Кинорежиссёр и актриса Динара Асанова привлекла внимание широкой аудитории своими работами о "проблемных" детях и подростках благодаря искренности и глубине освещения социальных вопросов. Она отдавала предпочтение импровизационному стилю, который делал её фильмы живыми и аутентичными, сближая игровое кино с документальным. За выдающийся вклад в культуру и искусство ей было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Детство
24 октября 1942 года в Бишкеке, Киргизия, родилась Динара Асанова, киргизской национальности. Её отец, журналист, ушёл на фронт и скончался до её рождения. Мать занималась воспитанием Динары и её сестры, работая машинисткой в редакции и редко бывая дома. Бабушка была основным опекуном девочек, вложив в них много усилий и знаний. Летом они проводили время у родственников в горах, что оставило свой след в детстве Динары.
Динара активно участвовала в школьных кружках, мечтая о музыкальной школе, но не смогла посещать из-за финансовых трудностей. Она увлеклась кинематографом и решила связать своё будущее с этой сферой.
После окончания школы в 1960-1962 годах Динара была занята на киностудии «Киргизфильм», где выполняла различные обязанности — реквизитора, помощника режиссера, монтажера и участвовала в массовых сценах. Её первая роль была в фильме «Девушка Тянь-Шаня» (1960). После этого Динара поступила в Всероссийский государственный институт кинематографии (ВГИК), где во время каникул продолжала работать в кино, включая помощь Л. Е. Шепитько на съёмках фильма «Зной». Однако после главной роли в фильме «У каждого своя дорога» (1966), Динара решила прекратить актёрскую деятельность из-за разногласий с режиссёрским видением её персонажа.
В 1968 году Асанова успешно закончила обучение на режиссерском факультете ВГИКа, где её учителями были известные режиссёры М. И. Ромм и А. Б. Столпер. Особенное влияние на неё оказал Ромм, чьи фильмы она смотрела неоднократно в детстве. В 1970 году она успешно защитила дипломную работу, представив короткометражный фильм по рассказу В. Г. Распутина под названием «Рудольфио».
Режиссер
После окончания высшего учебного заведения для кинематографии Динара Асанова потратила четыре года на поиск работы в качестве режиссера, прежде чем в 1973 году ей удалось найти место на киностудии «Ленфильм». Это стало возможно благодаря Фрижете Гукасян, которая тогда занимала позицию главного редактора в Первом объединении киностудий, и она высоко оценила фильм Асановой под названием «Рудольфио». Гукасян была особенно поражена искренностью этого произведения и мастерством подбора актеров, включая Юрия Визбора в роли главного героя.
Первый значительный проект Динары на студии «Ленфильм» был фильм «У дятла болит голова» (1974), вызвавший огромный интерес как у зрителей, так и у критиков. Сценарий, написанный Юрием Клепиковым, привнес новые идеи в изображение подростковых проблем. В своей работе Асанова не пошла по легкому пути, пригласив для главных ролей подростков с трудными судьбами и активно использовала элементы импровизации, чтобы актеры могли максимально естественно передать своих персонажей. В результате фильм отличался живостью и искренностью исполнения.
Был задан следующий проект Динаре Асановой, «Ключ без права передачи», сценарий которого написал Г. Полонский. В этом фильме, так же как и в предыдущем, большую роль сыграла проработка персонажей и их взаимоотношений. Асанова снова доверила основные роли школьникам, проводила обсуждения сценария с молодыми актерами и уделяла внимание их личным проблемам и взаимодействию с взрослыми. Фильм отличался искренностью и естественным исполнением, что принесло ему признание как среди критиков, так и зрителей.
Однако не все работы Асановой встречали одобрение. Её фильм «Беда» был снят в условиях замены больного режиссера, и тематика картины, описывающая проблему алкоголизма, оказалась очень сложной. В этом фильме снова проявилась тенденция Асановой изменять сценарий в процессе работы, что привело к конфликту с сценаристом И. Меттером.
Основным персонажем стал сын, исполненный Алексеем Петренко, который своей игрой затмил других героев. В дневниковых записях Асанова отмечала, что работа с Петренко оказалась откровением. Сценарист и некоторые критики считали, что режиссерская свобода Асановой приводила к слишком свободной интерпретации материала, что не всегда способствовало успеху картины. Несмотря на это, Динара Асанова продолжала отстаивать свою творческую позицию, утверждая, что в процессе создания фильма сценарий должен уступать место жизни, которая разворачивается перед камерой.
Разговоры между Асановой и Меттером на страницах «Советского экрана» привели к глубокому обсуждению работы режиссёра и сценариста в кинематографе, подчеркивая трудности, связанные с сбалансированным сочетанием авторского видения и реалистичного отображения жизни. Несмотря на критику, Асанова не отступала от своего подхода, убеждая в его способности достичь более истинности и эмоционального воздействия на зрителя.
Свежий фильм рассматривает раскол в семейных узах и фокусируется на теме сложных судеб женщин, что было актуально для советского кино того времени. Главная героиня Вера (Елена Соловей) решает покинуть стабильную, казавшуюся, семью, временно оставив сына с отцом, чтобы начать новую жизнь.
Это решение шокирует её мужа Александра (дебют Валерия Приёмыхова), который не может понять, почему она ушла. Пересматривая своё прошлое, он начинает видеть события, которые он раньше игнорировал, и осознает, что они подрывали основы их семьи. Он меняет своё отношение, надеясь на возвращение Веры. Однако она остаётся твердой в своём решении.
Феликс Гукасян отмечает, что в создании фильма слишком сильно акцентируется внимание на отрицательных чертах Александра, его эгоизме и неспособности понимать близких, что мешает зрителю понять причины, по которым Вера изначально выбрала его. В заключительной сцене Александр, поднимая сына на плечи, идет в толпу в аэропорту, где они оба ищут Веру, но не находят ее среди множества людей. Так же, как и в предыдущих работах режиссера, фильм ориентирован на взрослую аудиторию, однако он также затрагивает детскую тематику, которая в «Беде» не была полностью раскрыта, но достигает яркого и драматического изложения в «Жена ушла».
В фильме «Какой выбор сделаешь ты?» использован тот же подход к созданию документального стиля, который помогает детям адаптироваться на съемочной площадке и способствует установлению связи между ними и взрослыми. Фильм раскрывает «увлекательный и свободный мир детской игры», по выражению Гукасяна. Многие сцены ярко иллюстрируют особенности детского восприятия и оказываются интереснее самого фильма. Режиссер Асанова стремилась передать на экран атмосферу настоящей жизни и достигла баланса между игровым и документальным кино, даже в ущерб сценарию. Однако такая «импровизация на тему» не всегда вызывает положительную реакцию критиков, и этот фильм остался незамеченным.
В киноленте «Пацаны» важное значение имеет образ педагога Павла Антонова (Валерий Приёмыхов), который оставил свою спортивную карьеру ради работы с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации. Его сложные отношения с подопечными и грамотный сценарий Юрия Клепикова гарантируют успех ленты у зрителей. Методика Асановой, основанная на импровизации и опоре на типажи, сочетается с приёмами документальной съёмки, создавая ощущение реальности и искренности, словно перед зрителем разворачивается настоящая жизнь. Обсуждение фильма, реакция педагогов и подростков, которые узнали в персонажах «Пацаны» самих себя, подтверждают важность и актуальность затронутых в нем тем.
Фильмы Асановой, как и «Милый, дорогой, любимый, единственный…» (1984), часто сфокусированы на молодых людях, только начинающих свой путь в жизни. Описание их как «неблагополучных» вызывает вопросы о доле ответственности общества за их судьбы. Асанова утверждает, что современный кинематограф, особенно молодые режиссёры, должны акцентировать внимание на острых и актуальных проблемах, независимо от возраста или социального статуса персонажей.
В фильме "Никудышная" (1980) главная героиня Аня оказывается в центре внимания из-за отсутствия понимания в семье и отправляют её жить к родственникам в деревню. Там она встречает замкнутого на себе знахаря (Марк Глузский), который живёт в уединении. Несмотря на его строгость, он оказывает девушке поддержку и внимание, благодаря чему они становятся ближе, чем какой-либо из их родных. Этот случай показывает, как неожиданные встречи могут изменить жизненный путь человека.
Личная жизнь
Ограничение в режиссуре стало для Динары временем личных вызовов и профессиональных ограничений. В этот период она встретила Николая Юдина, чье сердце было открыто для ее идей и чувств. Брак с Николаем не только укрепил Динару в трудные времена, но и подтвердил, что даже в самые темные периоды жизни могут случиться светлые события.
Когда у Динары родился сын, который получил ласковое имя Анвар, это стало новым этапом в её жизни. Мальчик стал не только её источником радости и гордостью, но и вдохновением. Динара активно вовлекла сына в свои творческие дела, что помогло ему уже с самого раннего возраста почувствовать мир кино.
Смерть Динары Асановой резко изменила жизнь юного Анвара. Потеря матери в таком юном возрасте оставила очень глубокий след в его сердце. Поездка в Киргизию и последующее лечение в психиатрической больнице не принесли ожидаемого облегчения. Его жизнь превратилась в непрерывную цепь скитаний и неудач, а попытки наладить связь с отцом оказались тщетными.
Причина смерти
В расцвете своего творчества ушла из жизни Динара Асанова, оставив после себя богатое культурное наследие. Во время работы над своим последним фильмом «Незнакомка» Асанова, будто обладая даром предвидения, предупредила своих близких о скором уходе и позаботилась о том, чтобы все ее обязательства были выполнены.
Трагическая смерть постигла Динару Асанову в 42 года. Она скончалась, сидя в кресле, из-за проблем с сердцем. Неожиданная утрата режиссера стала невосполнимой потерей для советского кинематографа и для всех, кто знал и ценил ее талант.
Динара Асанова была похоронена на кладбище Ала-Арчинского района в Бишкеке, столице Киргизской ССР (ныне Кыргызстан).