посвятила последние дни своей жизни прощаниям с близкими.
В день ее кончины Мария лежала на смертном одре, окруженная теми, кто был ей дорог. Все они стали свидетелями удивительного чуда: сам Иисус Христос сошел с небес, чтобы забрать душу своей матери в Царство Небесное. Тело Марии, оставшееся на земле, излучало благодать.
Согласно записям историка Евсевия Кесарийского, Мария умерла в 48 году нашей эры. Однако существуют и другие источники, указывающие как на более ранние, так и на более поздние даты. По библейским преданиям, Богородица прожила 72 года.
После того, как прошло некоторое время после её кончины, апостолы обнаружили, что тело Богородицы исчезло из могилы. В этот же день она явилась им и сказала, что её тело было вознесено на небо, чтобы она смогла заступаться перед Богом за всех нуждающихся в помощи. С тех пор День Успения Богородицы стал одним из важнейших христианских праздников.
Традиции почитания
В почетной памяти Богородицы среди первых последователей Христа обнаруживаются её изображения, которые датируются III веком, в римских катакомбах. Эти места служили спасением для христиан, где они собирались для богослужений и скрывались от преследований. В частности, в катакомбах Киметерии Присциллы были обнаружены фрески с изображениями Девы Марии, включая сцены «Пророк Валаам перед Марией, кормящей младенца грудью» и «Поклонение волхвов». Эти изображения сохранили древние черты, подчеркивая важность и силу материнского образа, особенно выделяясь выразительными черными глазами. Важным событием в истории почитания Богородицы стал 431 год, когда Третий Вселенский собор окончательно решил вопрос о почитании Марии как Богородицы в ходе осуждения ереси Константинопольского патриарха Нестория.
Византийский культ, посвященный Богородице, имеет свои корни в Константинополе, где 11 мая 330 года Константин Великий перенес столицу Римской империи и посвятил её Пресвятой Богородице. Этот праздник известен как «обновление Царьграда», а его тропарь гласит: «Град Богородицы передает и посвящает своё начало Божией Матери…». Мозаика, находящаяся у южного входа в храм Святой Софии, изображает Богородицу, держащую младенца в руках, с боковым изображением Константина Великого и Юстиниана Великого. В Константинополе археологические раскопки обнаружили около 200 храмов, посвященных Богородице.
Мусульмане, которые почитают Христа как пророка, также уделяют внимание Богородице. Согласно их преданию, Иса (Иисус) совершил первое чудо еще в утробе Марии, указав ей на родник и финиковую пальму в день родов.
На многих иконах Богородицу изображают с лилиями, символизирующими её девственность и чистоту. Внешность Марии описана в трудах церковного историка Никифора Каллиста. Он описывает её как женщину среднего роста, с золотистыми волосами, оливковыми глазами, сочными губами, изогнутыми бровями и длинными руками и пальцами.
После смерти Богородицы существует несколько мест, считающихся её уделами, где, по преданию, молитвы будут услышаны. Эти места включают гору Афон, Киево-Печерскую лавру, Иберию и Серафимо-Дивеевский монастырь.
8 декабря является священным днем в память о непорочном зачатии Девы Марии. В некоторых странах этот день также является выходным, включая Италию, Австрию, Швейцарию, Испанию, Аргентину и Восточный Тимор.
Хотя гора Афон считается святым местом, принадлежащим Деве Марии, женщинам запрещено посещать территорию монастырских комплексов. Несмотря на это правило, есть несколько случаев в истории, когда оно было нарушено из крайней необходимости.