Диего Веласкес — биография художника, творчество и произведения

Диего Веласкес был известным художником при дворе, где он проживал во времена эпохи барокко. Он был представителем мадридской школы в период ее наивысшего процветания. Его творчество послужило основой для возникновения импрессионизма и реализма в работах Дали и Пикассо. Его произведения можно увидеть в крупнейших мировых музеях.

Годы детства и юношества

Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес — это полное имя знаменитого художника, которого многие обожают. Этот мальчик родился в семье Иеронимы и Хуана Родригеса де Сильва. Крещение состоялось 6 июня 1599 года в храме Святого Петра, в соответствии со всеми католическими обрядами. Однако точную дату рождения не удалось установить, так как неизвестно, через какой промежуток времени после рождения был проведен сам обряд крещения.

Диего старший ребенок в семье, где еще семеро детей. Обучение получил хорошее, включая философию и несколько языков. С детства проявлял интерес к изящным искусствам. Первые шаги в живописи он сделал в студии Франсиско де Эрреры, когда ему было 10 лет. Этот учитель не придерживался моды на итальянское искусство, популярное в то время.

Нет точной информации о сроках обучения, но известно, что оно было недолгим. Характер педагога был скверный, и амбициозный ученик не мог его долго терпеть.

Документов об образовании нет, только упоминание о контракте на шесть лет с другим учителем.

В возрасте двенадцати лет молодой талант попал под опеку Франсиско Пачеко, который увидел в ребенке настоящего гения. С этого момента начался новый этап в его жизни. К семнадцати годам Диего уже был самостоятельным художником, мечтающим попасть на королевский двор. Используя фамилию матери, Диего подписывал свои работы, что было распространенной практикой в Андалусии. Однако есть и картины, на которых он указывал фамилию своего отца.

Творчество

В начальный период своего творчества художник изображал на своих полотнах повседневные сцены с обычными людьми. В его работах "Завтрак", "Двое юношей у стола", "Старуха, жарящая яйца" в жанре бодегоне можно было увидеть простых людей. Не случайно название жанра переводится как "трактир, закусочная". Среди его учеников на этом этапе были Хуан де Пареха и Эстебан Мурильо. На вопрос, почему он выбрал именно такие сюжеты, Диего ответил: "Лучше быть первым, изображая уродство, чем вторым, рисуя красоту".

В 1622 году произошел переезд в Мадрид, где молодой художник, обратившийся к Хуану Родригесу де Фонсеке с рекомендательным письмом от своего наставника, получил возможность познакомиться с герцогом Оливаресом. Герцог заказал себе портрет у Веласкеса, который после окончания работы был показан монарху на аудиенции и получил похвалу.

В течение года Диего Веласкес был назначен на роль официального портретиста испанского короля Филиппа IV и его семьи. Первый портрет был завершен в 1923 году, и теперь Веласкес, по приказу Его Величества, вынужден был постоянно проживать в Мадриде. Его карьера при дворе стремительно развивалась, и молодой художник получал жалование в 20 дукатов в месяц, а также бесплатное жилье, медицинское обслуживание и дополнительный гонорар за каждый свой портрет.

В 1967 году Диего одержал победу в конкурсе, в котором приняли участие лучшие художники всей страны. Стоит отметить, что именно король выступил инициатором этого конкурса, а основной темой стала «изгнание мавров». К сожалению, сегодня невозможно оценить саму картину, так как она была уничтожена пожаром в 1734 году. Однако современники и письменные источники сообщают, что на ней был изображен сам Филипп III, указывающий дубинкой на толпу мавров. Победой в конкурсе Диего получил должность камергера, а спустя год на его место придворного художника короля Джеймс Морана был назначен молодой Веласкес.

В 1629 году Диего, получив разрешение на поездку, покинул Испанию на полгода. Его путь привел его в Италию, где он познакомился с работами знаменитых итальянских мастеров. Позднее критики отметили, что его первый визит сильно повлиял на его творчество, но до сих пор неизвестно, с кем он встречался и чьи работы его больше всего заинтересовали.

После возвращения на родину, Диего вернулся к своей предыдущей должности и начал создавать портреты короля, членов его семьи и ближайшего круга. В тот период он написал полотно «Урок верховой езды принца Бальтазара Карлоса». На картине изображен принц, гарцующий на коне в форме фельдмаршала. Также в этот период он создал портрет поэта Франсиско де Кеведо, королевы Елизаветы Бурбонской и несколько картин, посвященных герцогу Оливаресу. Последние были особым проявлением благодарности за его благотворительность.

Веласкес всегда исполнял свою работу придворного художника с большим усердием. За время своей работы он создал более сорока портретов короля, часто следуя за ним в его поездках и военных походах. Таким образом, он смог запечатлеть монарха верхом, представив Филиппа как полководца во главе огромной армии. Заметим, что в действительности ничего подобного не происходило.

В живописи Веласкеса можно найти картины, которые не имеют прямого отношения к монарху. Среди них — портреты шутов и карликов, к которым художник относился с уважением и сочувствием. «Карлик дон Диего де Аседо по прозвищу Эль Примо» — на этой картине вы увидите умное лицо, большую книгу и перо с чернильницей, символизирующие ум и образованность. Чего, впрочем, не хватало многим придворным. К этой серии также относятся картины «Дон Хуан де Калабасас», «Франсиско Лескано» и «Пабло Де Вальядолид».

В течение тридцатых годов XVII века в коллекции Веласкеса появилась картина на религиозную тему под названием "Христос на кресте". На ней был изображен образ Христа в момент распятия. Через десять лет испанский монарх поручил придворному художнику создать первую академию искусств в Мадриде. В Испании было много художников и много картин, но король посчитал, что стране также необходимы скульпторы. Именно для изучения скульптуры, мастерства и покупки готовых скульптур Веласкес снова отправился в путешествие по Италии с разрешения короля.

К концу 1940-х годов Диего уже посетил Милан, Геную и Венецию, где познакомился с творчеством Веронезе, Тинторетто и Тициана. После покупки работ, испанец отправился в Ватикан. Ему предложили сделать портрет Папы Иннокентия Х, который был нарисован в совершенно необычной для Диего манере — технике быстрого письма (manera abreviada).

Агрессивный стиль и показанная на портрете беспощадность понтифика смутили многих. Но самому заказчику работа пришлась по вкусу и ее повесили прямо возле двери в кабинет Папы.

В 1651 году завершилось "итальянское" путешествие и Диего вернулся по приказу Филиппа в Испанию. Сначала он составил каталоги купленных им картин и скульптур за время путешествия, их оказалось довольно много. После этого начался новый период творчества Веласкеса, который привел к созданию шедевров. Под впечатлением от путешествия Диего закончил полотно "Венера с зеркалом".

Римская богиня изображена лежа на кровати, повернувшись спиной к зрителям и смотря в зеркало, которое удерживает купидон. Складки простыни лишь подчеркивают формы женщины. Художник использовал оттенки серого, красного и белого для изображения женщины, что контрастирует с темным цветом шелка и коричневым отражением на стене.

В 1914 году группа вандалов пыталась уничтожить эту картину. Мэри Ричардсон легко проникла в лондонскую Национальную галерею, где в то время экспонировалась картина, и попыталась разрезать ее с помощью мясного тесака. В итоге на полотне остались небольшие порезы.

К середине 50-х годов XVII века современные искусствоведы приписали еще одну работу Диего Веласкеса — «Пряхи». На ней, по их утверждению, художник изобразил девушек-прях, работающих в ткацкой мастерской. Другие специалисты утверждают, что картина отражает сюжет одной из популярных в то время басен, принадлежащей Овидию, рассказывающую о смертной Арахне.

Девушка дерзнула бросить вызов самой Афине во время соревнования в ткачестве. Картина представляет собой многослойный сюжет и выполнена в жанре bodegones, характерном для более раннего периода творчества Веласкеса. Сама по себе картина была заказана доном Педро де Арсе, занимавшим должность королевского охотника.

Несмотря на то, что картина находилась в королевской галерее, она чудом уцелела при пожаре 1734 года, однако ее края были серьезно повреждены. Реставрационные работы продолжались десятилетиями, и к нашим дням «Пряхи» дошла не в первозданном виде. Стоит отметить, что в музее выставляется только оригинальная часть картины, принадлежащая кисти Веласкеса, восстановленные элементы скрыты рамкой.

Несколько лет перед кончиной Диего Веласкес создал несколько портретов королевских наследников, которые считаются одними из его лучших работ. «Инфанта Маргарита Тереза в синем платье» восхищает своим неповторимым стилем, мерцающими бликами и эффектом трехмерного пространства.

Личная жизнь

Диего Веласкес был женат только на Хуане Пачеки, дочке своего учителя Франсиско. Они вступили в брак 23 апреля 1618 года. У его жены было два ребенка, но младшая дочь, Игнасия, умерла в детском возрасте. Старшая дочь, Франциска, вышла замуж за художника Хуана Батиста Мартинеса дель Масо, который был также на службе у королевского двора, как и ее отец.

В дальнейшем он продолжил традиции и стиль художественной работы, начатые Веласкесом, но его работы не имели той же глубины и таланта, что были характерны для Веласкеса. Еще одним учеником художника был Хуан де Пареха, который ранее был рабом или слугой.

При изменении правительства при дворе, помимо смены придворного художника, изменился и общий стиль в искусстве. Реализм и натурализм, созданные Веласкесом, были заменены французским барокко.

Через несколько десятилетий импрессионисты и романтики обратились к творчеству великого художника в поисках вдохновения.

Смерть

В июне 1660 года ничего не предвещало беды. Художник Диего Веласкес приступил к украшению павильона и созданию живописной композиции для церемонии бракосочетания испанской принцессы Марии Терезии и короля Франции Людовика XIV. Церемония прошла на острове Фазанов, расположенном на реке Бидасоа.

Огромное событие с огромным масштабом и требованиями сильно подорвало уже нестабильное здоровье художника. После возвращения в столицу он начал чувствовать недомогание и ощущал сильную жару. Веласкес осознавал, что скоро уйдет из этого мира, поэтому в присутствии свидетелей составил завещание, в котором поручил выполнение последней воли своей любимой жене, детям и другу. Последний был хранителем всех королевских записей.

6 августа 1660 года в своем доме ушел из жизни Диего Веласкес, окруженный своей семьей. Официальной причиной смерти художника была объявлена лихорадка. Всего через восемь дней после похорон Диего, его супругу Хуану похоронили родственники. Их могилы находились рядом, однако сегодня точное местоположение неизвестно. Все из-за войны с французами в 1811 году, которые разрушили церковь Сан-Хуан Баутиста, где был похоронен великий художник.

Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий