Диего Ривера — биография художника и произведения

Известный мексиканский монументалист Диего Ривера был сторонником левых политических взглядов. Он считается основным мужчиной в жизни знаменитой портретистки Фриды Кало.

Чаще всего имя эксцентричного монументалиста Диего Риверы ассоциируется с экспрессивной портретисткой Фридой Кало, которая была его любовью, музой и соратницей на протяжении многих лет. Тем не менее в его биографии были и другие, не менее яркие моменты, связанные с творческим поиском, политическими взглядами и другими женщинами.

Риверу считают одним из наиболее важных художников первой половины 20-го века. Его харизматичная личность буквально притягивала внимание к его творчеству и личности.

Детство и юность

Диего Мария де ла Консепсьон Хуан Непомусено Эстанислао де ла Ривера и Баррьентос Акоста и Родригес — такое полное имя у мексиканского художника. Его день рождения — 8 декабря 1886 года, он родился в столице штата Гуанохуато, на северо-западе Мексики. Семья была обеспеченной, отец происходил из знатного испанского рода.

Рождение Диего и его брата-близнеца для матери было тяжелым испытанием — она потеряла много крови и чуть не погибла. Будущий художник тоже был на грани смерти, но все-таки выжил, в отличие от брата, который умер во втором году жизни.

Как только маленький Ривера научился ходить, его талант к рисованию стал заметен. Он рисовал стены своего дома, где жила его семья. Его родители были вынуждены повесить холсты на всю свою квартиру из-за его творческих порывов.

После окончания Академии художеств в Сан-Карлосе, мексиканец получил профессиональное образование. Сразу же после этого ему был выдан грант, который позволил ему отправиться в Европу, где он мог увидеть картины таких великих художников, как Ван Гог, Гоген, Сезанн. Более десяти лет провел Диего за границей, путешествуя по Франции, Испании и Италии.

Ранняя художественная жизнь Риверы была неразрывно связана с кубизмом. Хотя картины молодого художника имели свой успех, его поклонники были всего лишь узким кругом интеллектуалов. Однако Диего мечтал о том, чтобы его творчество дотянулось до миллионов сердец, особенно представителей простого народа.

Ривера полностью поддерживал революцию в своей родной стране и подобные события в России. Постепенно он отказался от кубизма и стал создавать реалистичные картины, отражающие реальность.

В 1920-м году художник посетил Италию, где увидел настоящие фрески эпохи Кватроченто. Работы мастеров 15-го века вдохновили Диего на воплощение социалистических идей через монументальное искусство. С этого момента в его картинах все чаще звучала тема революционных перемен.

После возвращения на свою родину, Ривера стал одним из самых востребованных художников, получавших государственные заказы на роспись правительственных и общественных зданий. Стиль мастера был ярким и уникальным: его произведения отражали сочетание новых политических тенденций и культурного наследия древних предков, которые веками населяли территорию Мексики.

Отношения с Советским Союзом

Диего Ривера глубоко верил в идеи коммунизма и поддерживал революцию как на родине, так и в далекой России. В начале 1920-х годов он вступил в партию Мексики, а уже в 1927 году получил приглашение посетить СССР в связи с празднованием годовщины Октябрьской революции.

Изначально отношения Риверы и советских властей были очень дружелюбными. Диего проводил лекции о латиноамериканском искусстве, работал в художественном фонде «Октябрь». Ему было доверено создание серии фресок для Центрального дома Красной Армии, и он даже получил задание нарисовать портрет Иосифа Сталина. Однако после обвинений в «антисоветчине» мексиканского художника выгнали из СССР.

Недавно Ривера сблизился с Владимиром Маяковским, который приехал в Мексику для обмена культурным опытом между двумя странами. В 1925 году латиноамериканец лично встретил советского поэта на вокзале Мехико. Маяковский пробыл в гостях три недели, и весь этот период Диего был его проводником. Он показывал своему новому другу культурные достопримечательности своей родины, водил его по музеям и другим значимым местам.

После возвращения в Советский Союз, художник продолжил общение с поэтом, автором знаменитой «лесенки». Их встречи проходили или в квартире Маяковского, или в доме Бриков. В своих воспоминаниях Ривера отмечал, что благодаря Владимиру он познакомился с многими выдающимися людьми, включая автора «Американской трагедии» Теодора Драйзера.

В середине 1950-х художник решил посетить страну советов во второй раз после смерти Иосифа Сталина. Приглашение он получил от сотрудников Государственного музея Маяковского, которые помнили о дружбе двух выдающихся личностей и попросили живописца создать портрет поэта. Диего подписал свою работу как "Таким я помню Маяковского в Мексике".

В Соединенных Штатах

После Мексиканской революции, когда культура страны стала активно развиваться, европейские и американские интеллигенты стали проявлять оживленный интерес к Мексике. Особенно популярными были картины Диего Риверы, чью славу в конце 1920-х годов пронесло далеко за пределы его родной страны. Американцы заказывали у мастера как гигантские полотна, так и небольшие картины. После успешной персональной выставки в Музее современного искусства в Сан-Франциско ему было поручено создать три фрески и принять участие в оформлении декораций для постановки театрального спектакля «Лошадиная сила».

Позже художника пригласили в Детройт, где он должен был украсить Институт искусств. Затем он отправился в Чикаго, где ему было заказано несколько фресок. Кроме того, Ривере удалось поработать в только что открывшейся рабочей школе в Нью-Йорке и в Рокфеллер-центре.

Сотрудничество с американцами омрачилось серьезным конфликтом во время работы над произведением «Человек на распутье». Работа была заказана Рокфеллер-центром. При создании данной работы Диего решил использовать изображение Владимира Ленина, что вызвало возмущение со стороны американцев. На их требование удалить портрет советского лидера художник отказался, в результате работы были уничтожены. Диего так и не получил гонорар.

Художник не собирался расставаться со своим новым произведением: спустя некоторое время он воссоздал фреску и дал ей новое название «Человек, управляющий Вселенной». В этой работе, помимо изображения Ленина, автор включил также портрет Льва Троцкого, который прятался в Мексике. После того как он получил политическое убежище в этой латиноамериканской стране, он поселился в доме Фриды Кало, где прошли детство знаменитой художницы.

Шедевр под угрозой не только «Человек на распутье», пострадавший от уничтожения. Власти Штатов выразили недовольство росписями в Детройте, на которых художник изобразил «ужасные» промышленные образы, которые, по их мнению, не соответствовали концепции музея. Художник был восхищен техническим прогрессом мира, и это не могло не отразиться на его работах. К сожалению, не все это поняли.

Несмотря на это, успех Риверы в Соединенных Штатах продолжался несколько лет, пока реализм оставался самым популярным стилем в искусстве. Постепенно в Америке стали популярны авангардизм, а также привезенные европейцами направления — сюрреализм, дадаизм и кубизм.

В начале 1940-х годов Диего Ривера создал масштабную композицию под названием "Панамериканское единство". Этот мурал был выполнен на выставке "Золотые ворота" в Сан-Франциско. Каждый посетитель мог лично увидеть работу знаменитого художника. Композиция включает в себя сцены, отражающие прошлое, настоящее и будущее североамериканского континента.

Местные художники помогали Ривере в создании этой гигантской фрески, которая была полностью завершена лишь через двадцать лет из-за Второй мировой войны. После завершения работы композицию перевезли в городской колледж Сан-Франциско и установили в одном из его кампусов.

В современной эпохе колледж строит собственный Центр искусств для размещения этого выдающегося произведения. А пока «Панамериканское единство» находится в музее современного искусства и радует глаза всех посетителей.

Личная жизнь

Необычно, но этот мужчина с довольно обычной внешностью завоевал несколько женских сердец. У маэстро было аж пять официальных браков, два из которых он заключил с Фридой Кало. Среди его возлюбленных были женщины, посвятившие свою жизнь культуре и искусству – писательницы, поэтессы, художницы. Первой женой Риверы стала Ангелина Белова, русская художница, которая приехала в Париж в начале 20-ого века.

В 1911 году они устроили свадьбу и стали супругами. Через некоторое время жена родила Диего наследника, но ребенок заболел легочной инфекцией и умер в возрасте не достигшем двух лет. Ангелина всегда поддерживала своего мужа: даже в самые трудные годы Первой мировой войны она бралась за любую работу, чтобы обеспечить возможность художнику творить, не отвлекаясь на бытовые заботы. Она отлично знала о том, что у ее мужа была любовница — Мария Воробьева-Стебельская, сегодня известная как Маревна. Несколько десятков раз любовь к Диего останавливала женщину от мысли о разводе.

Как жена и любовница художника страдали обе женщины. Маревна родила художнику дочь Марику, которую он не хотел признавать официально. Девочка, выросшая под фамилией своего известного отца, в будущем стала известной актрисой и танцовщицей. В 1921 году Ривера вернулся в Мексику, оставив Ангелину.

Из-за отсутствия денег на дорогие билеты через океан жена вынуждена была остаться во Франции. Некоторое время Диего поддерживал с ней связь и даже пересылал небольшие денежные суммы, но после встречи с моделью Марин Гуадалупе это общение прекратилось. Семейная благополучная жизнь пары продолжалась семь лет, и за это время у них родилось двое дочерей. После знакомства с «основной» женщиной своей жизни художник покинул вторую семью и полностью погрузился в новые отношения.

После свадьбы с Фридой Кало, Диего Ривера вступил в совершенно новую фазу своей жизни, полную удивительных любовных приключений. Сразу после свадьбы мастер начал роман с спортсменкой Хелен Муди, что вызвало ревность у Фриды. Эксцентричная портретистка не стала скандалить, а вместо этого начала интрижку с женой Риверы, Кристиной Гастингс. За годы брака они много раз изменяли друг другу, с особым цинизмом и изяществом.

Одной из возлюбленных Диего стала сестра Фриды, Кристина. Обиженная данным поведением, Кало на время ушла от мужа, а затем вернулась и отомстила ему, связав его с скандальным Львом Троцким, который в то время жил в ее родительском доме.

Исчерпав все возможности «соревнований», супруги решили развестись. Однако страсть художников была настолько глубока, что спустя год они снова стали мужем и женой. Предательства не исчезли, но несмотря ни на что, пара прожила вместе до самой смерти известной мексиканки. Утрата Фриды сильно отразилась на Диего: он позднее признал, что недооценил мощь своей любви к этой удивительной женщине.

Смерть

По словам современников художников, перед своей смертью Кало нашла нового спутника в лице актрисы Марии Феликс. Несмотря на это, Ривера женился на владелице галереи и писательнице Эмме Фуртадо. Но их брак не продолжался долго: через два года их разлучила его смерть.

Диего Ривера ушел из жизни 24 октября 1957 года в результате онкологического заболевания. В это время художник жил в Мехико, и его похоронили на территории гражданского пантеона с названием «Ротонда выдающихся деятелей».

Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий