Дионисий — биография и работы иконописца

Дионисий был талантливым художником, который создавал потрясающие фрески в 15-16 веках. Он продолжал традиции великого Андрея Рублева и его произведения сейчас можно увидеть в Русском музее и в Третьяковской галерее.

Детство и юность

Известно, что знаменитый художник родился примерно в 1440 году. Мало сведений о жизни Дионисия. Единственные факты из его биографии современные исследователи извлекают из летописей. В отличие от других русских иконописцев, Дионисий не был монахом, а принадлежал к светскому сословию — "боярским детям". Он занимал должность на государственной службе.

Творчество

Исторические записи свидетельствуют о том, что в 1460-х годах Дионисий получил свой первый значительный заказ. Ему было предложено создать фрески в соборе Рождества Богоматери, который находился в монастыре Пафнутьево-Боровского, расположенного недалеко от современной Калуги.

В то время не отдельные мастера, а целые артели художников занимались созданием масштабных живописных проектов. Старший мастер вел артель и создавал план будущей росписи, занимаясь самыми важными участками полотна. Руководителем артели, к которой принадлежал Дионисий, был старец Митрофан. Вероятно, именно у старца Симонова монастыря молодой художник унаследовал традиции классической иконописи, уходящие вглубь времен до Андрея Рублева.

Случай помог раскрыть профессиональную биографию Дионисия. Однажды фрески молодого художника увидел Иван III, князь Московский. Монарх оказался довольным работой художника, и вскоре Дионисий стал главой художественной артели и получил новый заказ – роспись Успенского собора в Кремле.

Для Успенского собора Дионисий написал две иконы — «Житие митрополита Алексия» и «Житие митрополита Петра». Главные герои произведений изображены в полный рост, одеты в торжественные одежды.

Средневековая Россия особенно почитала образ Богоматери Одигитрии. Она считалась покровительницей воинов и путешественников. В 1482 году художнику поручили написать святую на греческой иконе. Эта икона была копией древнейшей иконы, которая была взята из византийского монастыря Одигон. Копия была доставлена в Россию и помещена в Московский Кремль.

Во время пожара икона сильно пострадала, и изначальное изображение сохранилось только на доске. Именно на этой доске мастер и воссоздал образ святой.

На святой иконе изображена женщина с младенцем, который держит в руках белый свиток. В углах иконы можно увидеть изображения архангелов. Изначально икона была двусторонней, но рисунок на второй стороне не дошел до наших дней. В настоящее время икона находится в Третьяковской галерее.

Личная жизнь

Мало информации о личной жизни Дионисия было известно, так же как и о других аспектах его биографии. Художник был в браке, и его сыновья тоже выбрали изобразительное искусство в качестве своего призвания. Владимир и Феодосий унаследовали художественные методы своего отца, став его основными помощниками и учениками.

После того, как он стал известным иконописцем, мастер руководил своими собственными мастерскими, где работали его сыновья. Дионисий и его дети работали вместе над украшением Успенского собора в Иосифо-Волоцком монастыре. Мастерская Дионисия занималась созданием икон для иконостаса и фресками — в общей сложности мастера написали около 90 икон. Работы мастеров этой мастерской отличались удлиненными пропорциями и особым торжественным стилем.

В 1490-х годах мастер вместе со своими сыновьями переехал в окрестности Вологды, где строились новые каменные монастыри вместо старых деревянных. В том числе, он работал над иконостасом в Павло-Обнорском монастыре. Из его поздних работ до наших дней дошло только несколько произведений, таких как «Распятие» и «Спас в силах», которые сейчас находятся в Третьяковской галерее.

Еще одной поздней работой Дионисия является «Уверение Фомы», которая находится в Русском музее. На этой иконе изображен эпизод из земной жизни Христа – явление ученикам после Воскресения. Апостол Фома протянул руку, чтобы прикоснуться к Христу и убедиться, что он ожил.

Через десять лет мастер вместе с учениками занимался росписью собора Рождества Богородицы в монастыре. Ученые утверждают, что это было последнее крупное творение в профессиональной карьере Дионисия. Работа иконописца дошла до наших дней в отличном состоянии. Фреска находится внутри здания и содержит почти 300 элементов. На северной стене сохранилась надпись, подтверждающая авторство мастера.

Смерть и память

Дату смерти знаменитого иконописца точно не установили, но ученые полагают, что Дионисий скончался в 1508 году. После этого года в источниках нет упоминаний об этом художнике.

Творчество Дионисия не исчезло после его смерти. Его сыновья и многочисленные последователи продолжили его художественную традицию. Ученики и потомки мастера создали так называемый «круг Дионисия». Члены этой организации продолжали создавать иконы в духе ушедшего мастера.

Сын художника Феодосий также стал известным иконописцем. Его главной работой считается роспись Благовещенского собора в Московском Кремле.

Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий