Диоген Синопский был знаменитым мыслителем из Древней Греции. Согласно легенде, в свои молодые годы он получил пророчество от одной из жриц в Дельфах, но неправильно его толкнул, что повлекло за собой целую серию судьбоносных событий в его жизни.
Детство и юность
Согласно мнению ученых и историков, древнегреческий период считается одним из наиболее подходящих для возникновения школ философии. На тот момент человечество уже проделало значительный прогресс в области культуры и расширило свои познания, что привело к появлению еще большего количества философских вопросов. В тот период свое учение, которое впоследствии было пересмотрено и дополнено его учеником, представил известный философ Платон. Сегодня это учение считается классическим и остается актуальным в современном мире.
В античном мире существовали иные философские школы, как, например, киники, основанные Антисфеном — одним из последователей Сократа. Известным представителем этого направления был Диоген Синопский, который славился своими противостояниями с Платоном и скандальными выходками, имевшими скорее вульгарный, чем провокационный характер.
О ранних годах жизни философа сегодня известно немного. Даже та информация, что у нас есть, вызывает споры среди ученых. Диоген Лаэртский, ученый и библиограф, поместил все, что удалось узнать, в одну главу своей книги под названием «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов».
Если пристально изучить этот текст, то можно узнать, что Диоген родился приблизительно в 412 году до нашей эры. Его родным городом стал Синоп, откуда произошло прозвище этого известного философа. Неизвестно ничего о женщине, которая родила Диогена. В то же время его отцом был Гикесий, который занимался обслуживанием столовой. Так называли человека, который в то время просто занимался ростовщичеством или менялои.
Детские годы будущего философа были наполнены неспокойством, ведь именно в это время между персидскими и греческими группировками регулярно возникали конфликты и междоусобицы. Гикесий, оказавшись в сложной политической обстановке, начал подделывать деньги, но его скоро поймали. Диоген, которого обвинили в пособничестве и хотели арестовать, бежал из города.
В последующие годы он путешествовал, и это привело его в Дельфы. В этом городе измученный и уставший от жизни Диоген обратился к оракулу, спросив: «Что делать дальше?». Ответ был неясным: «Пересмотреть приоритеты и ценности». Не поняв послание, Диоген отправился в путь, не обращая внимания.
Философия
После многих лет странствий Диоген, наконец, прибыл в Афины. Именно здесь, на одной из городских площадей, он встретил Антисфена. Точные обстоятельства их знакомства неизвестны, однако Антисфен своими высказываниями поразил Диогена, вызвав у него чувство неприязни к себе. В этот момент молодой человек решил остаться в Афинах и стать учеником знаменитого философа.
Молодой человек не имел денег на аренду жилья, поэтому он придумал необычное решение. Рядом с храмом Цибелы он выкопал огромную глиняную бочку, в которой обычные горожане хранили свои продукты. Он решил использовать эту бочку в качестве своего жилища и жил в ней долгие годы, что в итоге привело к возникновению понятия "Бочка Диогена".
После некоторого времени молодой человек стал учеником Антисфена. Интересно отметить, что даже после того, как старый философ избил его палкой, назойливый парень так и не отстал от него. Парадоксально, но именно Диоген стал лицом античной философии, особенно школы кинизма.
Основой своей теории молодой человек сделал аскетизм, что подразумевал отказ от всех материальных благ и подражание природе. Диоген был противником политики, государства, священнослужителей и религии. Он называл себя гражданином мира или космополитом.
После смерти учителя дела у мужчины пошли еще хуже. Местные жители утверждали, что философ сошел с ума, указывая на его эксцентричное поведение. Например, Диоген открыто занимался онанизмом и утверждал, что было бы замечательно, если бы при этом похлопывая по животу, можно было бы утолить голод.
В ходе диалога с великим полководцем и правителем Александром Македонским, Диоген называл себя собакой, хотя это было известно уже до этого. В один прекрасный день горожане начали бросать философу кости, надеясь, что он сможет их покусать как настоящая собака. Но они не могли предположить, что произойдет дальше. Диоген решил отомстить обидчикам необычным образом. Он побесился на них, как настоящий пес.
Известный философ известен также своими другими экстравагантными выступлениями. Например, когда он увидел, что неумелый лучник промахнулся, он решил усесться прямо возле мишени, утверждая, что это самое безопасное место. Он мог стоять голым под дождем и не отходить от своего места, даже когда горожане пытались его увести под навес. Однажды Платон заявил, что лучшая помощь для тщеславного Диогена — это вообще его не замечать.
Много разногласий возникало между Диогеном и Платоном, и многие считают эту историю увлекательной. Но Диоген действительно один раз победил своего оппонента. Это случилось в истории с ощипанной курицей и платоновским человеком. Во всех остальных случаях Платон безусловно оставался победителем. Современные ученые считают, что выходец из Синопа просто завидовал своему успешному оппоненту.
В то же время известно, что Диоген неоднократно вступал в конфликты с другими философами, включая Аристиппа и Анаксимена Лампсакского. Несмотря на постоянные разногласия с конкурентами, философ продолжал удивлять и отвечать на различные вопросы. Один из его поступков привел к появлению популярной фразы "Фонарь Диогена". В том, что философ несколько дней ходил по городу с зажженным фонарем, постоянно повторяя: "Я ищу человека".
Таким образом он хотел показать свое отношение ко всем людям. Философ неоднократно говорил негативно об афинянах. Однажды, стоя на рынке, он читал лекцию, но никто не обращал на него внимания. Вскоре он начал кричать, словно петух, и вокруг собралась толпа народу. В этот момент он заявил: «Вот каков уровень развития людей. Когда я произносил умные слова, меня игнорировали.
Но как только я начал кричать, словно петух, все окружающие заинтересовались мной».
В период разногласий между греками и царем Македонии Филиппом II, один философ решил покинуть Афины и отправиться кораблем на остров Эгина. Однако его судно не добралось до места назначения из-за нападения пиратов. Все находившиеся на борту либо были захвачены в плен, либо убиты.
Из числа захваченных оказался и Диоген. Он был выкуплен на рынке рабов коринфянином по имени Ксеанид. Интересно, что философа купили для того, чтобы он обучал детей своего нового хозяина, а Диоген, как известно, был отличным учителем. Кроме того, что он учил их метанию дротиков, верховой езде, греческой истории и литературе, Диоген также научил их скромности в одежде и питании, физическим упражнениям и умению поддерживать здоровье.
Знакомые и ученики много раз предлагали философу избавиться от рабства, но он всегда отказывался, утверждая, что даже будучи рабом, он «господин своего господина». На самом деле философ был благодарен за регулярную еду и крышу над головой.
Известный философ Древней Греции скончался 10 июня 323 года, все еще находясь в рабстве у Ксианида. По его просьбе его похоронили лицом вниз. Позже на его могиле, расположенной в Коринфе, была установлена надгробная плита из паросского мрамора, на которой его ученики вырезали слова благодарности и пожелания о вечной славе. Также на могиле стоит мраморная собака, символизирующая жизнь знаменитого грека.
Диоген представился царю собакой, чтобы познакомиться с философом-маргиналом, Александром Македонским. Вопрос царя о выборе символа был окончательно решен фразой Диогена: "Кто бросит кусок – тому рад, кто не бросает – облаю, а того кто обидит – кусаю". На вопрос о породе собаки, Диоген отвечал: "милосской – когда сыт, и мальтийской – когда голоден".
Личная жизнь
Диоген отрицал значение государства и семьи и считал, что жены и дети должны быть общими, так же как и границы между странами. Именно поэтому довольно трудно определить, сколько у него было биологических детей.
Наследие
По словам биографа Диогена Лаэртского, у грека было четырнадцать трудов по философии и две трагедии. Однако, некоторые утверждают, что он написал семь трагедий. Все его произведения дошли до нас благодаря другим философам и писателям, которые цитировали и использовали его высказывания в своих работах.
Среди сохранившихся творений можно выделить следующие произведения: «О добродетели», «О богатстве», «Наука нравственности», «Афинский народ» и «О смерти». Среди известных трагедий стоит отметить «Елена» и «Геракл».